ДЛИННЫЕ И ЖЕЛТЫЕ
Чтобы восполнить это незнание, нам удалось «свести знакомство» с одними из первых школьных автобусов International, которые официальные дилеры начинают понемногу продавать и в России. К сожалению, короткое шапочное знакомство не позволило изучить машину и ее особенности досконально, но кое-что интересное узнать удалось.
Начнем с того, что фирма International является крупнейшим поставщиком автобусных шасси, удерживающим половину рынка США и Канады. И наибольшей популярностью за океаном пользуется капотное шасси серии 3800 Conventional, с которым нам как раз и удалось познакомиться. Наш автобус оборудован кузовом американской фирмы Blue Bird, которая также является одним из заокеанских лидеров по производству автобусных кузовов. Сам кузов изготовлен из алюминия и помимо легкости и высокой коррозийной устойчивости обладает большой жесткостью, что повышает безопасность пассажиров, скажем, во время опрокидывания. Вообще, безопасности автобусов в Америке уделяется огромное внимание. «У них» перевозка людей вообще и детей особенно сопряжена с колоссальной ответственностью и какие попало машины к перевозкам там не допускают. Скажем, в США школьные автобусы проходят сквозь такое «сито» жесточайших требований, что американское Национальное управление по безопасности дорожного движения (NHSA) относит эти машины к самым безопасным видам наземного транспорта!
Однако вернемся к нашему герою. Машина при общей длине около 10 м в данном исполнении вмещает до 46 пассажиров. В салоне - 3 кондиционера (два в салоне, один для водителя), 3 печки, да еще и тепловая завеса в двери! Для России — то, что надо: летом не зажаришся, зимой не замерзнешь. Место водителя — это вообще сама оригинальность! Описывать это «царство классики» сложно, так что фотографии все скажут лучше. Отдельно надо отметить боковые зеркала, которые дают отличный обзор. Особенно здесь интересны полусферические зеркала на «носу» машины, которые позволяют видеть бампер и то, что находится перед ним. Незаменимая вещь при маневрировании в узком пространстве!
В движение все это хозяйство приводится рядным шестицилиндровым турбодизелем International серии DT466E, который в зависимости от модификации развивает от 195 до 250 л.с. Мотор имеет интеркулер и систему непосредственного впрыска топлива через насос-форсунки с электронным управлением. При объеме 7,6 л в нашем варианте агрегат выдает 210 л.с. при 2300 об/мин, а крутящий момент составляет 820 Н*м при 1450 об/мин. Интересно, что мотор имеет предпусковой подогреватель, работающий от 220-вольтной розетки. Ну прямо как утюг!
Двигатель работает в паре с 4-ступенчатым «автоматом» Allison, хотя возможна и 5-ступенчатая механическая КПП Spicer. Подвеска автобуса рессорная, но на заказ производитель предлагает заднюю пневмоподвеску. Тормоза у нашего варианта барабанные (на заказ ставятся дисковые механизмы с АБС), что неплохо для наших дорог. Кстати, о дорогах. Это шасси имеет огромный запас прочности (общий ресурс составляет около 1 млн. км), так как оно изначально рассчитано для езды по плохим дорогам. Поэтому в Америке такие машины часто используют и как «вахтовку», которая возит рабочих на стройки, ремонтные работы, словом, там, где нет нормальных трасс. О приспособленности автобуса к езде по кочкам и выбоинам говорит и такая деталь, как резиновые защелки капота вместо привычного замка. Дело в том, что при частых «скачках» по ухабам и рытвинам обычный механический замок капота быстро выходит из строя. На «интере» же капот при езде по неровным дорогам просто «гуляет» за счет этих самых резинок.
В общем, получается интересный, яркий автобус, который к тому же неплохо приспособлен к российским условиям. Поэтому неудивительно, что пара таких машин уже нашла своих владельцев, хотя стоимость растаможенного автобуса составляет около $70 000. Что ж, необычные вещи всегда стоили недешево...