Санпаспорта
Гибэдэдэшник останавливает водителя, который везет сигареты, и. проверив все документы, спрашивает:
- А санпаспорт у тебя есть?
- А зачем? Санпаспорт нужен для перевозки продуктов, а у меня сигареты.
- Но их же в рот берут, - глубокомысленно заметил гибэдэдэшник.
- Знаешь что, мой член тоже в рот берут, когда минет делают, но это же не продукт!
В последнее время у сотрудников ГИБДД появилась новая «фишка». Проверив у водителя наличие всех документов, предусмотренных ПДД, они выкладывают свой новый козырь.
- А санитарный паспорт у тебя есть?
Если вдруг у водителя имеется «свежекупленный» санпаспорт, то сотрудник ГИБДД начинает проверять отметки о прохождении санитарной обработки, которая должна проводиться раз в 10 дней. В случае отсутствия санпаспорта или своевременной обработки (она установлена не реже одного раза в 10 дней) рассказывают страшилки про штрафстоянки, санэпидстанцию, бешеные штрафы и т.д.
И порой бывает очень трудно, а иногда просто невозможно объяснить сотруднику ГИБДД, что те самые тухлые помидоры, которые у вас в кузове, вы везете на свалку или на корм свиньям. Как правило, все заканчивается к «обоюдному» удовлетворению сторон, причем водители остаются довольны, т.к. считают, что все обошлось «малой кровью».
Так вот, на наш взгляд, пришла пора поподробнее разобраться с санитарными паспортами.
Для начала оговорюсь сразу: за три года работы никто из нас не видел протокола, выписанного сотрудниками ГИБДД за отсутствие санпаспорта. По вопросу законности действий сотрудников ГИБДД, требующих у водителей предъявления санитарных паспортов и проверки отметок о прохождении дезинфекции, нами были получены разъяснения в ГУ ГИБДД МВД РФ, где нам сообщили (цитирую): «...определение качества перевозимых продуктов питания, условий их транспортировки, а также проверка своевременности прохождения транспортными средствами, перевозящими продукты питания, санитарной обработки в компетенцию ГИБДД не входит. Заместитель начальника отдела». (В.А. Батурин.)
Так кто же тогда имеет право проверять санпаспорта, в каких случаях они нужны, что делать, если санпаспорт все-таки требуют, и, самое главное, что за это все может быть. В соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.3.5.021-94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли» санитарный паспорт выдается на машины, перевозящие продукты питания, кузов которых оборудован специальным гигиеническим материалом. Таким материалом является пищевой алюминий, пищевая нержавеющая сталь, пищевая жесть. Выдача санитарных паспортов на все иные виды грузовых машин действующим законодательством не предусмотрена. Иными словами, санитарные паспорта выдаются на «рефы», «изотермы», а также хлебовозы, молоковозы, муковозы и другие специализированные «возы».
Оно и понятно, разве можно провести санитарную обработку фуры с деревянным полом, где между досками такие зазоры, что провалиться можно. Через две минуты после санобработки ее можно будет обрабатывать по новой. Я не говорю уже про бортовые машины. Там их мой не мой, толку никакого. Дождь, пыль, копоть - все в кузове есть.
Требование к характеристике автомобиля и условиям транспортировки груза может предъявить исключительно владелец груза.
Данные требования зависят от множества факторов: от того, какой груз, какая упаковка, куда груз должен быть доставлен и для чего предназначен. Данная норма нашла свое отражение в Уставе автомобильного транспорта. П. 44 Устава гласит: «Автотранспортные предприятия и организации обязаны обеспечивать своевременную подачу подвижного состава по всем пунктам погрузки и выгрузки в соответствии с договорами на перевозку грузов автомобильным транспортом, а также подавать грузоотправителям под погрузку исправный подвижной состав в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающем санитарным требованиям». Подача подвижного состава, непригодного для перевозки обусловленного договором груза, приравнивается к неподаче транспортных средств.
Иными словами, пригодность транспортного средства и исполнение санитарных требований грузоперевозчика, для перевозки данного вида груза определяет исключительно грузоотправитель (грузополучатель), а никак не сотрудник ГИБДД и даже санэпидстанции. Ну например, вам заказали машину, например «реф», для перевозки сока, а вы приехали на «термосе». Будь у вас хоть пять санпаспортов, груз к перевозке передан (и соответственно принят) быть не может, и грузоотправитель вправе предъявить вам претензии в виде штрафов, как за срыв заказа.
Второй вариант — грузоотправитель заказывает тент опять-таки для перевозки сока, но с санитарным паспортом. Ты приезжай хоть на «рефе», хоть на «термосе», без санпаспорта груз к перевозке передан быть не может. Опять штрафные санкции.
Возвращаясь к ГИБДД. Многие водители, когда на дороге гибэдэдэшник требует у них санитарный паспорт, как раз и пытаются объяснить то, что изложено выше. На что у гибэдэдэшников есть домашняя заготовка: «А я вот сейчас санэпидстанцию вызову, а ты пока постой, врачей подожди».
В связи с этим необходимо запомнить, что ст. 240 КоАП установлен порядок административного задержания. В частности, установлено, что в случае задержания составляется протокол с указанием времени, места, причин задержания. Сроки административного задержания не могут превышать трех часов (ст. 242 КоАП).
Если сотрудник ГИБДД сообщает вам, что все, стоять тут, будем ждать санэпидстанцию, первое, что необходимо сделать, - это потребовать составления протокола об административном задержании. Если протокол составлен не будет, у вас есть все шансы простоять часа два-три, после чего сотрудники ГИБДД составят протокол и вы подождете еще три часа уже на законных основаниях. Все рассказы о том, что сначала стой три часа, а потом составим протокол, не имеют под собой законных оснований. В том случае, если протокол не составляется, советую позвонить по 02 (все звонки фиксируются), в случае непредвиденных осложнений можно будет хоть как-то доказать свою правоту.
Кстати, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм по ст. 42 КоАП влечет за собой наложение штрафа, аж в размере 50 рублей. Но и то, вас смогут оштрафовать за это в случае, например, если вы везете в своем «рефе», не прошедшем санобработку, продукты питания, имеющие непосредственный контакт с кузовом. Причем протокол о нарушении может составить только сотрудник уполномоченных на то санитарных организаций, но никак не сотрудник ГИБДД. И уже на основании этого протокола ваша организация платит или не платит штраф. Если не захотите заплатить, то вполне возможно, что в следующий раз при получении санпаспорта возникнут проблемы. Но эта проблема решается очень по-русски и просто.
На волне повальной санпаспортизации в Москве недавно появилась одна организация — НП «Содействие в защите прав граждан в процессе изготовления, реализации продукции работ и услуг» (НП «СГРиУ»). Интересная доложу я вам контора. Душевные люди там работают, ратуют за защиту наших с вами прав как потребителей. Однако познакомившись с ними поближе, я вспомнил почему-то Остапа Ибрагимовича. Разобрались получше, и поняли - подобная аналогия здесь неуместна. Ося Бендер был вольным стрелком, сам по себе работал. У наших же с вами знакомых за спиной Правительство Москвы, санэпидстанция Москвы, Московская транспортная инспекция. Прикрывают ее со всех сторон чиновники, обличенные властью.
Создана эта контора была после решения Межведомственной антитеррористической комиссии Москвы от 02.04.2001 г. Нет, на той комиссии решали не вопросы, связанные с терактами, розыском полевых командиров, вопросами нашей с вами безопасности. Там решались вопросы, связанные, например, с тем, что руководители предприятий пищевой промышленности не должны отпускать свою продукцию на (цитирую) «автотранспорт, не имеющий санитарных паспортов и личных медицинских книжек на водителей и экспедиторов». А ГУВД Москвы вместо розыска преступников вместе с санэпидстанцией должно обеспечить строгий контроль за наличием санпаспортов на автотранспорт.
Вот в целях реализации постановления партии и правительства Госсанэпиднадзор по Москве заключил соглашение о сотрудничестве с НП «СГРиУ», которая, по их словам, осуществляет санитарный контроль от общественных организаций в соответствии со ст. 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». На основании данной нормы закона НП «СГРиУ» совместно с правоохранительными и контролирующими органами создали, по их словам, десятки мобильных постов по проверке транспортных средств, перевозящих продукты питания на предмет выявления санитарного законодательства и проверки правильности оформления санпаспортов и своевременности прохождения дезинфекции. Выглядят такие «мобильные группы» следующим образом. Около крупных супер- и гипермаркетов (например, «Рамстор» они очень любят) пасется непонятный человек в гражданке, и, увидев какой-либо грузовик, он подскакивает к водителю и, размахивая какой-то непонятной корочкой, требует предъявить путевые, товарно-сопроводительные документы, санпаспорт, медкнижку.
Если водитель его сразу не посылает, а по какой-то неизвестной причине передает документы, то в случае отсутствия санпаспорта, отметки о прохождении последней дезинфекции, медкнижки водителя составляется акт и водитель «приглашается» на беседу в НП «СГРиУ».
Если водитель вместо того, чтобы работать и зарабатывать деньги для своей семьи, идет туда на беседу, ему рассказывают про штрафы за отсутствие санпаспортов в размере от 3000 до 40 000 (!!!) рублей и предлагают этот вопрос замять, в случае если водитель заключит договор на дезинфекцию своей машины с неким ООО «Ютикон». Стоимость дезинфекции в «Ютиконе» от 120 до 3420 рублей за машину. И без разницы, борт у тебя или «реф», за такие бабки все что угодно обработают, хоть седельник.
Самое интересное, что НП «СГРиУ» общественным объединением не является и соответственно действовать совместно с санэпидстанцией и проводить всякие подобные мероприятия не может. Я не говорю уже о том, что ни в Правилах дорожного движения, ни в иных законах нет упоминания о том, что я, как грузоперевозчик и участник дорожного движения, должен предъявлять какие-либо документы кому-либо, кроме как сотрудникам милиции и транспортной инспекции.
Я думаю в том, что такие организации появляются, виноваты только мы с вами. Если мы готовы предъявить документы первому встречному на улице, потом ехать к ним на «беседу» и заключаем договора на санобработку и готовы за это платить немаленькие деньги, отрывая их от своей семьи и детей, то такие организации будут плодиться и множиться. Если бы эти радетели санитарного благополучия населения и злостные защитники прав потребителей, сотрудники НП «СГРиУ» со своими липовыми бумажками пришли, например, на Останкинский мясокомбинат и попросили бы предъявить ну хоть какие-нибудь документы (это при условии, что их туда вообще пустят), я думаю, что в этот день с конвейера комбината сошли бы сверхплановые 80 килограммов мясного фарша. Но они туда не ходят, их там пошлют. А мы их не посылаем, мы платим. Мы уже привыкли платить. Может, пора начать посылать?