CATERPILLAR
В конце октября 2001 года автобусный холдинг «РусАвтоПром» совместно с московским представительством компании Caterpillar провел семинар по вопросам «изменения структуры пассажирских перевозок».
В ходе конференции, на которой кроме журналистов и представителей заводов присутствовало много работников автотранспортных предприятий, вновь затрагивалась давняя проблема износа и сокращения автобусного парка страны, к которой «РусАвтоПром» уже привлекал внимание своим летним автопробегом («Автотрак» № 3, 4, 2001). Кроме этого, в рамках программы обновления автобусного парка гостям семинара были представлены модели автобусов разных классов. ПАЗовцы вновь презентовали междугородний автобус среднего класса 4230 «Авроpa» с салоном повышенной комфортности. Представители Голицынского автобусного завода показали большой сочлененный городской автобус АКА-6226 и междугородний ГолАЗ-4244 на шасси Daewoo-Avia, который демонстрировался еще на московском автосалоне 2000 года.
Одним же из самых интересных именно для работников автотранспортных организаций, на наш взгляд, стал отчет специалистов «ЛиАЗа» и фирмы Caterpillar о результатах почти 7-летнего опыта эксплуатации ликинских автобусов с дизелем серии Cat 3116. Этот мотор, напомним, начали серийно ставить на ЛиАЗ-5256 с 1994 года. Сейчас выпущено уже 1000 автобусов с американским двигателем, а в сентябре 2001 года был подписан очередной контракт на поставку «ЛиАЗу» еще 500 таких двигателей.
Cat 3116 - шестицилиндровый 6,6-литровый турбодизель мощностью 230 л.с. и крутящим моментом 877 Нм при 1560 об/мин, заменяющий аналогичный по мощности, но больший по массе и габаритам «камазовский» силовой агрегат объемом 10,85 литра. Разработанный совместно с инженерами General Motors для тяжелых условий работы, Cat 3116 оснащен насос-форсунками, отвечает нормам токсичности Евро-2 и имеет ресурс 700 тыс. км. Мотор также отличается умеренным расходом топлива: 27 — 29 л/100 км с механической КПП и 32 — 35 литров в варианте с «автоматом» при интенсивном режиме движения.
За годы эксплуатации совместно с ликинскими инженерами в конструкцию двигателя и автобуса внесли более 40 изменений, так как нареканий от эксплуатационщиков, честно говоря, хватало. Так, были претензии к слишком большой масляной системе емкостью 35 литров. Вызвано это тем, что этому мотору требуется масло не ниже уровня CF4 или CG4 по классификации API, которое в условиях трудностей с финансированием весьма дорого для автопарков. Поэтому объем системы был уменьшен до 25 литров путем установки нового поддона без дополнительной емкости. Также был установлен более надежный стартер с усиленным пусковым реле. С учетом замечаний водителей и ремонтников в более доступные места перенесены маслозаливная горловина и насос ручной подкачки топлива. Были доработаны патрубки турбокомпрессора, которые растрескивались из-за высокой температуры работающего агрегата и пропускали давление. Кроме этого, были решены проблемы со сцеплением и приводом управления подачей топлива, вызванные некачественными приводными тросами Морзе.
В заключение представитель Caterpillar особо подчеркнул, что такой сложный, прецизионно работающий двигатель, созданный с использованием передовых технологий, требует соответствующего и своевременного обслуживания с применением только оригинальных запчастей и расходных материалов. В автопарках же на этом часто пытаются сэкономить, что в итоге выливается в еще большие убытки. Например, только «катерпилларовские» масляные и топливные фильтры имеют предохранительный клапан, не дающий доливать в него масло или солярку при установке. Сделано это для исключения заливания в фильтр грязного масла или топлива. На «неоригинале» же таких клапанов, как правило, нет и загрязненный «долив» уходит в двигатель, НЕ ФИЛЬТРУЯСЬ, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, попавшая в солярку вода или грязь быстро приканчивает чувствительные к чистоте топлива насос-форсунки, каждая из которых стоит по $240. Не меньший вред наносит двигателю использование дешевого масла не соответствующего качества и применение в охлаждающей системе воды вместо тосола, что тоже нередко практикуется на автотранспортных предприятиях. Да, необходимые фирменные запчасти недешевы. Но лишь в случае их использования производитель гарантирует безотказную работу мотора на весь срок его службы.