Монстры стройплощадки
Американские четырехосные самосвалы до недавнего времени мне приходилось видеть только в каталогах да в кино. Любопытство вызывало в первую очередь четвертая подъемная ось, что на европейских моделях не встречается. Каково же было мое удивление, когда весной этого года в Москве я «нос к носу столкнулся» с самосвалом марки Peterbilt, выезжающим со строительной площадки. Максим, хозяин самосвала, легко и быстро согласился на встречу, и вот что я узнал о машине.
Два самосвала Peterbilf-357 появились в Москве осенью 2000 года. Когда встал вопрос о необходимости приобретения самосвалов, Максим обратился в некоторые иностранные представительства производителей строительной техники. Только Volvo предложила четыре подержанные машины Scania со стоянки в Европе, остальные по каким-то причинам проигнорировали покупателя. Но выбор, в первую очередь из-за более низкой цены, пал на американские самосвалы. Одна из фирм, занимающаяся продажами и ремонтом американской техники, поставила машины 1991 года выпуска покупателю.
Четырехосные самосвалы, грузоподъемностью 25 тонн, имеют типично американскую компоновку. Капотная кабина, максимальное использование алюминия и простота конструкции. Одна из осей подъемная, что не характерно для «европейцев». Причем подъем оси происходит за счет рессоры: при стравливании воздуха из подушек рессора распрямляется и отрывает мост от земли. Подъем или опускание моста происходят при переключении тумблера в кабине. Даже на груженом самосвале можно поднять ось при маневрировании на пятачке.
Для начала я решаюсь прокатиться, а потом уже осмотреть машину. Стандартная для Америки, неширокая кабина. Алюминиевый топливный бак под дверью водителя с одной стороны и инструментальный ящик с другой. Двигатель Cummins мощность 280 л.с. для такой машины, помоему, слабоват, но по отзывам самих водителей, работающих на таких машинах, достаточно уверенно и легко разгоняет 35-тонную махину. Выжимаю сцепление, втыкаю вторую скорость и трогаюсь. Особенность американских грузовиков - переключение передач без выжима сцепления. Раскручиваешь двигатель примерно до 1500 об/мин и, не трогая сцепления, включаешь следующую скорость. Конечно, это требует определенного опыта и сноровки, но привыкаешь быстро и преимущество такой езды лично я оценил по достоинству. Восьмиступенчатая коробка со схемой переключения передач 1Н для профессионала проблем не вызывает. Флажком на рычаге КПП можно включить две дополнительные пониженные скорости, но это требуется только при трогании груженого самосвала в крутую гору или в тяжелых дорожных условиях и редко применяется в обычных условиях работы.
Особенность американских грузовиков -переключение передач без выжима сцепления.
Копотная компоновка, узкая кабина и рычаг КПП немного напоминают при движении езду на КрАЗе. Но при прохождении неровностей и ям на асфальте кажется, что отсутствуют рессоры на задней тележке. Здесь уже ощущаешь себя в деревенской телеге. А в остальном удобная и прогнозируемая машина даже для тех, кто первый раз сел за баранку. Очень понравились дополнительные зеркала заднего вида, установленные на облицовке решетки радиатора. «Мертвых зон» с ними уже не остается.
После поездки осматриваю машину и понимаю, что в отношении отсутствия рессор оказался не так далек от истины. На задней тележке роль рессор выполняет цельнолитая резиновая подушка. Не вдаваясь в технические подробности, скажу, что более простой конструкции я еще не видел. Становится понятным сравнение с телегой. Об амортизаторах сзади вообще глупо говорить, но они не стоят и спереди. Благо, что сиденье водителя расположено не над передней балкой моста, как на бескапотных машинах, а то проблем с позвоночником не миновать.
Пластиковый капот и максимальное использование алюминия позволили снизить массу пустого четырехосного самосвала до 9 тонн. Алюминиевая кабина, диски колес, бок, поперечные лонжероны и кузов. Особенность ремонта алюминиевых деталей в том, что его уже не отрихтуешь, а для сварки требуется аргон. На своих машинах понял, что отремонтировать габаритную деталь из алюминия в Москве тяжело и стоит это больших денег.
На машине установлен механизм самонакрывания кузова тентом. Очень удобная и полезная вещь. Правда, при его работе раздается такой истошный вой, что на душе становится тоскливо. Хотя, по словам водителя, этот механизм разбирали и смазывали.
Полгода работы машин показали, что самосвалы Максиму продали полностью «убитые». Рынок «сэкондхендовских» машин в Америке подразделяется на грузовики, продающиеся с «колес» и прошедшие предпродажную подготовку. Пользователи машин продают их, как правило, посредникам, которые после предпродажной подготовки продают их другим пользователям. Уважающие себя и клиентов продавцы готовят машины для продажи основательно и качественно, вплоть до замены агрегатов. Максиму попали машины «с колес». Пришлось перебрать ходовую на обоих самосвалах, поменять подушки крепления редукторов и раздаток. На одной машине упала коробка переключения передач из-за разбитых опорных подушек, заодно поменяли и корзину сцепления. Судя по тому, как бьет педаль сцепления при легком нажатии на нее, пришла пора менять выжимной подшипник. Чтобы долго не ждать подушки, подобрали и поставили от ГАЗ-53. Ломались передние рессоры, взрывалась подушка на подъемном мосту. Лопнули крестовины - поставили новые. Через короткий промежуток времени это повторилось. Только после замены V-образных разбитых тяг проблему устранили. Гордость американских грузовиков -двигатель, подвел и здесь. На одной из машин произошел уникальный, по мнению специалистов, случай - лопнул коленвал. Теперь машина стоит и ждет, когда его пришлют из-за океана. Проблем, одним словом, хватает. Это еще раз говорит о том, что покупать машину, не видя и веря на слово, в нашей стране нельзя. Можно приобрести «кота в мешке». Только если полностью доверяешь продавцу, то можно покупать подержанную машину по предоплате.