Открытое обращение
Журнал "Автотрак" в №5 за 2002 год опубликовал две статьи на тему взаимоотношений сотрудников ГАИ и водителей.
В статье "Гаишные "фишки" приводятся астрономические цифры поборов, коротко описаны наиболее распространенные методы, с помощью которых гаишники "разводят на деньги" водителей грузового автотранспорта, используя их правовую неграмотность.
В статье "Ездить стало лучше?!" редакция "Автотрака" прогнозирует увлекательную полемику по поводу нового КоАПа. Увы, реакции со стороны ГИБДД на эти статьи не последовало. Брошена перчатка, но вызов не принят. Трудно сделать решительный гражданский поступок и вступить в диалог. Не принято в среде чиновников ГИБДД открыто реагировать на критику в их адрес.
В беседах без протокола руководители подразделений ГИБДД обвиняют водителей и считают, что в большинстве случаев именно водитель является инициатором дачи взятки. Это возможно только в том случае, если водитель осознает за собой вину и готов ее по установившейся традиции "искупить" на месте. В подавляющем большинстве случаев взятки у водителей грузовиков вымогаются сотрудниками ГИБДД на стационарных постах. Имеет место правовая безграмотность водителей. Для того чтобы воспользоваться правовой безграмотностью водителя, надо приложить определенные усилия и проявить смекалку. К сожалению, новый КоАП предоставляет возможность вымогать взятки у водителей большегрузного автотранспорта по шаблону. Не все предусмотрел законодатель.
Пункт 23.5 Правил Дорожного Движения Российской Федерации (далее ПДД) на основании статьи 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) позволяет сотрудникам ГИБДД поставить большинство грамотных и законопослушных водителей большегрузного автотранспорта в позицию взяткодателя. Для этого желательно, чтобы водитель вообще не перевозил никакого груза.
Пункт 23.5 ПДД гласит: "Перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляется в соответствии со специальными правилами.
Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилам перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации".
Ответственность водителей и должностных лиц, ответственных за перевозку и нарушивших требования п.23.5 ПДД, определяется ч.2 ст.12.21 КоАП. Она гласит: "Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов влечет наложение административного штрафа на водителей в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда". Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом утверждены приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. №73 (зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 18 декабря 1995 г., регистрационный №997) с изменениями и дополнениями. Правила перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов установлены инструкцией Минтранса России по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27 мая 1996 г. (зарегистрирована в Минюсте 8 августа 1997 г., регистрационный
№1146). Указанный нормативный акт предусматривает ряд требований к перевозке таких грузов (наличие соответствующего разрешения, утверждения маршрута следования транспортных средств и др.).
Как рядовому сотруднику ГИБДД подвести водителя под лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев, а должностное лицо под штраф от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, если водитель на своем транспортном средстве вообще никакого груза не везет? Для этого необходимо и достаточно изучить п.23.5 ПДД и ч.2 ст.12.21
КоАП, вооружиться рулеткой и подходящей по размеру палкой, встать на дороге и ждать. Ждать придется недолго. Большинство стандартных, выпущенных заводами, не переоборудованных крытых грузовых автомобилей общего назначения, наших КАМАЗов, не очень наших МАЗов и прочих иномарок, состоящих на учете в ГИБДД и прошедших государственный технический осмотр, с грузом или без него, превышают по высоте 4 м. На иностранных грузоперевозчиков этот метод не распространяется.
Останавливается грузовик с закрытым кузовом (кузов тентованный, изотермический, рефрижератор др.), желательно пустой - он выше. Палкой измеряется высота, рулеткой измеряется палка и кандидат на дачу взятки готов. Далее в популярной форме водителю разъясняется п.2 ст.12.21 КоАП. Как правило, водитель сам, в "добровольном" порядке, предлагает сотруднику ГИБДД "честно заработанные" 100 рублей. Если сотрудник ГИБДД не "обнаглел вконец", то стороны, взаимно удовлетворенные, расходятся. Протокол не составляется. Водитель рад, что "легко отделался". Сотрудник ГИБДД получил "маленькую добавку к зарплате". Один едет до следующего поста, второй ждет следующий грузовик.
Возможен другой вариант развития событий. Сотрудник ГИБДД возмущается малым размером предлагаемой взятки, предлагает водителю подсчитать, во сколько ему обойдется составление протокола, и предлагает увеличить размер взятки до 500 рублей. Если водитель не соглашается, приступают к составлению протокола. Водительское удостоверение задерживается. Для рядового сотрудника ГИБДД это означает, что "свои" деньги он уже потерял.
Однако не все в этом мире уходит бесследно. Каждый составленный рядовым сотрудником ГИБДД протокол дает возможность "немножечко" заработать "маленькому кабинетному" чиновнику ГИБДД. В группу разбора приглашаются водитель и должностное лицо, ответственное за перевозку. Должностному лицу разъясняют суть п.2 ст.12.21 КоАП, разъясняют "ошибочное" поведение водителя, дают понять, что "дружить" с ГИБДД лучше и дешевле, чем идти в суд. Как правило, размер взятки, которую "скрипя сердцем" возьмет с "благодарного" ответственного за перевозку "маленький кабинетный" чиновник ГИБДД, колеблется от 500 до 800 рублей. Если денег "добровольно" не дают или должностное лицо, ответственное за перевозку, не явилось в группу разбора или за рулем грузового автомобиля находился индивидуальный предприниматель, материал, как правило, передается в суд.
В суде возможны варианты. Диапазон наказания (взыскания) достаточно широк: от устного замечания до "лишения права управления транспортными средствами сроком на ОДИН месяц".
Существуют три направления решения этого вопроса.
1. Оставить, к великой радости рядовых сотрудников и "маленьких кабинетных" чиновников ГИБДД, все как есть.
2. Беспрекословно выполнять требования п.23.5 ПДД. Согласовывать каждый маршрут следования каждого крытого стандартного автотранспортного средства, выпущенного заводом-изготовителем, выше 4 м и получать на каждый маршрут соответствующее разрешение. (Как вы себе это представляете?)
3. Менять законодательную или нормативную базу.
В соответствии с вышеизложенным, на основании ч.1 ст.8 Федерального закона №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10.12.95, ч.1, ч.4 ст.11; ч.1, ст.15, ч. 1 ст. 17 Федерального закона №10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности" от 12.01.96.