Приколы нашего городка
Отношения между гаишниками и водителями в нашей стране напоминают мне садомазохистские игры. Я, конечно, не специалист в этой области, но люди в погонах давно ассоциируются с садистами, смысл работы которых - остановить машину, найти какую-нибудь правовую зацепку (а часто и без всякого повода) и начать унижать водителя. Получив удовлетворение, а заодно энную денежную сумму, гаишник сразу теряет интерес к клиенту и переключается на следующую жертву. «Этого не может быть, слишком грубо и пошло!» - начнут возмущаться люди в погонах, прочитав эти строки. Но я никогда не забуду, как 3-4 года назад был остановлен в Москве прыщавым лейтенантом и в «задушевной» беседе с ним услышал, что они (менты) нас (водителей) «имели и будут иметь» всю жизнь. Причем я не нарушил ни одной буквы закона. Вы думаете, что это жизненная позиция одного недоумка? К несчастью, это позиция всей системы.
Имеют ли право гаишники применять карательные меры к водителям при отсутствии у них лицензии, справки СЭС, сертификата на товар и других похожих бумаг? Нет, не имеют! Но каждый из них при отсутствии этих бумаг начинает стращать и вымогать деньги. Повторю - каждый! Причем они прекрасно знают, что в их компетенцию входит только проверка наличия этих документов, но не более того. Следовательно, каждый страж закона этот же закон и нарушает. Вы только вдумайтесь -тот, кто следит за законностью, используя служебное положение, занимается вымогательством и обыкновенным грабежом. И если водитель при отсутствии бумажки нарушает административный закон, то люди в погонах нарушают уже Уголовный кодекс. А из этого следует, что те, кто стоит на дорогах с полосатыми палками, ходят под статьей. А основная их работа - собирать дань с водителей и обеспечивать беспрепятственный проезд сильных мира сего.
Жестко и зло? Но десять лет работы за баранкой грузовика дают мне право говорить об этом. А посмотрите, что творится на въездах-выездах из Москвы. Под предлогом борьбы с терроризмом останавливается каждый грузовик. Проверка груза заключается в проверке всех документов, которые необходимо иметь водителю. И не дай Бог не хватит какой-нибудь бумажки -«разводить» водителя будут по полной программе. А чем объяснить такую же проверку выезжающих из Москвы грузовиков? Наверное, следят, чтобы гексоген из города не вывозили. Но московские гаишники -ангелы по сравнению с их коллегами на южных трассах. Ростовские, краснодарские, астраханские пикеты без дани не проедешь даже со всеми документами. Мне, как водителю, до сих пор интересно, каким образом басаевцы прошли незамеченными маршем на нескольких машинах до Буденновска.
Пора вещи называть своими именами. Почему пьяных за рулем не уменьшается, а становится все больше? Да потому, что те, кто обязан пресекать любые попытки езды в нетрезвом виде, за $ 100 - 500 (все зависит от состоятельности клиента) отпускают с напутствием ездить осторожнее. Гаишники видят в водителях «дойных коров» и лохов. Я стараюсь не просить ментов ни о чем. Даже если они и объяснят, то сделают это с таким видом, как будто оказывают великое одолжение. И ты невольно почувствуешь себя идиотом, мешающим государевым людям нести важную и ответственную службу.
Водители, постоянно пребывающие в позе покорности, очень похожи на мазохистов. Разве нормальный человек способен всю жизнь терпеть издевательства на дорогах? Я отдаю себе отчет, что в больном обществе и больном государстве такие отношения между гражданами и властью, как это ни печально, давно стали нормой. Большинство водителей смирились с такой ситуацией и предпочитают платить вымогателям в форме, чем искать правду. Одни считают, что все равно не добьются справедливости, другие просто трусят, третьи не хотят тратить времени.
Есть водители, засланные казачки, убеждающие других не выступать против гаишников, смириться и помалкивать. Для большинства нашего брата характерна страусиная позиция; зарыть голову в песок и ждать -пронесет или нет. Пронесло - хорошо, а если «поимеют», то тоже ничего страшного, - жить можно и так, ведь на дворе «голубой век».
Но отстаивать свои права не только нужно, но и можно. Надо менять психологию водителя. Еще раз повторю, что если при отсутствии не нужной никому, кроме чиновников, лицензии вы нарушаете административный закон, то гаишник-вымогатель - Уголовный кодекс. Не надо выворачивать перед ними карманы, а боритесь за свои честно заработанные деньги.
Имея большой опыт общения с продавцами полосатых палок, могу посоветовать следующее. Если вы считаете, что с вас незаконно требуют денег, твердо стойте на своем. Часто, видя несгибаемость жертвы, гаишники отпускают водителя. Главный аргумент любителей выкладывать деньги по первому требованию, что машину могут задержать на 3 часа до выяснения обстоятельств. Но задерживать машину на несколько часов можно только в случае серьезных обстоятельств: есть подозрения, что машина угнана, груз ворованный, водитель не трезв. Отсутствие справки СЭС не является основанием задерживать машину даже на 5 минут. В таком случае сразу заявляйте рэкетирам в погонах, что заявление о вымогательстве завтра или даже сегодня будет лежать у начальника. Вся смелость этих бравых ребят в безнаказанности. Как только они чувствуют правовую подкованность водителя или его упертость, вся их спесь и смелость пропадает. Я не раз становился свидетелем, когда гаишники, два часа назад демонстрирующие свою крутизну, вдруг на разборе происшествия в более высокой инстанции со слезами на глазах вспоминают о многочисленной семье, которую надо кормить, и становятся покорными и послушными как овечки. Даже если у вас отобрали права и составили протокол, шансы на то, что вам вернут их без штрафа, все равно велики.
Несколько месяцев назад меня остановили на Садовом кольце. На вопрос, как я сюда попал без пропуска на въезд в пределы МКЖД, я ответил, что машина въехала по разовому пропуску и больше не выезжала. Напомню, что пропуск дает право но въезд, но не запрещает движение автотранспорта без него в пределах МКЖД. Полосатая палка заявила, что я нарушил требование знака «въезд запрещен» и что надо готовить денежку. Резонно поинтересовавшись, где и когда я его нарушил, платить отказываюсь. Обидевшись, лейтенант составляет протокол. С этим протоколом я еду в ГАИ в группу разбора. Уже два майора в один голос заявляют, что я обязан заплатить и не возникать. Пришла пора мне удивляться. Ладно, безграмотный лейтенант, но майоры, занимающиеся разбором нарушений. Что это? Повальная безграмотность сотрудников ГАИ или полное игнорирование законов людьми, которые по долгу службы должны эти же законы защищать? Только после обращения в вышестоящую инстанцию, мне права вернули с извинениями. На это у меня ушло три рабочих дня. Если мы будем требовать возмещения морального и материального убытка в суде, то соблазн лишний раз поморочить голову водителям у гаишников пропадет. Но я не знаю ни одного судебного разбирательства о возмещении убытков сотрудниками ГАИ. Не пора ли менять ситуацию?
Вот некоторые варианты противоправных действий, совершаемых гаишниками в отношении водителей коммерческих автомобилей:
1. Отсутствие справки СЭС. Угроза поставить автомобиль на штрафную стоянку. Вы должны спокойно согласиться и попросить гаишника составить акт задержания автомобиля. Штраф не платить. Все заканчивается тем, что вас великодушно отпускают.
2. Отсутствие лицензии на перевозку груза или людей. Сразу начинается вымогательство. Если вы не лезете в карман за деньгами, вам начинают угрожать вызовом транспортного инспектора или принудительной транспортировкой в центральную транспортную инспекцию. Соглашайтесь с вызовом инспектора, но ни в коем случае не двигайтесь с места для поездки в транспортную инспекцию. Вас начнут пугать вызовом милицейского наряда. Закрывайте машину и соглашайтесь на поездку в милицейский участок. Предварительно попросите вымогателей составить протокол об административном нарушении. Заверяю вас, не будет ни транспортного инспектора, ни поездки в инспекцию, ни вызова милиции. За отсутствие лицензии только транспортный инспектор, присутствующий в данном месте и в данное время, может составить протокол об административном нарушении и направить его в транспортную инспекцию, где и будет решаться, штрафовать вас или нет. Даже транспортный инспектор на месте не имеет права штрафовать вас. Гаишники все это знают прекрасно.
3. Отсутствие сертификата на груз. Люди в погонах имеют право спрашивать только регистрационное свидетельство автомобиля, ваше водительское удостоверение, талон техосмотра, накладную на груз и путевой лист. Требование предъявить какие-либо другие документы - незаконно. Ваши действия смотрите выше.
4. Если ваша машина перевозит импортный дорогостоящий груз (электроника, бытовая техника}, то гаишники могут заявить о необходимости проверки законности таможенной очистки. По закону это должны делать представители таможни, находящиеся на стационарных постах. Но это уже проблемы хозяина груза. Он сам разбирается с ментами. Любят они тормозить такие машины в пятницу вечером, прекрасно зная, что владелец груза лучше заплатит им, чем будет ждать выходные и оплачивать простой грузовика.
5. Экологи любят проверять дымность даже на машинах, прошедших техосмотр. Не позволяйте им этого делать. Работают они под прикрытием постов, но чаще всего сами останавливают машины. Мой вам совет - внимательнее смотрите, кто вас останавливает. На экологов можете не реагировать, все равно прав у них никаких.
Очень здорово при выяснении отношений с гаишниками помогает знание телефона дежурного офицера и патрульной службы ГИБДД. Эти люди хоть из одного ведомства с вымогателями, но более адекватно реагируют на ситуацию и принимают чаще всего справедливые решения. Мобильные телефоны есть у многих и звонок в патрульную службу или в управление собственной безопасности снимает большинство проблем на месте. Убедился на собственном опыте.
Когда готовился этот номер в печать, к нам попал административный протокол, составленный инспектором на водителя грузовика. Суть в том, что остановлена была машина на Сельскохозяйственной улице для проверки наличия пропуска на въезд в пределы МКЖД. Сержант нарушил столько правил и положений, что начинаешь сомневаться в его умственной полноценности.
А нарушил он:
1. Приказ, запрещающий останавливать машины вне стационарных постов ГИБДД.
2. Инспектор останавливал машину на автобусной остановке, что категорически запрещено.
3. Ширина проезжей; части на улице, где была остановлена машина, равна 7 м, следовательно, действия инспектора провоцировали пробки и создание аварийной обстановки на дороге.
4. Водителю не были объяснены его права, хотя в бланке протокола об этом прямо сказано.
5. Если у инспектора есть сомнения в подлинности, то проще простого запросить по рации сверку номера пропуска по компьютеру, а не отбирать его.
6. В протоколе можно указывать только одно нарушение. Если зафиксировано сомнение в «подленосте» пропуска, то нечего писать о нарушении знака «въезд запрещен», тем более когда нельзя указать место и время нарушения.
7. Сержант отказался вписывать свидетелей со стороны водителя, что является грубейшим нарушением.
8. Угрожал водителю тем, что усложнит возврат пропуска и прав.
Водителю права отдали сразу и без лишних вопросов, пропуск оказался настоящим. Жаль только потерянного времени.
Что касается знания русского языка этим законником, то такие шедевры грамотности я бы вешал в рамку на стене у каждого милицейского начальника. Интересно, из какого леса выловили этого грамотея? Надо очень постараться, чтобы даже такого взяли в гаишники. Он, конечно, крайность, но динамика интеллектуального развития этого ведомства ясна. Оптимизма мало.Имея большой большой опыт с продавцами полосатых палок, могу посоветовать следующее. Если вы считаете, что с вас незаконно требуют денег, твердо стойте на своем.