Повод для "развода"
Вот пример ситуации. «Рыцарь полосатой палки» останавливает МАЗ для проверки документов. Начинается сверка номеров, скажем, рамы и кабины. И тут водитель вдруг узнает, что выбитые на раме и кабине номера в ПТС (паспорте транспортного средства) не указаны! Водитель в панике, гаишник грозит штрафстоянкой... Заканчивается все банальной взяткой. После этого водитель уезжает в прединфарктном состоянии, клятвенно обещая себе расстрелять того, кто оформлял ПТС. А инспектор, довольно потирая ручки («обул» лопуха!), идет ловить следующий МАЗ...
Историю эту можно точно обозначить поговоркой «Паны дерутся, а у холопов чубы трещат». В данном случае речь идет о разностях в законодательстве России и Белоруссии. Так, по российским законам, рама и кабина должны иметь собственные идентификационные номера. В Белоруссии же таких нормативов нет, и там рама и кабина номерными агрегатами НЕ СЧИТАЮТСЯ! Но ведь какие-то номера инспектор высмотрел? Правильно, на задней поперечине рамы и на задней панели кабины номера выбиты. Но на грузовиках МАЗ эти номера предназначены только для «...ВЕДЕНИЯ ВНУТРИЗАВОДСКОГО УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИОННЫМИ НОМЕРАМИ НЕ ЯВЛЯЮТСЯ...». Поэтому в ПТС их никто и не указывает. А что же, собственно, указывается? С завода МАЗ приходит с товарно-транспортной накладной и приемосдаточным актом. В этом акте указаны модель грузовика, номер мотора и VlN-код машины. Все это заносится в ПТС. И вот еще один важнейший момент: номера VIN-кода и номер шасси (рамы) СОВПАДАЮТ и ДУБЛИРУЮТСЯ, что и отражено в ПТС. Табличка с кодом приклепана на правой стороне кабины внизу дверного проема, а номер шасси (рамы) выбит на правом по ходу движения продольном лонжероне рамы. Все остальные данные о грузовике (модель мотора, мощность, весовые характеристики) заносятся в ПТС из прилагаемого к машине «Одобрения типа транспортного средства». Если же кабина и рама продаются в России как запчасти, то в справке-счете на них делается пометка, что номера агрегатов отсутствуют.
Но все вышеназванное — только начало. Так, на двигателе выбит номер, а еще приклепана табличка, где дублируется номер двигателя и указывается модель двигателя. Вот тут-то и начинается самое интересное. На табличке модель двигателя указана так: например, ЯМЗ-238М2-22. Инспектор глядит на табличку, потом смотрит в ПТС, а там в графе «модель двигателя» написано: ЯМЗ-238М2. Куда делась цифра 22 после буквы М2? И снова начинаются сцены... А дело в том, что эта цифра также нужно исключительно для внутризаводского обозначения двигателя. Ведь ярославские моторы поставляются и на «МАЗ», и на «КамАЗ», и на «КрАЗ». А как определишь, какой мотор отгружается для «МАЗа», а какой для «КамАЗа»? Двигатели-то хоть и похожи внешне, но отличаются друг от друга. Вот для этого и нужны эти дополнительные цифровые обозначения. В ПТС же модель мотора заносится из уже упомянутого «Одобрения типа транспортного средства», где, разумеется, этих цифр никто не пишет.
Но гаишникам этих придирок мало. Прицепиться могут к..- цвету кабины и прицепа. Под передним капотом МАЗа может быть приклеена бумажка, где указан не только цвет кабины, но и более точная градация цвета. Опять же это дополнительное определение цвета - чисто внутризаводского использования. Если в ПТС у вас написано, что цвет кабины «белый (светло-дымчатый)» — все в порядке. А если в ПТС указан только цвет кабины без градации, а на самой кабине вышеназванная бумажка имеется, инспектор может начать «грозить пальчиком». Так что при оформлении машины стоит обратить на это внимание. И еще о птичках. Выпускаемые в Белоруссии прицепы и полуприцепы обозначаются тем цветом, которым окрашена рама. Если рама синяя, значит, и прицеп обозначается как синий. Причем СИНИЙ ПРИЦЕП, А НЕ ТЕНТ на нем. Бывает, что на прицепе меняют старый или порванный тент на новый, подчас другого цвета. После чего инспектор может запросто заявить, что, мол, в документах на прицеп указан один цвет, а он видит другой.