Грузовики на букву "А"

Дело происходило в Германии недалеко от Штутгарта, куда нас пригласили для знакомства с модернизированными грузовиками. Немцы выкатили целую линейку машин, на коих пишущая братия и отрывалась на окрестных трассах. Дороги были разными: от улиц в ухоженных немецких деревушках до автобанов. Трассы, соединяющие автобаны и деревушки узки, но с обязательной разметкой, да и обочи ны почти нет. Вот на такой трассе, где автопоезда расходятся впритирку, и произошел зеркальный краш(тест. Помнится, топил я на всю катушку, до ограничителя. Навстречу шел такой же красный Axor, но скорость на узкой дороге сбавлять ни я, ни он не собирались. Так как засвою жизнь грузовых зеркал на встречных курсах я расколотил достаточно, то по опыту знаю, что на узкой дороге на больших скоростях нельзя смотреть на встречную машину – инстинктивно потянет на обочину. А обочины нет, ее жалкое подобие – с земляным покрытием, за кабиной дождь. Поэтому ехать надо так, как будто ты на трассе один: не замечая встречных, но четко держась своей полосы. Тогда искорость не сбросишь, и со встречным разъедешься, и на обочине не окажешься. Главное, чтобы уверенность не переросла в самоуверенность.
Глухой удар, красная молния промелькнула мимо, инструктор ойкнул. Левые зеркала заднего вида вместе со стойкой прилипли к дверному стеклу. Так как до стоянки оставалось немного, то останавливаться я не стал и доехал «одноглазым». Как ни странно, но зеркала на моей машине остались целыми. Поставить стойку на место и отрегулировать зеркала труда не представляло, поэтому через пару минут машина была готова к движению.
Скорее всего, произошло следующее: понятно, что все дело, в первую очередь, в прокладках между сиденьем и рулем – надо было просто снизить скорость, но в оправда ние скажу, что груженые автомобили на таких скоростях имеют существенную боковую раскачку. Вероятно, встретились два одиночества в момент раскачки, что и отразилось на состоянии зеркал заднего вида. Ладно, хватит лирики – перейдем к делу.
Atego. C 1998 года, когда эта модель пошла в серию, выпущено 170 тыс. машин. Как заявляют производители, 120 стран увидели такие машины еще новыми. Нашей стране достались крохи от этого количества в связи с бедностью наших перевозчиков и засилием на рынке отече ственной продукции по существенно низкой цене. Нем цы решили, что шести лет производства уже достаточ но, и модернизировали малыша Atego. Пластическая операция лишь слегка затронула «морду лица», но, как мне кажется, не очень удачно. Не понял я художествен ных изысков в виде раскосых фронтальных поворотни ков. Сначала принял за головной свет, но эти фары только подмигивали, а не освещали.
Зато с интерьером у дизайнеров получилось. Салон напоминает самого большого брата по имени Axor и среднего Atego. Глядя на приборную панель «подшофе», можно и не разобраться в какую машину попал. Хороший пластик, удобный руль и кресло – что еще для хорошей жизни надо! Зеркала заднего вида вынесены за крайние точки фургона на 50 мм и обеспечивают отличный обзор. Кроме того, стекла зеркал имеют антибликовое покрытие. Исполнение интерьера кабины будет в трех версиях: для работы на коротком «плече», длинном и люксовое. Сама кабина, в зависимости от размера, предлагается в четырех версиях. Полная масса малыша колеблется от 6,5 до 15 т. Уместно напомнить, что старый Atego весил до 26 т.
Для этого грузовика конструкторы предлагают 4- и 6- цилиндровые двигатели объемом 4,24 и 6,37 литров соответственно. Для 4(цилиндрового двигателя ОМ 904 предусмотрены мощности 122, 150, 177 л.с., для рядной шестерки ОМ 906 – 231 и 279 л.с. А чтобы мало не казалось, конструторы создали и предложили для установки новый 4-цилиндровый двигатель ОМ 924 объемом 4,8 л и мощностью 218 л.с. Этот двигатель легче 906(го на 100 кг. Для двигателей 900-й серии характерны многоструйные 5- или 6(точечные распылители, индивидуальные, на каждый ци линдр, насосы высокого давления, турбонаддув с промежуточным охлаждением. Двигатели агрегатируются с 6- или 9-ступенчатыми КПП фирмы ZF. А чтобы водители чувствовали себя в Atego как в большом Actros, для малыша предложили КПП Telligent с автоматическим переклю чением передач, коих – не в пример Actros – всего шесть. Мало? Тогда вам предложат полный 5- или 6-ступенчатый автомат Allison. На Atego может быть разная комбинация подвески: от рессорной до полной пневмоподвески.
Axor. Грузовики полной массой от 15 до 17 т немцы решили не делать. Правильно, что мелочиться! Поэтому вес Axor начинается с 18 т и заканчивается где-то у 26(ти. Здесь силь но мудрить над рестайлингом кабины не стали, поэтому на нее (кабину) приятно смотреть. Предназначение таких машин – развоз тяжелого и объемного товара по точкам или роль тягача в автопоезде для работы на средних дистанциях. Кто(то в целях экономии рванет на нем и на «дальняк». Разные варианты кабин и компоновки интерьера позволяют ублажить самых привередливых. Едешь себе в навороченном Axor и думаешь, что управляешь не самым крутым Actros. Шасси Axor прекрасно подойдут для уста новки на них строительного и навесного оборудования.
Базовыми двигателями для этой машины стали рядные 6(цилиндровые агрегаты серий ОМ 906, ОМ 926, и новый 12(литровый ОМ 457. Эти двигатели охватывают мощностной диапазон от 230 до 430 л.с. Самый мощный имеет крутящий момент 2100 Нм, 4 клапана на цилиндр и восьмиструйные форсунки. Все «мерседесовские» двигатели имеют индивидуальные насосы высокого давления на цилиндр и давление впрыска 1800 бар.
Для Axor предлагаются 6(, 9( или 16(ступечатые КПП. Telligent тоже никуда не делась и эти системы по желанию устанавливаются. Разные варианты шасси, колесных формул грузовика подразумевают и большую гибкость в выборе подвески: она может быть как полностью рессорной, так и полностью невматической с различными промежуточными комбинациями рессор и воздуха. То же самое и с тормозами: и барабанам и дискам най дется место. Я не говорю уже о разных противобуксовочных, антиблокировочных и стабилизационных системах. Перечислять это скучно, как и то, что ощущаешь в кресле грузовика в движении.
А вот об одной новинке я точно упомяну. В одном из номеров журнала мы указывали на новые КПП ZF с пневмоусилителем на итальянских грузовиках. Помнится, я назвал эти «коробки» лучшими по комфорту переключения. Катаясь на немецких грузовиках, впервые столкнулся с гидропневматическим механизмом переключения передач. Суть этой системы в том, что рычаг КПП не связан жестко с кулисой коробки, а только через гидравлику. Идея понятна: отсутствие вибрации на рычаге, более плавное и четкое включение. Подтверждаю – вибрации нет, включение плавное и четкое. На словах красиво, а вот в деле этот механизм мне не понравился. Поясняю. Все из нас когда(либо ковыряли сливочное масло хоть ножом, хоть пальцем -тяжело идет. А теперь представьте, что нижний конец рычага опустили в это самое масло или в пластилин. А теперь подвигайте рычагом в разные стороны. То-то и оно! Усилие на рычаге КПП постоянно всегда и во всех направлениях, в нейтраль он возвращается, как бы, нехотя. Если с чистой механикой при схеме переключения 2Н «кочерга» вседа, как молодой, быстро и без инакомыслия встает в боевое положение, то с гидравликой что то не то. С механикой усилие на рычаге переменно: при включении надо приложить усилие, а в нейтрале оно сводится к нулю, и ты точно определяешь, где рычаг на ходится в данный момент. С гидравликой полная импотенция и прострация. Нет, я не путался в передачах, но не по мне это. Наверное, гидравлика имеет смысл: уменьшаются жесткие механические связи, которые со временем из-за износа мешают четко включаться передачам. Но я с этим за годы работы на грузовиках никогда не сталкивался, а потом, сколько же выпить надо, чтобы профессионал не нашел скорость.
Со своим отношением к гидравлической системе переключения передач я оказался «белой вороной». Все коллеги в один голос нахваливали ее, я пытался было возражать, но быстро понял, что мордобоя не избежать и заткнулся. Ради справедливости скажу, что КПП ZF с гидропневматическим усилителем ставятся и на Mercedes и на DAF, но только для европейского рынка. Дилеры не советуют эксплуатировать такие машины в наших суровых условиях, и поэтому, по моим данным, поставок новых машин в Россию с такими КПП пока не было.