Автомобили чрезвычайного назначения

Автотранспорт МЧС, за редким исключением, - это эксклюзив. Как доработку, так и создание новых авто на базе оригинальных узлов и агрегатов делают несколько конструкторских бюро, находящихся в составе МЧС России. Обладая внушительными производственными мощностями, они способны затмить собой даже известных отечественных и импортных автопроизводителей. Машины, сходящие со стапелей эмчеэсовских авто-заводов, имеют оригинальную ходовую часть, оригинальное рулевое управление... Выпускают даже свои реесоры и амортизаторы. Пожалуй, единственное, что остается в автомобиле без существенных изменений, так это кабина. Как правило, используются газелевские и бычковские кабины. Но если бы у МЧС был свой цех металлопроката, то и кабины спецавтомобилей носили бы эксклюзивный характер.
- Мы создаем оригинальные автомобили по нескольким причинам, - рассказывает механик МЧС Кирилл. - Во-первых, автомобили, выпускаемые «ГАЗом» или «ЗИЛом», по многим критериям не подходят для их использования в нашем ведомстве. Они хлипкие, ненадежные, маломощные, обладают плохими вездеходными качествами... В нашем автопарке есть «газели» заводской комплектации, но это, скорее, исключение, нежели правило. Главное требование, которое мы предъявляем к машине, - надежность работы в любых экстремальных ситуациях. К сожалению, чисто заводские автомобили этим похвастать не могут.
- Вторая причина создания оригинальных автомобилей, - продолжает Кирилл, это их максимальная приспособленность для нашего оборудования. Заводская техника устроена так, что в нее много не запихнешь.
- И в-третьих, создаем автомобили не только для российского МЧС, но и для аналогичных спецслужб стран ближнего и дальнего зарубежья. Нам выгодно, чтобы запчасти для машин приобретались именно у нас, а не у «ГАЗа» или «ЗИЛа». Являясь монополистом запчастей на эти авто, мы получаем экономическую и политическую выгоды.
- И охотно ли покупают ваши автомобили «забугорные» спецслужбы?
- Очень, - отвечает Кирилл. - Для сравнения: американский аналог нашего «Белого медведя» стоит $500 тысяч, в то время как «Белый медведь» - 90 тысяч у.е.
Ну и теперь подробнее о самих автомобилях. Одна из самых последних эмчеэсовских разработок - АСМ (аварийно-спасательная машина)-4703 с кабиной от зиловского «Бычка». Автомобиль предназначен для оперативной доставки спасателей к местам возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечения аварийно-спасательных работ по поиску пострадавших и оказания им помощи.
Автомобиль оснащен всем необходимым оборудованием для тушения пожаров, ведения радиационной разведки, связи с любой (!) точкой мира.
Полная масса АСМ-4703 - 8460 кг. Допустимая масса оборудования -4450 кг. Грузоподъемность авто 5100 кг (оборудование + 8 человек спасателей, включая водителя). Автомобиль, скажем прямо, не из легких, однако минского 4-цилиндрового рядного силового агрегата (ММЗ-245) мощностью 136 «лошадок» вполне хватает, чтобы раскочегарить груженую машину до 100 км/ч.
Средний расход топлива груженого авто около 32 л на сотню. Запас хода с полным баком - 500 км. Колесная формула АСМ-4703 4x4. А как иначе, ведь для того, чтобы добраться до места, где произошла катастрофа, необходимо преодолевать невиданные буераки. Колесная база - 4800 мм. Подвеска полностью независимая торсионного типа. Радиус поворота АСМ-4703 примерно 8,5 м, в то время как у автомобилей с такой же колесной базой - не менее 11 м. Такой довольнотаки маленький радиус поворота достигнут за счет дублирующего рулевого механизма задних колес. Формулировка, сказать по правде, красивозвучащая, но малопонятная. Если рассказать упрощенно, то принцип действия следующий: когда угол поворота передних колес достигает 5°, начинают поворачиваться задние колеса, дублируя передние с задержкой угла поворота на 5°. Это стало возможно благодаря специальному колесному редуктору. Конструкция весьма сложная: тип зацепления не привычный червяк - ролик, а рейка - сектор (как на переднеприводных легковушках). Внутри редуктора две рейки и два сектора. Можно было, конечно, сделать две рейки и один сектор, но при таком варианте возрастает нагрузка на сектор, поэтому конструктивно надежнее было сделать две рейки и два сектора (по сути, два рулевых механизма)... С помощью двух длинных рулевых тяг (4600 мм) осуществляется поворот задних колес...
Коробка передач стоит зиловская 5-ступенчатая. Сама по себе КПП вшивенькая, поэтому ее дополняет оригинальная раздатка, с богатым выбором передаточных чисел.
Межосевой и межколесный дифференциалы на АСМ-4703 блокируемые. Но даже на заблокированных дифференциалах автомобиль сохраняет отличную маневренность. И все благодаря дублирующему рулевому механизму.
В заключение рассказа об АСМ-4703 хочется обратить внимание на огромный клиренс - 56 см. Если заглянем под автомобиль, то мы не увидим ни карданного вала, ни главной передачи, ни рулевых тяг, ни тормозных трубок... Все это находится выше уровня рамы. К чему же прикрепляются рессоры, если полуоси находятся над рамой? Рессор нет. На АСМ-4703 подвеска торсионная, как передняя подвеска на «Запорожце».
АСМ «Белый медведь», созданный на базе ГАЗ-3308 с элементами ГАЗ-66, является машиной постоянной готовности и средством повышенной мобильности спасательных сил МЧС. При ликвидации чрезвычайных ситуаций АСМ с полным составом экипажа и аварийно-спасательным оборудованием обеспечивает выполнение многих задач. Например, проведение разведки в зоне ЧС (общей, радиационной, химической, пожарной, инженерной и технической); поиск пострадавших людей в завалах разрушенных зданий...
В стандартную комплектацию «Белого медведя» входит медицинское имущество, средства пожаротушения, средства связи, энерго- и светотехническое оборудование, средства обнаружения людей в завалах. Приборы мониторинга окружающей среды, средства индивидуальной защиты, средства спасения с верхних этажей зданий, альпинистское снаряжение, средства спасения на водах (комплект водолазного оборудования и надувная лодка)...
Помимо прочего автомобиль оснащен воздухохранилищем емкостью 100 л и компрессором высокого давления... Осветительная мачта высотой 6 м. Мощность прожекторов - 2 кВт.Полная масса автомобиля 6700 кг. Грузоподъемность 2,5 т. Под капотом спрятан турбодизель мощностью 122,5 «лошадки». Колесная формула 4x4. Задняя подвеска не подруливающая. Расход топлива на сотню - 14 л.
АСМ тяжелого класса «Белый орел» на базе КамАЗа-41114. Предназна-чена для доставки оборудования и спасателей к местам возникновения чрезвычайных ситуаций. Обеспечивает работы по оказанию медицинской помощи (в том числе и хирургической). Создание условий отдыха и проживания спасателей.
Кузов «Белого орла» разбит на три отсека: первый отсек, тот что ближе к кабине, оборудован под перевозку людей; второй (средний) - предназначен для транспортировки двух палаток и одной операционной; в третьем отсеке находится все необходимое медицинское, диагностическое и спасательное оборудование.
Полная масса автомобиля -15 175 кг, максимальная грузоподъемность - 4300 кг. Число мест, включая водительское, - 9. Двигатель мощностью 220 л.с. способен разгонять автомобиль до 85 км/ч. Привод, разумеется, полный.
АСМ «Филин» на базе ГАЗ-2752 имеет множество модификаций. Он может быть как и химической, пожарной, взрывотехнической лабораторией, так обычным спасательным автомобилем, перевозящим людей и спасательное оборудование.
По сути - эта стандартная «ГАЗель», только со 136-сильным движком и немного усиленной ходовой. Года три-четыре назад немцы с консервации передали российскому МЧС короткокапотный «Мерседес-911». Машина 1980 года выпуска. А поставлена на производство 1960 году! В Европе их уже давно не используют, однако в нашем МЧС их целых три. Водители говорят, что эта устаревшая модель лет на десять опережает российские авто в базовой комплектации.
С транспортом, стоящем на вооружении МЧС России, мы более или менее знакомы. Посмотрим, на чем ездят спасатели стран Европы.
Scania. Данная модель пользуется огромной популярностью у европейских спасателей. Машина уникальна - в свободной продаже ее нет, т.к. по многим критериям она не может быть сертифицирована, т.е. не вписывается не в один европейский ГОСТ.
Колесная формула 6x6 с постоянным приводом на все колеса. Длина рамы 14,5 м. Длина в составе автопоезда может достигать 24 м. Двигатель стандартный мощностью 360 «лошадей». КПП автоматическая 16-ступенчатая. Межосевой дифференциал имеет автоматическую блокировку - если одна ось начинает пробуксовывать более 3 с, включается блокиратор.
С помощью крюка-манипулятора на платформу ставится контейнер со спецоборудованием. Масса контейнера - 12 т. Внутри контейнера находятся средства индивидуальной защиты, генератор на 220 В, палатка, альпинистское снаряжение и пр.
Hagglunds («хёгглюндс»). Автомобиль со столь сложным для русского языка названием состоит на вооружении эмчеэсовцев во многих странах Европы: Швеции, Франции, Германии... С первого взгляда даже трудно определить, что это. Внешне похож на гибрид паровоза и бульдозера. «Хёгглюндс» со стороны кажется очень тяжелым. На самом же деле его масса не превышает полутора тонн. Кузов выполнен из термостойкого плааика; гусеницы - из жесткой резины. Может показаться, что резиновый трак не практичен. Однако это не совсем так. Вернее, это совсем не так. «Хёгглюндс» весьма тихо передвигается по асфальту, не разрушая его, легко ездит по рыхлому снегу и грязи... К тому же трак из резины очень легкий.
...Когда мы слышим «прицеп», сразу представляем устройство, которое буксируют. Прицеп у «хёгглюндса» не буксируемый! Через карданный вал колеса, а вернее, траки прицепа приводятся в действие. Поворачивает прицеп за счет дифференциала. По телескопическим трубкам вязкая жидкость поступает в левый или правый сателлит (в зависимости от поворота руля). Увеличение вязкости в одном из сателлитов приводит к тому, что крутящий момент перераспределяется на другую полуось. Рулевой механизм интересен еще одной деталью - рулевым колесом. На гусеничной технике традиционно используются рычаги, а на «хёгглюндсе» стоит самый настоящий руль. Его силовой агрегат - это рядный 8-цилиндровый не турбированный дизель объемом 6,2 л. Мощность, которую развивает двигатель, 120 л.с. Коробка передач автоматическая 3-ступенчатая. Прожорливость - 16 л на сотню. Максимальная скорость - 50 км/ч, что по меркам российских стандартов для спасательной техники крайне мало. Цена «голого» «хёгглюндса» (без прицепа, компьютера и прочего оборудования) - 20 тысяч зеленых. Как не крути, а ведь отечественная техника получается выгоднее «забугорной».
Никто не знает технику лучше водителя. Он, водитель, если хотите, знает свою машину как облупленную. Об условиях эксплуатации и поведении автомобилей рассказывают водители МЧС...
Андрей. Водитель «Синей птицы» (большегрузный автомобиль на базе КамАЗа, предназначенный для транспортировки гуманитарной помощи):
- В МЧС я с 1997 года. На моей памяти нет случаев, когда бы меня подвел автомобиль. Всегда работает как часы. Почему не ломается? Во-первых, потому что все автомобили доработаны. Во-вторых, они проходят ежемесячный осмотр в наших диагностических центрах. Разумеется, проверка технического состояния перед каждым выездом. В-третьих, быть может, это прозвучит наивно - любовь к автомобилю. Зря смеешься. Доброе слово приятно не только человеку, но и железяке.
Василий. Водитель полноприводной «ГАЗели»:
- С машиной за всю мою историю службы в МЧС, а это уже третий год, у меня произошли лишь два ЧП. Однажды у меня развалилось сцепление. Из-за чего это произошло, можно только гадать. Вроде и машину шибко не дрючил. А еще, прошлой зимой, залил бак левой соляры. Машина вела себя очень не предсказуемо: глохла, не держала обороты, чихала... Механики меня потом долго нехорошими словами вспоминали. Даже сам не знаю, какого я заправился не на базе. У нас всегда топливо в избытке и хорошего качества. А, еще забыл сказать, что кузовок «ГАЗели» очень слабенький. Гниет за два-три года до дыр. Но в принципе ничего - машинами доволен.
Рашид. Водитель «ГАЗели»-химлаборатории:
- Все машины, как и спасатели, проходят спецподготовку, поэтому в их надежности не сомневаюсь. В МЧС я с 1995 года. Пару-тройку раз случались поломки, но не существенные. Помню лишь, что какие-то заводские агрегаты ломались. Вообще, про поломки спрашивать лучше у механиков. Я могу рассказать лишь какие-то случаи из водительской практики. Помню, нам как-то поставили одиннадцать новеньких «газелей». Получилось так, что ключи от этих машин лежали в одной коробке. Все одиннадцать! Срочный выезд, а мы ключи к машинам подбираем. Минут, наверное, за 15 разобрались, какой ключ от какой машины. Втык нам тогда капитальный сделали...
Из-за этой работы от меня ушла жена. Дома ведь практически не появляюсь - бесконечные командировки. Похожая история у многих водителей и спасателей. А вообще, мне в МЧС нравится работать. Работа интересная и неплохо оплачиваемая. Сколько именно, не скажу - коммерческая тайна.
Сергей Шойгу самый долгоживущий министр в России. В правительстве с 1994 года. Он был главой МЧС при Викторе Черномырдине, затем при Сергее Кириенко, пережил правительство Евгения Примакова и Сергея Степашина, работал под предводительством Владимира Путина и теперь трудится в правительстве Михаила Касьянова. Этот человек, как ни-кто другой, может рассказать о своем министерстве. Короткое эксклюзивное интервью Сергей Шойгу согласился дать нашему журналу.
- Сергей Кужугетович, с уверенностью можно сказать, что Вы отец - основатель МЧС России, поскольку стоите у истоков этой спецслужбы. На сколько тяжело управлять таким ведомством?
- Очень тяжело было на этапе становления. Построить вертикаль подчинения, наладить инфраструктуру... Сейчас все эти механизмы отлажены, поэтому управлять стало легче. Но работать - ничуть. Это адский труд. Отнимающий много сил. Честно говоря, никому не пожелал бы такой работы. Наметишь выходной с семьей провести, как звонок, и ты улетаешь к черту на кулички.
- Как Вы считаете, уступают ли наши эмчеэсовские спецавтомобили западным аналогам?
- Ничуть не уступают. Я видел спецтехнику и американцев и европейцев... Мы на уровне. А по многим
критериям даже на голову выше. Неслучайно же часть производимых нами автомобилей экспортируется за рубеж. Иностранные водители весьма лестно отзываются о нашей технике.
- Ваша работа, несмотря на всю пестроту происходящих катастроф, довольно-таки однотонная. Какое самое яркое событие из Вашей профессиональной жизни останется в памяти навсегда?
- Какого-то конкретного события нет. Мне больше запоминаются не конкретные катастрофы, а, скорее, какие-то их общие черты: я с 1991 года занимаюсь чрезвычайными ситуациями, почти 12 лет, и не перестаю удивляться алчности людей. Поначалу я думал, что это пережитки советской эпохи, но теперь я прихожу к выводу, что это людская натура. Каждый раз наблюдаю одну и ту же картину - люди, дома которых не пострадали в результате катастрофы, на глазах спасателей начинают ломать свое жилище. А потом говорят, мол, вот, помогите нам, мы пострадали от стихии. То есть хотят отстроить новый дом на государственные деньги...