Поводырь для стальной птицы, или кое-что об авиационных тягачах
Уильям Джонс, водитель тягача, и я сидим в неожиданно комфортной кабине 255-сильного британского тягача Douglos-Kalmor TBL-28O (так называемый supertug - супертягач), собственной массой 15 855 кг и стоимостью около $482 000. Он может тащить практически любой самолет массой до 300 т, за исключением, пожалуй, только 437-тонного «Боинга-747». Для буксировки таких гигантов тоже есть свой тягач - 540-сильный TBL-400 массой уже 24 т и стоимостью почти $670 000! Цены, мягко говоря, немалые. Но все же применение этих «супертягачей» экономически оправданно. Например, обычные авиатягачи не могут долго таскать тяжеленные самолеты. Они просто вытягивоют аэробус из ангара, а дальше самолет движется уже самостоятельно.
А ведь каждый раз, когда самолет едет по аэродрому за счет тяги своих двигателей, это сокращает его жизнь, - объясняет Дональд Томас, менеджер авиакомпании Continental Airlines. - Считайте сами: 15 минут на запуск и прогрев моторов, 20 минут рулежки до другого терминала и еще 10 минут на остановку моторов - итого 45 минут, вычтенных из ресурса силовых агрегатов.
Данный же тягач имеет более прочную трансмиссию, позволяющую таскать заглушенный самолет хоть по всему аэродрому. Есть и другие выгоды от использования таких тягачей. Самолеты, которые передвигаются под тягой собственных двигателей, должны управляться пилотами или лицензированными механиками, и все они требуют большей зарплаты, чем водители тягачей. Более того, самолет на буксире быстрее передвигается по аэродрому, так как водители лучше пилотов (а тем более пилотов из других стран) знают летное поле и все его рулевые дорожки.
Чем еще эти тягачи отличаются от других моделей? У него более удобная кабина с отопителем и кондиционером. При движении тягача задним ходом приборную панель вместе с сиденьем водителя можно развернуть на 180 градусов, что облегчает управление. У водителя есть постоянная радиосвязь со всем наземным персоналом; пилотами, диспетчерами, контролерами движения и т. д. Но главное отличие в том, что такой тягач цепляется к самолету не через буксирную болку. Вместо это-го на Douglos-Kalmar применяется специальный гидравлический захват, который зажимает колеса передней стойки самолета. Более того, когда шасси надежно зафиксировано, на тягаче включается подъемник, который отрывает колеса от земли! Причем лифт имеет грузоподъемность 35 т. А гидролифт модели ТВ1-400 поднимает уже 45 т! Так как захват стоит фактически по центру машины, уменьшается общая длина сцепки «тягач - самолет» и повышается ее маневренность.
...Научиться водить этого монстра можно за три недели курсов. Я рискнул уложиться в несколько часов. - Ты не волнуйся, - успокаивает меня водитель, - здесь столько систем безопасности понапихано, ты точно не ошибешься. Просто соблюдай правила, и все будет в порядке. Довай-ка подцепим вон тот «Боинг-757».
Итак, вот что мне надо сделать, чтобы «подцепить» эту летающую махину:
1) Переключаешься на режим управления всеми 4 колесами и выравниваешь тягач параллельно с фюзеляжем самолета. Если красная полоса на капоте тягача оказывается точно по центру стойки шосси самолета, то ты встал ровно. Теперь открываешь захват и, медленно двигаясь задним ходом, аккуратно подводишь его под колеса.
2) Затягиваешь «ручник» и опускаешь рому захвата, контролируя процесс через видеокамеру.
3) Включаешь гидропривод «клешни», которая поворачивается на шарнире и зажимает колеса. Далее подключаем навигационные огни самолета к электросети тягача. Елочка, зажгись!
4) Включаем механизм «лифта», который поднимает колеса 116-тонного самолета на высоту от 1 7,5 до 25 см над землей. Все, стыковка закончена. Запрашиваешь разрешение на начало движения, выбираешь передачу (одну из трех) исходя из массы самолета и длины дистанции - и вперед. Ощущения - невероятные! При езде главное не забыть, какие исполинские габариты у груза за твоей спиной, а то ненароком снесешь крылом полангара или зацепишься за другой самолет. Также очень важно не «перерулить», то есть повернуть на тягаче круче, чем может позволить стойка шасси. Для «Боинга-757» такая ошибка может закончиться неделей ремонта. А для водителя тягача это ошибка кончится неотвратимым увольнением...