• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
С

Статьи

08.09.2000
Автор: А. НОВИКОВ

ГАЗ-АА

«...Я не вижу причин, почему русские не могут производить автомобили так же хорошо, как и другие. Автомобиль сыграет большую роль в развитии этой страны, которой, конечно, очень нужен моторный транспорт – Россия нуждается даже в большем количестве автомобилей, чем Америка, и ничто не мешает ей производить или эксплуатировать их. Это только вопрос организации и времени».
ГАЗ-АА
История

Эти слова принадлежат знаменитому американскому автопромышленнику Генри Форду и взяты из его интервью газете «Нью-Йорк тайме» от 23 июня 1929 г., вскоре после подписания договора с советскими организациями о техническом содействии в строительстве Нижегородского автомобильного завода, который был задуман в первую очередь как крупнейшее предприятие СССР по производству грузовиков.

Первый камень автомобильного гиганта был заложен 2 моя 1930 г. на месте деревни Монастырка, расположенной под Нижним Новгородом. А 29 января 1932 г. - то есть менее чем через два года - с конвейера новорожденного завода сошли первые машины. Это были полуторатонные грузовики «ГАЗ-АА», созданные на основе соглашения с «Форд Мотор Компани» и имевшие такую же конструкцию, как и американский «Форд-АА», которые на протяжении почти трех десятилетий безотказно работали во всех отраслях народного хозяйства СССР. Они возили кирпич и зерно, почту, продукты и заключенных; а в годы войны на них транспортировали боеприпасы и солдат. Очень простые и надежные «полуторки» - как их любовно называли шоферы - можно было увидеть в любом уголке необъятной державы.

Необычное по современным понятиям размещение прерывателя-распределителя (трамблера) на головке блока цилиндров двигателя «ГАЗ-АА»; хорошо видна трубка вакуумного регулятора угла опережения зажигания, действующего за счет изменения разрежения во впускном трубопроводе.

Необычное по современным понятиям размещение прерывателя-распределителя (трамблера) на головке блока цилиндров двигателя «ГАЗ-АА»; хорошо видна трубка вакуумного регулятора угла опережения зажигания, действующего за счет изменения разрежения во впускном трубопроводе.

На «ГАЗ-АА», как, впрочем, и на «Форд-АА», устанавливался четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 40 л.с, сходный с силовым агрегатом, которым комплектовались и легковые «ГАЗ-А». Одинаковыми были многие другие узлы и детали, однако на грузовике коробка передач было четырехступенчатой, иную конструкцию имели задний мост и подвеска. В частности, задние рессоры были кантилеверными, установленными консольно. Толкающие усилия от ведущих колес у «ГАЗ-АА», как и на других грузовиках тех лет, передавались не рессорами, а трубчатым кожухом карданного вала. Один конец этого кожуха жестко крепился к заднему мосту, а второй, снабженный шаровым сочленением, упирался в поперечину рамы.

«ГАЗ-АА» не имел синхронизаторов в коробке передач, амортизаторов в подвеске, привод тормозов был не гидравлическим, а механическим с помощью тяг и промежуточных рычажков. Из давно забытых конструктивных особенностей «полуторки» отметим ленточный (а не колодочный) ручной тормоз, рычажок управления опережением зажигания на рулевой колонке и бензобак, установленный перед водителем в моторном отсеке. В бензобаке находился поплавок с нанесенными на нем делениями, которые водитель мог видеть через небольшое стеклянное окошко на щитке приборов.

aa_03.jpg

В своем первоначальном виде «ГАЗ-АА» выпускался до 1938 г., когда на смену 40-сильному двигателю пришел более мощный - 50-сильный от легкового автомобиля «ГАЗ-М-1», появились новый рулевой механизм и усиленное крепление задних рессор. Модернизированный грузовик, внешне почти не отличавшийся от предшественника, получил индекс «ГАЗ-ММ». В годы войны с конвейера «ГАЗа» сходил его упрощенный вариант с деревянной кабиной, без передних тормозов, с одной фарой и гнутыми передними крыльями.

На базе «полуторки» инженерами «ГАЗа» было создано множество модификаций: автобусы «ГАЗ-03-30», самосвалы «ГАЗ-410», газогенераторный грузовик «ГАЗ-42» и машины, работавшие на сжатом и сжиженном газе, «ГАЗ-44», санитарные «ГАЗ-55», полугусеничные «ГАЗ-60» и наконец трехосные грузовики «ГАЗ-ААА».

Грузовой трехосный автомобиль «ГАЗ-ААА» проходит через канаву по территории еще недостроенного Горьковского автозавода. Фото из архива А.С. Исаева. 1933 г.

Грузовой трехосный автомобиль «ГАЗ-ААА» проходит через канаву по территории еще недостроенного Горьковского автозавода. Фото из архива А.С. Исаева. 1933 г.

Когда в 1929 г. на стройплощадке нового завода только начинались земляные работы, Научный автомоторный институт (НАМИ) в Москве уже сумел построить трехосный вариант автомобиля для выпуска на строящемся заводе. Он и стал исходным образцом при проектировании «ГАЗ-ААА». Тем временем для снабжения Красной Армии «трехосками» в качестве временной меры в СССР была развернута сборка грузовиков «Форд-Тимкен».

Собственное производство таких машин горьковские автостроители наладили в конце 1934 г. Молодой коллектив конструкторов сумел разработать более совершенный (по сравнению с «Фордом-Тимкен») вариант задней тележки. Оба ведущих моста соединялись с рамой четырьмя продольными полуэллиптическими рессорами, игравшими роль балансиров. На фордовском грузовике концы расположенных друг над другом рессор соединялись с «чулком» заднего моста через бронзовое «яблоко». Эта деталь весила несколько килограммов, была очень дорогой и быстро изнашивалась. Наши конструкторы избавились от злополучного «яблока», соединив концы рессор с ведущими мостами посредством универсальных шарниров с подшипниками скольжения. Крутящий момент на «ГАЗ-ААА» от двигателя к ведущим колесам передавался через четырехступенчатую коробку передач, двухступенчатый демультипликатор (т.е. дополнительную коробку) и червячную главную передачу с коническими шестернями. Автомобиль оказался заметно тяжелее обычной «полуторки» 2 475 кг против 1 810 кг, тихоходнее - 65 км/ч вместо 70 км/ч, но зато мог перевозить по хорошим дорогам две тонны груза.

Газогенераторный автомобиль «ГАЗ-42» -участник испытательного пробега по маршруту Москва - Омск - Ленинград - Минск - Киев - Москва, проводившегося в 1938 г. Фото из архива А.С. Исаева.

Газогенераторный автомобиль «ГАЗ-42» -участник испытательного пробега по маршруту Москва - Омск - Ленинград - Минск - Киев - Москва, проводившегося в 1938 г. Фото из архива А.С. Исаева.

Перед началом производства новые советские «трехоски» сдали экзамен на надежность в сложнейшем каракумском пробеге протяженностью 10 000 км, показав лучшую проходимость, чем три участвовавших в пробеге «Форда-Тимкен». «ГАЗ-ААА» впоследствии успешно эксплуатировались в народном хозяйстве и в Красной Армии. На их основе были созданы штабные трехосные автобусы «ГАЗ-05-193» и броневики «БА-10».

Кроме «ГАЗ-ААА», на Горьковском автозаводе до войны были созданы опытные образцы автомобилей-вездеходов с использованием узлов и агрегатов «ГАЗ-АА» - «ГАЗ-АЛЛА», «ГАЗ-62», «ГАЗ-33» и «ГАЗ-60». Последний представлял собой полугусеничную машину. Привод от заднего моста к гусеницам шириной 390 мм каждая осуществлялся цепями, вездеход серийно выпускался с 1938 г. и использовался в советско-финской кампании 1940 г.

Годы выпуска 1930 - 1950
     Число мест в кабине      2
     Грузоподъемность         1 500 кг
     Двигатель, тип          Карбюраторный, четырехтактный, водяного охлаждения
     Число цилиндров          4
     Рабочий объем      3280 см3
     Степень сжатия       4,2 (4,6)
     Мощность       42 л.с. (50 л.с.)
     Число передач      4
     Главная передача      Пара конических шестерен со спиральными зубьями
     Размер шин      6,50 - 20
     Длина      5 335 мм
     Ширина      2 040 мм
     Высота      1 970 мм
     Внутренние размеры грузовой платформы:  
     *длина      2 450 мм
     *ширина      1 870 мм
     *высота бортов      500 мм
     Колесная база      3 340 мм
     Колея колес:  
     *передних      1 405 мм
     *задних      1 600 мм
     Масса в снаряженном состоянии      1 810 кг
     Максимальная скорость      70 км/ч (80 км/ч)
     Расход топлива на 100 км пути      20,5 л

В скобках данные грузового автомобиля «ГАЗ-ММ»

Газогенераторные грузовики «ГАЗ-42» получились тихоходными. При сгорании древесных чурок в их газогенераторах вырабатывался газ с очень низкой теплотворной способностью, в результате чего мощность двигателя составляла всего 30 л.с. Автомобили, работавшие на сжатом и сжиженном газе, имели намного лучшую динамику и перспективы.

«ГДЗ-ММ» военного времени: деревянная кабина, простые крылья, одна фара, отсутствие тормозов на передних колесах. Фото из архива Е.И. Прочко.

«ГДЗ-ММ» военного времени: деревянная кабина, простые крылья, одна фара, отсутствие тормозов на передних колесах. Фото из архива Е.И. Прочко.

Но уже в середине тридцатых годов стало очевидным, что «полуторка» начинает стареть, возникла острая необходимость в создании более мощного грузовика с увеличенной грузоподъемностью и современными конструктивными особенностями (американские «Форды-АА» были сняты с производства 9 марта 1932 г., когда им на смену пришли машины с двигателем У-8). Такой грузовик, получивший индекс «ГАЗ-11-51», появился в 1937 г. На нем стоял уже шестицилиндровый силовой агрегат, такой же, как и на легковой машине «ГАЗ-11-73», но начавшаяся Великая Отечественная война помешала наладить его серийное производство.

После войны изготовление «ГАЗ-ММ» передали на Ульяновский автозавод, который строил эти машины с 1947 по 1950 гг. За двадцать лет были построены около 985 000 грузовиков «ГАЗ-АА» и «ГАЗ-ММ».
Семнадцатиместный служебный автобус «ГАЗ-03-30» (1933-1950 гг.) стал самым распространенным в СССР, таких машин построили 18 613 штук, больше, чем других, выпускавшихся в тридцатые годы. Фото из архива автора.

Семнадцатиместный служебный автобус «ГАЗ-03-30» (1933-1950 гг.) стал самым распространенным в СССР, таких машин построили 18 613 штук, больше, чем других, выпускавшихся в тридцатые годы. Фото из архива автора.


Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 
С

Самое популярное

ТРОЛЗА: «Мегаполис» стал электробусом
ТРОЛЗА: «Мегаполис» стал электробусом
ТРОЛЗА: «Мегаполис» стал электробусом
Полимер вместо баббита
Полимер вместо баббита
Полимер вместо баббита
Прицепы в заносе (18+)
Прицепы в заносе (18+)
Д

Другие статьи на тему

Компания DAF нашла старейший грузовик
Компания DAF нашла старейший грузовик
История
Компания DAF нашла старейший грузовик
Один маленький шаг для водителя
Один маленький шаг для водителя
История
Один маленький шаг для водителя
Dymaxion: трехколесный микроавтобус с V8
Dymaxion: трехколесный микроавтобус с V8
История
Dymaxion: трехколесный микроавтобус с V8
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: