Как я переквалифицировался в водителя
Вот он счастливый момент! Я стою у окна и любуюсь чудом техники - «ГАЗ-3307» (фургон). Меня распирает от гордости, что я владелец имущества, способного принести стабильный и большой доход. Правда, это имущество не смогло самостоятельно проехать и двадцати километров - на половине пути заглох двигатель, и его остаток пришлось ехать на буксире. А кредита хватило только-только на машину, не говоря уже о товаре. Да и на грузовике я никогда не ездил и, тем более, имею права только с легковой категорией «В».
Однако это нисколько не охладило мой пыл. Все тот же сокурсник посоветовал при отсутствии денег на товар заняться грузовыми перевозками. За неимением других вариантов решил последовать его совету. Первым делом машину необходимо было зарегистрировать. Но тут меня ждал неприятный сюрприз. Так как машина была оформлена на юридическое лицо, пришлось платить 20% от продажной стоимости машины в бюджет государства. На какое-то время я задумался, пытаясь понять логику чиновников, придумавших это правило. Ведь я, купив заведомо 100%-ный брак, сделал одолжение заводу, оплатив кусок металлолома по цене машины, рабочие получили зарплату, а государство - налоги. Пытаясь понять, в чем же моя вина перед ним (государством), я пошел искать эти несчастные 20% и пришел к выводу номер 1: как можно меньше демонстрируйте государству свое имущество.
1993 г. - начало моей работы - вспоминается как сладкий сон. Клиенты обрывали телефоны: казалось, дай им танк, они и на танке повезут. Прекрасно помню первый свой выезд и первый заработок - 25 рублей. Правда, пятерку пришлось отдать гаишнику за отсутствие прав и 5 рублей потратить на бензин. Но и 15 рублей были нормальными деньгами. За год, благодаря почти ежедневной работе, я вернул кредит и сделал вывод 2: не брать кредиты в банке.
В течение полутора лет эксплуатировал две машины марки «ГАЗ-3307». На тот момент, когда я от них избавился, одна прошла 45 тысяч километров, другая - 17 тысяч. «ГАЗ-3307» - веселая машина, расслабиться не дает ни на минуту, всегда держит в тонусе.
Маленькая кабина, двойной выжим сцепления, отсутствие гидроусилителя руля развили чувства собственного достоинства и самоуважения. На водителей более современных грузовиков смотрел высокомерно, примерно так смотрит хозяин ушастого «Запорожца» но владельца шестисотого «мерседеса». Если пересадить его с иномарки на ушастого, то он и с места не тронется. Одним словом - «чайник».
О технической стороне «газона» можно говорить вечно. Машину, сошедшую с конвейера, необходимо всю «тянуть» и регулировать. Может быть сейчас в Нижнем Новгороде делают машины лучше, но семь лет назад я частенько вспоминал тех, кто собирал эти машины, а также всех их родственников до седьмого колена. Аппетит у «Газона» зверский: 30 литров бензина и литр масла на 100 километров заставят уважать любого. Мелкие поломки типа рваных ремней, пробитых крышек трамблера, рассыпавшихся ступичных и подвесных подшипников, течи сальников, бесконечная возня с проводкой закалили характер и подготовили к более серьезным испытаниям. Сначала у одной машины на тридцатой тысяче заменили коробку скоростей, а потом на ней же оборвало шатун и пробило блок с двух сторон. Двигатель выкинул, а на его место поставил новый. Терпение мое закончилось, когда на другой машине на семнадцатой тысяче «стуканул» двигатель. Сняв масляный поддон, обнаружил, что крышки шатунных вкладышей затянуты от руки. Затянув гайки, я решил отделаться от этих машин и стал подыскивать что-то другое.
На сегодняшний день проблем с заправкой нет
Устав бороться с шедеврами отечественного автопрома, решил приобрести иномарку. По объявлению нашел пятнадцатилетний «Мерседес-813». Двигатель 130 л.с, фургон 30 куб.м, грузоподъемность 4 т меня устраивали. Стоил он, правда, как три «газона». Отступать было некуда и, заняв денег, купил «немца».
Через полгода эксплуатации заменил все рессоры. Так как таких машин шесть лет назад было мало, пришлось побегать, чтобы найти бэушные. За два года эксплуатации поменял несколько колес, помпу и стартер. Ремонтировал сам, на сервис не гонял. Отсюда третье правило – не бояться самому ремонтировать иномарки. Сюрпризов машина не преподносила, смело ходил в рейсы по четыре тысячи километров.
1996 г. - расцвет моего бизнеса. Я нахожу крупного клиента, готового работать на долговременной основе. Его условие - грузоподъемность машин не менее восьми тонн и наличие грузоподъемного борта. В очередной раз взяв кредит у знакомых и родственников, купил три «Мерседеса» и один «МАН», нанял водителей и начал возить грузы по Москве и области.
Рабочие будни
Машины 1983-1985 гг. выпуска не создавали больших проблем. Замена одного листа рессоры, стартера на одной машине и головки блока на другой в течение полутора лет - это все, что приходит в голову. Зимой замерзала воздушная система у «МАНа». После заливки спирта в ресивера это прошло. Не знаю почему, но «МАН» мне нравился больше других машин. Один звук работающего двигателя многого стоит. Кабина и рабочее место водителя, может, и не лучше, чем у «Мерседеса», но есть в ней какая-то изюминка. «Мерседесы» - хорошие, добротные грузовики, предназначенные для ежедневной работы, одним словом - работяги. Но для души - это «МАН». Обслуживали машины сами, масло заливали только импортное, поэтому проблем с двигателями не было, хотя прошли они по 500-700 тысяч километров.
Работать бы и работать, но наступил август 1998 г., а с ним прошла эйфория по поводу экономической ситуации в стране. У моего клиента дела пошли неважно, и он отказался от транспортных услуг. Наработки по клиентам предыдущих пяти лет позволили более или менее нормально отработать до января 1999 г. Три месяца после нового года вспоминаются как кошмарный сон. Заказов почти не было: одни клиенты разорились, другие находились в оцепенении, третьи выжидали. Но уже в апреле с первым весенним теплом началось оживление в экономике, а вместе с ней и на рынке грузовых перевозок. Расценки в валютном исчислении уменьшились в четыре раза, прибыли едва хватало обслуживать кредиты. Мне пришлось продать «Мерседес-813», хотя цены на технику упали минимум в два раза.
Специфика моих машин, а именно, наличие лифтов, позволила занять особую нишу в перевозке грузов. Существует очень небольшое число клиентов, нуждающихся в машинах с лифтами. (В этом случае упакованный на палетах груз загружается на машины и выгружается из них гидроподъемным бортом.) С лета 1999 г. я полностью переключился на работу с такими клиентами. Работа хотя и непостоянная, но расценки выше средних на 20%. Жить можно.
На спущенных подушках можно пролезть там, где это недоступно машинам с рессорной подвеской
Но есть несколько проблем, которые я так и не смог решить. Водители. Может, мне с ними не везло, но обман, воровство, лень - постоянные спутники большинства моих водителей. Недавно расстался с хорошим парнем - опять пьянство. Терпел его срывы три года. И дело-то не в зарплате (я платил хорошие деньги), а в том, что люди разучились нормально и честно работать. За семь лет я, к сожалению, так и не смог создать рабочий коллектив.
Чиновники. Все их телодвижения направлены но то, чтобы проблем у водителей было больше, а денег меньше. Беготня за лицензиями, пропусками, справками занимает столько времени и требует такого количества денег, что часто хочется послать всех и бросить эту работу. Мне совсем непонятно, почему, оплатив дорожный налог, причем не маленький, я должен оплачивать и кучу пропусков, разрешающих ездить по дорогам, ремонт и строительство которых уже оплатил. Перефразируя А. Миронова, скажу, что эту страну погубит бюрократия.
ГИБДД. Вечная головная боль водителей. Говорить на эту тему можно вечно - столько написано и сказано. Единственное могу добавить, что, пока люди в форме не начнут уважать людей за баранкой, доброе слово в свой адрес они не услышат. Но мы, водители, тоже не ангелы. Посмотрите, как мы ездим, – беспредел, другого слова я не нахожу. Если бы не гибэдэдэшники, мы давно на дороге перестреляли бы друг друга. Пора делать шаги навстречу, ведь мы в одной упряжке, работаем вместе и никуда друг от друга не денемся.
Что делать дальше - развивать бизнес или нет, я еще не решил. Покупка машины требует солидных капиталовложений. Без кредита не обойтись. Занимать ли в наше неспокойное время, не знаю. Но я пока отдышусь, осмотрюсь, подожду.
Время покажет.