«Кидалы» с большой дороги
Грабеж на дорогах не такое новое явление, как может показаться. Герой русских сказок Соловей-Разбойник, можно сказать, крестный отец нынешних налетчиков на большегрузы. Писатели XIX века не раз свидетельствовали, как во время очередного путешествия на их обоз нападали вооруженные грабители и обчищали до нитки. И даже в советские времена, которые хвалят за необыкновенный в стране порядок, подобные инциденты случались. Правда, не с такой завидной частотой, как сейчас, но все же были.
Нападают в целях либо захвата груза (обычно это груз с большим запасом годности), либо завладения транспортом (как правило, в качестве жертвы выбирают не особо подержанный грузовик иностранного производства). Изъятое добро отлеживается месяц-два на складах. Затем штампуют «липовые» документы и ворованный товар реализуют по заниженной цене. От покупателей, сами понимаете, - отбоя нет...
Если же грабители заприметили не груз, а транспорт, то с ним поступают еще проще - в гараже разбирают на винтики и грузовик (вернее, его комплектующие) уходят на прилавки магазинов «Автозапчасти». Рисковые налетчики с авто поступают иначе: перебивают номера, перекрашивают кузов, делают новые документы, а затем выставляют но продажу. Но это большая редкость. Велик риск быть пойманным. Случаются и более банальные ограбления с целью слупить денег. Особенно велик куш, когда попадается в «лапы» дальнобойщик, отправившийся в рейс за товаром. Риск минимальный, а главное - живые деньги.
...Года два назад «посчастливилось» мне быть пострадавшим от дорожных налетчиков. Началось все с того, что из Краснодара мне нужно было попасть в Москву. На поезд билетов не было. На самолет - денег. Поэтому пришлось договариваться с дальнобойщиками. В общем удалось найти грузовик попутного направления. Договорились о приемлемой для нас обоих цене и поехали. Груз, кстати говоря, - расфасованное подсолнечное масло (т.е. товар непортящийся). Начинало вечереть. Где-то километрах в ста от Ростова-на-Дону останавливают нас на КПП. Обычная проверка, мол, куда едете, чего везете... Отпустили нас.
Километров, наверное, двадцати проехать не успели, как догоняет наш груженный до нельзя КамАЗ джип. В салоне внедорожника - «маски-шоу»: все в камуфляже, спецназовскими масками лица обтянуты. Из дышащей на ладан фуры водитель принялся выжимать все соки в надежде уйти от разбойников. Но после раздавшейся автоматной очереди мы поняли, что песенка наша спета. Прижались к обочине. Джип остановился впереди, как бы отрезав путь к бегству. Из него высыпались четверо громил с автоматами на перевес. Легким движением руки вышвырнули нас из кабины, уложив на землю. После досмотра груза они приказали нам обратно сесть в грузовик и следовать за ними. Для надежности подсел к нам один из этих верзил. Практически сразу свернули на проселочную дорогу. Минут через десять прибыли на место. Куда ни глянь - всюду горизонт. И средь этого раздолья стоит какая-то фура, вокруг которой при нашем появлении стали суетиться люди. Когда КамАЗ был припаркован, нас заставили выйти, чтобы мы помогли перегрузить коробки с маслом из нашего грузовика в их(!). Часа через три в нашей фуре было абсолютно пусто, а налетчики так же стремительно исчезли, как и появились...
Вернулись на тот КПП, где несколькими часами раньше остановили нас на проверку. Рассказали там, что и как. Однако ГИБДДэшники настаивали на том, что такие преступления не по их части.
— Вот если бы эти грабители двойную сплошную пересекли, тогда им точно башки не сносить, - объяснял как раз тот самый капитан, который нас проверял. — А так, это вы, ребят, не по адресу обратились. Есть прокуратура. Туда заявление пишите. Они разберутся что к чему. Может быть, вы сами «толканули» свое масло в какой-нибудь магазин, а теперь дурочку валяете, дескать, ограбили вас. И вообще, моя смена закончилась...
Он сел в свою новехонькую роскошную БМВ и умчался в темноту. Спрашивается: «Откуда у обыкновенного капитана ДПС деньги на довольно-таки дорогую иномарку?» Хоть бы постыдился на работу на ней приезжать.
Схемы нападения, по которым действуют налетчики, особой фантазией не пестрят.
Схема №1. Переодетые в форму сотрудников ГИБДД налетчики тормозят фуру под предлогом превышения скорости. Попутно выясняют, какой груз. И уже в зависимости от состава перевозимого добра они решают, то ли просто денег содрать за превышение (естественно, фальсифицированное), то ли продолжить знакомство в более приватной обстановке - так сказать, без свидетелей. А там в ход идет все - вплоть до физической расправы.
Схема №2. Опять-таки под видом сотрудников правоохранительных органов рэкетиры останавливают фуру с иногородними номерами. В процессе досмотра документов выясняется, что груз или бумаги на него не в порядке и что водителю в связи с этим надо оплатить штраф в ближайшей сберкассе. Машина с грузом будет находиться на штрафстоянке до тех пор, пока он, водитель, не принесет квитанцию об оплате. Если сберкасса далеко - подвозят. Попытка расплатиться на месте результатов не даст (зачем же брать мизерный штраф, когда можно заполучить целый грузовик!). Дают адрес этой штрафстоянки, разумеется, выдуманный. В общем, когда водитель приходит в сберкассу и пытается объяснить, за что ему нужно заплатить штраф, он понимает - его попросту «кинули». На руку мошенникам играет то обстоятельство, что водитель не местный и сразу не разберется, куда ему идти.
Есть вариант этой схемы. Где-нибудь на отшибе устанавливается обычная брезентовая палатка с аббревиатурой ДПС. Рядом с ней машина с соответствующей атрибутикой. Отлавливают фуру. Говорят, что с документами не все в порядке и... отсылают в сберкассу для оплаты штрафа. Как правило, отвозят сами, чтоб наверняка его оставить в городе, который километрах в сорока от «липового» КПП. Возвращение на место задержания будет длиться часа два-три минимум. Времени для мошенников предостаточно, чтобы оприходовать грузовик вместе с его содержимым.
Схема №3. Весьма изобретательная. Правда, по ней «кидалы» действуют не на трассах, а на таможне и складах. Причем на мелочевку не зарятся, берут «на мушку» исключительно дорогой груз. Приезжает трейлер, скажем, на склад для разгрузки. Как правило, при поставке особо ценного товара, на его разгрузку приезжает шеф транспортного предприятия, чтобы удостовериться, все ли в порядке. Посмотрит на начало разгрузочных работ и уезжает. Минут через пять на склад приезжает машина, из которой выходят мошенники. Подходят к водителю, говорят, мол, только что звонил шеф и сказал, что товар надо везти на другой склад. Водитель, естественно, в недоумении, говорит, что говорил с ним пять минут назад, и все такое... В ответ ему буквально впихивают в руки мобильный телефон, чтоб он не воспользовался своим, и предлагают позвонить шефу, так сказать, лично убедиться. Жертва набирает номер, слышит в трубке голос шефа, который ему говорит, чтоб он гнал товар на другой склад. Когда сомнений у водителя не осталось, он смело едет на другой склад. Там благополучно разгружается и по приезду на базу докладывает, что товар он разгрузил там-то. В ответ от шефа он слышит непереводимую игру слов. Оправдываясь, он ему говорит, что ты же сам мне сказал, когда я тебе позвонил, чтоб я разгружался в другом месте...
Телефон, воспользоваться которым было любезно предложено водителю, был запрограммирован на нужный «кидалам» номер, т.е. какие кнопки не жми, результат один - говоришь с человеком, у которого голос как у начальника.
Мошенники в течение нескольких месяцев прослушивали телефонные разговоры шефа и могут воспроизвести его голос с абсолютно точной интонацией, тембром, ритмом - короче говоря, мама родная не отличит.
Схема №4. Начинающие грабители практикуются на сломавшемся транспорте. Видят какой-нибудь нефурычащий трейлер и экспроприируют часть груза («кинуть» на весь груз проблематично, т.к. на трассе много свидетелей. Воруют примерно в объеме одной «Газели»).
Схема №5. Грабители действуют наверняка. Наобум, как в предыдущих схемах, они не промышляют. Останавливают именно ту фуру, в ценности груза которой сомнений не возникает. Говоря иначе, работают исключительно по наводке. По чьей? На посту ДПС останавливают большегруз. Узнают, что везет. Далее передают по рации или мобильному телефону приметы автомобиля... Ну а дальше вы уже знаете: стреляют, прижимают к обочине, увозят в чистое поле, где и «обувают» по полной программе. Нечестным ГИБДДэшникам, безусловно, что-то перепадает. К примеру, деньги на новую иномарочку...
Уж если заприметили ваш грузовик на предмет ограбления, то это действо непременно произойдет. Редкая фура сможет уйти от погони. Да и вдобавок не у каждого водителя хватит смелости удирать или, тем более, попытаться протаранить джип, из которого доносились автоматные очереди. Однако минимизировать вероятность «влипания» в подобные заварушки все же можно.
Для этого лишь надо неукоснительно соблюдать несколько правил.
Правило первое – ни в коем случае не останавливаться, даже по требованию сотрудника автоинспекции, на трассе вне стационарного поста ДПС. Тем более не останавливаться по требованию милиционеров, поскольку для них имеется на этот счет приказ министра МВД №329, запрещающий останавливать транспорт для проверки документов подразделениям, не относящимся к ДПС.
Правило второе – стараться избегать ночных поездок, поскольку по статистике большинство нападений происходит именно под покровом ночи.
Правило третье – останавливаться на ночлежку исключительно на охраняемых стоянках.
Правило четвертое – если вы едете отовариваться, то не следует деньги везти с собой. Лучше расплачиваться безналичным платежом через сбербанк.
Правило пятое – постараться подыскать себе компанию еще из четырех-пяти грузовиков, т.к. грабители предпочитают нападать на водителей-одиночек.
Правило шестое – на всякий пожарный иметь в автомобиле рацию, чтоб в экстренном случае можно было вызвать подмогу (неписаный кодекс дальнобойщиков не позволяет оставлять товарища).
Правило седьмое – и, пожалуй, самое надежное. Для сопровождения груза нанимать вооруженную охрану. Дорого, конечно. Но если груз того стоит, то экономить на безопасности, по меньшей мере, глупо.
Ну а если с вами все-таки случилось это несчастье, то о произошедшем нужно заявить в органы внутренних дел, поскольку ГИБДД расследованием такого рода дел не занимается.
АНЕКДОТ В ТЕМУ:Устроился парень в ГИБДД работать. Месяц работает. Второй. Третий... А в бухгалтерию не наведывается.
Начальник как-то его увидел и спрашивает, дескать, что же ты за деньгами не приходишь?
Он в ответ: - А я думал, форму и жезл выдали, а дальше крутись, как умеешь.