• Главная
    • Новости
    • Журнал
    • Статьи
    • Фото/видео
    • Нам пишут
    • Контакты
Подписаться
Мы в соцсетях:
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты

татьи

08.08.2000
Автор: Дмитрий Жигульский

Доедет ли «ГолАЗ» до потребителя

Двадцать лет назад моя семья жила в пригороде одного южного города. Почти ежедневно приходилось ездить в город по делам. Самое яркое впечатление, оставшееся от этих поездок, это безумные давки в автобусах. Чтобы как-то разрядить ситуацию, администрация города запустила на пригородные маршруты автобусы «ПАЗ». Я помню эти небольшие юркие машины, своей формой напоминающие буханку хлеба и работающие по принципу маршрутного такси. Люди получили возможность более-менее спокойно добираться из пункта А в пункт В. Несмотря на небольшую вместимость, задачу свою они выполнили.
Автобус Голаз фото
Автобусы

Все это я вспомнил, добираясь до Голицынского автобусного завода, который находится в сорока километрах от Москвы. Цель поездки - автобус «ГолАЗ-4242». Год назад, представив его общественности, заводчане планировали собирать больше десяти машин в месяц. Но планам, как это часто бывает, не суждено было сбыться. За год было собрано около десяти автобусов. На мой вопрос о причинах столь малого количества представитель завода сослался на некоторое недопонимание по вопросам поставок шасси между ЗИЛом и ГолАЗом. А вот и сам автобус. Шасси от длиннобазного грузовика «ЗИЛ-534332» грузоподъемностью 8 т. К задней рессорной подвеске добавили по одному амортизатору с каждой стороны. Вот, собственно говоря, и все изменения в шасси.

Кабина голаз 4242.jpg

Стандартная зиловская кабина

Двигатель - ярославский V-образный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-236А мощностью 195 л.с. Вполне достаточно, чтобы разогнать автобус массой 14,5 т до 100 км/ч. Коробка переключения передач 9-ступенчатая со странным, на мой взгляд, алгоритмом переключения. Ходы рычага КПП длинные, а передачи переключаются не очень четко, хотя лучше, чем у 5-ступенчатой зиловской КПП, которая, кстати, может устанавливаться на это шасси.

Салон голаз 4242.jpg

Салон автобуса ГолАЗ-424

Рабочее место водителя ничем не отличается от стандартного зиловского. Кто ездил на «ЗИЛе», сразу почувствует себя в «своей тарелке». Совершенно не к месту расположен рычаг стояночного тормоза; на полу между водительским и передним пассажирским сиденьем, причем воздушные трубки тянутся вдоль пола и никак не защищены от ног и сумок. Надолго ли их хватит? Все-таки на ЗИЛе больше думают об удобстве сборки, чем об удобстве рабочего места водителя. Педали газа, тормоза и сцепления на своем месте и никаких проблем лично у меня не вызвали, хотя на «ЗИЛе» я ездил последний раз несколько лет назад. Правда, трогание с места получилось с первого раза довольно резким, но это уже особенность зиловского сцепления, к которому надо привыкнуть. Тормоза оснащены АБС отечественного производства.

Задний мост голаз 4242.jpg

К подвеске заднего моста добавили 2 амортизатора

Что мне не понравилось, так это рулевое управление. Обод руля тонкий, плохо ложится в руку. Руль тугой и малоинформативный. При максимальном угле поворота колес при движении раздается скрежет - это покрышки цепляют за подкрылки. Не понравились также зеркала заднего вида: малый угол обзора, отсутствие дополнительного панорамного зеркала. Водитель это может докупить и поменять, но автобусы, по-моему, такими вещами должны комплектоваться сразу.

Автономная печка Webasto.jpg

Жидкостный отопитель салона Ржевского производства

Вот мы и подошли к главной детали автобуса - кузову. Заводские конструкторы не стали выдумывать, а взяли за основу городскую модель автобуса и его кузов с небольшими переделками установили на зиловское шасси. Качество впечатляет. Немцы, что называется, «наследили» и здесь: оборудование для производства предоставили они. Оцинкованные стальные листы крепят к трубчатому каркасу, предварительно нагрев до 60°С. Остывая, лист натягивается, и поверхность становится идеально ровной. 12-слойная антикоррозийная защита обеспечивает сохранность кузова не менее двенадцати лет. Две распашные двери с пневмоприводом обеспечивают хороший доступ в салон. Ступенек, правда, многовато - четыре, но автобус поэтому и сертифицирован как пригородный и междугородный. Хорошо выполнен салон: качественный пластик, мягкие сиденья, цветные поручни. На машине установлен независимый жидкостный подогреватель двигателя и салона мощностью 23 кВт российского производства. По заказу можно установить подогреватель Webasto 35 кВт.

Пассажирские двери Голаз 4242.jpg

Один из первых покупателей Мостоотряд 114

Приятно поразила плавность хода автобуса - дают знать длинное шасси и дополнительные амортизаторы. Шум двигателя вполне умеренный и позволяет разговаривать, не повышая голоса в передней части салона, сзади же моора почти не слышно. Комфорт пассажиров на высоте. Скорее всего, не от хорошей жизни ГолАЗ принялся за создание таких автобусов. Эйфория по поводу того, что городские и междугородные автобусы на немецком шасси будут раскупаться на ура, прошла. Слишком дороги они для нашей страны. Моделью «4242» ГолАЗ пытается занять нишу, в которой прочно обосновались Курганский и Павловский автобусные заводы. Их продукция хорошо известна потребителю и счет продаж идет на тысячи, ГолАЗу же придется доказывать преимущество своей модели, а это ой как нелегко. Покупателю есть из чего выбирать: тяжелое, но надежное зиловское шасси с кузовом, изготовленным по немецкой технологии, или легкие, знакомые всем автобусы «ПАЗ» и «КавЗ», производство которых отработано, что называется, «веками».

Оборудование завод голаз.jpg

Вся территория завода заставлена штабелями ящиков с оборудованием

Но что больше всего меня впечатлило на заводе, так это громадные ящики, установленные штабелями по всей территории завода. На вопрос: «Что это?» - представитель завода тяжело вздохнул: «Это наша головная боль. Немецкая сторона безвозмездно передала заводу оборудования для окрасочного цеха на сумму в несколько десятков миллионов марок, но российская таможня «не дала добро» и потребовала заплатить таможенную пошлину. Немцы за свой же подарок платить отказались, а у завода таких денег не оказалось». Вот и стоят ящики с оборудованием не один год. А заводчане гадают, что быстрее произойдет: сгниет оборудование или поумнеют российские чиновники. Опыт показывает, что первое происходит раньше.

7 Автобус Паз.jpg

Конкурент ГолАЗа – ПАЗ-32051

Техническая информация «ГолАЗ-4242» 

Длина

9450 мм

Ширина

2500 мм

Высота

3160 мм

База

5570 мм

Полная масса

14 500 кг

Число мест для сидения:

межгород - 34 пригород - 24

Радиус разворота

12 м

Максимальная скорость

90 - 110 км/ч

Двигатель - ЯМ 236А, дизельный, V-образный,

6-цилиндровый

Максимальная мощность

195 л.с. при 2100 об/мин.

Максимальный крутящий момент

176 Нм при 1500 об/мин.

Коробка передач 5-ступенчатая с синхронизаторами на 2, 3, 4 и 5 передач

Тормозная система - барабанная на всех колесах, с раздельным приводом и 4-канальной системой АБС

Система отопления - жидкостная с независимым подогревателем, 4 салонными отопителями и одним передним отопителем. Мощность подогревателя - от 23 кВт

Емкость топливного бака

170 л

Шины

280 - 508Р (10R-20)

Кузов с каркасом из стальных прямоугольных труб и обшивкой из оцинкованной стали. Срок службы кузова не менее 12 л.

РЕСУРС ДВИГАТЕЛЯ АВТОБУСА СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ 450 000 км

Автобус Кавз.jpg

Конкурент ГолАЗа – КАвЗ-3965

Поделиться
Комментарии >>
Прокомментировали 0
Комментарии
Скрыть комментарии
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

амое популярное

ругие статьи на тему

Электробус, который не боится зимы
Электробус, который не боится зимы
Автобусы
Электробус, который не боится зимы
Irizar i4: что-то уменьшил, где-то прибавил
Irizar i4: что-то уменьшил, где-то прибавил
Автобусы
Irizar i4: что-то уменьшил, где-то прибавил
Как автобус стал культурным наследием ЮНЕСКО
Как автобус стал культурным наследием ЮНЕСКО
Автобусы
Как автобус стал культурным наследием ЮНЕСКО
  • Главная
  • Новости
  • Журнал
  • Статьи
  • Фото/видео
  • Нам пишут
  • Контакты
Редакция журнала:
info@autotruck-press.ru
Рекламный отдел:
reklama@autotruck-press.ru
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: Дмитрий Жигульский
dskiy@mail.ru
Администрация сайта: admin@autotruck-press.ru
Мы в соцсетях: