БЕГ ПО КРУГУ
Мы постоянно указывали на то, что без структурной перестройки налогового законодательства, инвестиционного климата нельзя ждать значительного улучшения в экономике в общем и в секторе коммерческих автогрузовых перевозок в частности. Все эти несколько процентов мнимого благополучия не имеют под собой фундаментальной базы и рассыпаются как карточный домик от малейшего экономического потрясения. Не искореним мы никогда генетическое взятничество чиновников, воровство персонала.
Еще год назад мы писали, что не следует ждать улучшения жизни перевозчиков в ближайшее время: нет для этого предпосылок. Малейшими позитивными сдвигами пользуются все, кому не лень, но не российские предприниматели. Ни одна страна в мире не позволяет перевозчикам из третьих стран чувствовать себя так вольготно, как делаем это мы. Белорусы, прибалты, поляки захватили более половины нашего рынка грузоперевозок. Пока одни чиновники пили шампанское по поводу очередного подъема экономики, а другие делили взятки, иностранные перевозчики вытесняли наших с наших же рынков за счет лучшего подвижного состава, лучшей организации.
Литва имеет около 11 000 единиц подвижного состава, используемого на международных перевозках. Почти все они работают на российском направлении и возят наши грузы. Блокада Калининградской области привела к тому, что нас просто сдали. Но поверьте, что не будет решена проблема Калининграда, и в то же время мы потеряем сотни миллионов долларов, допустив Литву на наш рынок перевозок.
Нам говорят, что транзит грузов через Белоруссию вынуждает пойти на уступки белорусским перевозчикам. В итоге они возят грузов больше, чем мы. Российские перевозчики имеют 18 000 единиц подвижного состава на международных перевозках, союзники-славяне - 13 000. Все они работают на нашем рынке.
Есть вялые потуги ограничить деятельность перевозчиков из третьих стран, но толку от этого практически нет. За взятку 100 - 300 руб. российская транспортная инспекция не отмечает российские разрешения на российско-белорусской границе. Те, кто обязан защищать российского перевозчика, его же и топят. Поэтому по одному разрешению белорусы ездят неограниченное количество раз.
Только мы заикнулись, что будем ограничивать деятельность латвийских перевозчиков, имеющих более 5000 единиц подвижного состава на международных направлениях (почти все работают в России), как в прибалтийских странах открылись несколько подпольных типографий, печатающих российские разрешения, лицензии и любые другие документы высочайшего качества. Мало кто согласится уходить с такого выгодного рынка.
С поляками мы ведем себя как ученик со строгой училкой. Не дай Бог сказать что-то против - транзит нам паны перекроют в два счета.
Разговаривают с нами как с карликовым государством, мы давно это позволяем. Нам диктуют условия, и мы их выполняем. Те, кто обязан защищать интересы страны и граждан, давно кинули нас на произвол судьбы и думают только о собственном кармане.
Падают экспортные перевозки - первый признак того, что с экономикой не все гладко. Производить в стране становится не выгодно, и импортные товары замещают отечественные. Если не будет реальных и действенных решений, то очередной кризис не за горами. В очередной раз мы позволим снять сливки с нашего рынка иностранцам, а сами в итоге останемся с пустыми карманами и кризисом.
История учит только одному, что ничему не учит. И в очередной раз мы начнем бег по кругу сначала, чтобы кто-то, но не мы пожинали плоды этого бесконечного бега. Главное, чтобы хватило сил.