CURSOR – маленькое сердце с большими возможностями
В конце мая но дмитровском полигоне компания Iveco представила новый для российского рынка тягач EuvroTech с 10-литровым двигателем Cursor мощностью 430 л.с.
Напомним, что эти двигатели начали выпускать в 2000 году и машины с этими силовыми агрегатами на российском рынке официально не продавались. Главная изюминка двигателя - турбокомпрессор с изменяемой геометрией. Дело в том, что традиционные турбокомпрессоры имеют так называемую турбояму. На низких оборотах двигателя скорость вращения турбины не достаточна для создания необходимого давления воздуха во впускном коллекторе. На груженом автопоезде, чтобы иметь запас мощности, приходится держать обороты двигателя, как минимум, в середине зеленой зоны тахометра, особенно при трогании и разгоне. Но инженерная мысль на месте не стоит, и конструкторы разработали турбокомпрессор с изменяемой геометрией. Есть несколько вариантов, чтобы изменить геометрию турбины. В нашем случае изменяется площадь проходного сечения на входе турбины в зависимости от текущего расхода топлива. Таким образом мы добиваемся, что на низких оборотах двигателя скорость вращения турбины достаточна для создания рабочего давления воздуха, следовательно, уже на низких оборотах крутящего момента хватает для динамичного разгона машины. При увеличении оборотов двигателя проходное сечение турбины меняется, но давление и скорость вращения лопаток остаются более или менее постоянными. Компания Iveco первой применила турбокомпрессор с изменяемой геометрией на тяжелых грузовиках.
Рядный шести цилиндровый 10,3-литровый двигатель Cursor имеет четыре клапана на каждый цилиндр, насос-форсунки с электронным управлением обеспечивают давление впрыска 1500 бар. На российский рынок планируется поставлять машины с двигателем Cursor мощностью 430 л.с, хотя в гамме 10-литровых моторов есть версия в 390 л.с. Встроенный декомпрессионныи моторный тормоз, приоткрывающий выпускные клапана в конце такта сжатия, обеспечивает эффективное торможение двигателем. Причем алгоритм работы моторного тормоза можно изменять: он начинает работать при нажатии педали на полу у левой ноги. Если переключить тумблер на приборной панели, моторный тормоз срабатывает или при отпускании педали газа, или при подаче давления в тормозной контур. Периодичность замены мосла в двигателе предусмотрена через 100 000 км пробега. Естественно, новый двигатель соответствует экологическим стандартам Евро-3.
Садясь за баранку тягача, меня в первую очередь разбирало любопытство, смогу ли я почувствовать работу турбокомпрессора с изменяемой геометрией. Кабина снаружи и изнутри эмоций не вызвала, и не потому, что смотреть не на что, а просто на нашей транспортной фирме эксплуатируется один тягач Iveco EuroTech и я настолько к нему привык, что, оказавшись в кабине, сразу почувствовал себя в «родной тарелке». Справедливости ради хочу добавить, что дизайн и комфорт кабины EuroTech считаю удачным и удобным. Поначалу небольшую настороженность вызывал своеобразный пластик торпедо, но ни скрипа, ни дребезжаний при эксплуатации не было. А удобство органов управления, внутренний объем кабины и комфортные условия работы водителей оказались на высоте. В тестируемой машине уровень шума оказался ниже, чем в автомобилях предыдущих серий, так как на моделях с двигателями Cursor улучшена звуко- и теплоизоляция.
Трогаюсь с 4-й скорости, почти сразу переключаюсь на 6-ю, провоцируя двигатель но работу «внатяг». На тахометре 600 об/мин, 800 - машина как машина. 900 об/мин - тягач словно кто-то пришпоривает и начинается ускорение как на легковой машине. 2000 об/мин - переключаюсь на 7-ю, 8-ю. В считанные секунды машина набирает 85 км/ч и ограничитель скорости осаживает прыть. Впечатляет! Пробую по-другому. На прямой притормаживаю, переключаюсь на 7-ю скорость и жду, когда стрелка тахометра упадет до цифры 500 об/мин. После этого педаль газа в пол. Результат тот же: сначала машина пытается сообразить, за что такие издевательства, а на 900 об/мин вспоминает о своем турбокомпрессоре и демонстрирует его работу во всей красе.
Забегая вперед, скажу, что на следующий день под впечатлением от теста я решил сравнить работу турбокомпрессора на своем тягаче выпуска 1995 года. Результат таков - работа традиционной турбины начинается с 1200 - 1300 об/мин. Турбокомпрессор с изменяемой геометрией выходит на рабочий уровень уже с 900 - 1000 об/мин. Прогресс очевиден. Главным в этой истории остается вопрос о надежности нового узла. Статистику наработки на отказ я не нашел, но, как известно, чем больше деталей - тем меньше надежность.
На тестируемых тягачах установлена тормозная система с дисковыми тормозами на всех колесах и электронным блоком управления EBS, заменившего традиционную пневматическую систему управления с тормозным краном. В новой системе данные на тормозные клапана при торможении поступают не в виде изменяющегося давления, а в виде электрического сигнала. Система EBS управляет замедлением автопоезда и объединяет в себе функции антиблокировочной системы и корректора тормозных сил. На тягачах с традиционной пневмосистемой положение педали тормоза при торможении зависит от загрузки машины: чем тяжелее груз, тем сильнее нужно «продавливать» педаль тормоза. Замедление машины с EBS имеет постоянную зависимость от положения педали тормоза и не связано с загрузкой автомобиля. Кроме этого, EBS сама оценивает характеристики тормозной системы полуприцепа, параметры торможения и корректирует давление в приводе тормозов полуприцепа в целях устранения возможных расхождений между характеристиками клапанов полуприцепа и тягача. Антипробуксовочная система ведущих колес является частью EBS. Следует отметить, что на заднем мосту можно устанавливать и традиционные пока барабанные тормоза.
Наши машины были оборудованы 16-ступенчатой коробкой передач с механическим приводом. Но предусмотрена установка и пневматического механизма переключения передач Servoshift, позволяющая снизить усилие на рычаге переключения примерно на 50% и ход рычага на 40%. По особому заказу можно установить полуавтоматическую 12-ступенчатую коробку передач EuroTronic.
Собственную массу тягача EuroTech с двигателем 430 л.с. удалось снизить на 300 кг по сравнению с предыдущей моделью с двигателем мощностью 420 л.с.
Насыщенные электроникой современные машины еще пугают наших перевозчиков. Но от действительности никуда не уйдешь. Если хочешь шагать в ногу со временем, придется эксплуатировать современные автомобили. Менталитет надо менять, но и одновременно увеличивать количество сервисных станций. Можно в дороге устранить механические проблемы своими силами, но проблемы электронных мозгов автомобиля чаще всего самостоятельно не устранишь.