Бизнес на подъеме
Заказы, выполняемые различной специальной техникой, порой приносят доход гораздо больший, чем просто перевозка грузов. При этом зачастую специальные машины соседствуют с дорожными траками в одном парке и расширяют возможности транспортной компании. Сегодняшним материалом мы открываем серию публикаций, посвященных технике специального назначения. А первыми в поле зрения журнала попадают краны на автомобильном шасси.
Самая распространенная стрела — прямоугольного сечения. Несмотря на ряд конструктивных недостатков, до сих пор применяется на автокранах малой и средней грузоподъемности
Расширяя бизнес или вторгаясь в ранее не освоенные сегменты, предприниматель может существенно снизить риски, а в случае неудачи выйти из ситуации с минимальными финансовыми потерями. Одной из таких подстраховок является покупка бывшей в эксплуатации техники. Она и по деньгам доступна, и большинство поставленных задач способна выполнять без каких-либо проблем и дополнительных финансовых вложений. Для транспортной компании иметь в парке свой собственный автокран означает возможность собственными силами организовать погрузку, доставку и разгрузку тяжелых или крупногабаритных конструкций, например, строительного назначения. Судите сами, если в вашем регионе строятся коттеджи или возводятся иные малоэтажные здания, строения промышленного назначения, то заказы на перевозку железобетонных фундаментных блоков, плит перекрытия, силовых балок, а также их установка на объекте вам обеспечены. Главное, чтобы заказчик знал — вы не только доставите, но и разгрузите его груз. При этом, собственно говоря, автокран может и просто работать на стройке. Вы имеете право, например, сдать его в аренду, причем, вместе с крановщиком. То есть, спецмашина в любом случае будет приносить вам прибыль.
Чтобы не прогадать с автокраном, важно выбрать экземпляр с приличным остаточным ресурсом и, что немаловажно, прозрачной историей, в том числе обслуживания и ремонта. Увы, но зачастую некоторые эксплуатирующие организации, имеющие «жирные» подряды, выжимают из автокрана последние соки и потом продают по остаточной, привлекающей своей низкой величиной, стоимости. Хорошо, если продавец вас честно предупредит о том, в каком состоянии находится техника, а если, напротив, сделает все возможное, чтобы скрыть факт варварского отношения к машине?
Важно, чтобы при проведении работ крановщик разворачивал опорный контур и выставлял горизонт по креномеру. В противном случае кран может завалиться
Избежать неприятностей и приобрести действительно достойный экземпляр спецмашины вам поможет бюрократический подход к делу. Даже простое, но внимательное изучение сопроводительных бумаг на спецмашину подчас открывает перед покупателем истинное лицо продавца и позволяет разглядеть цвет сидящего в мешке кота. Итак, перво-наперво, изучите сервисные книжки. Таковые должны быть как на автомобильное шасси, так и непосредственно на смонтированную на нем крановую установку. Информация, которая для вас важна: печати сервисного центра, на которых должны быть четко видны как название организации и ее телефоны, так и регистрационные прочие данные. Если печать блеклая, и информация, содержащаяся на ней, читается плохо, то можно посмотреть прилагаемые к книжкам заказ-наряды на проведение технического обслуживания и ремонта. При их заполнении ремонтная организация также оставляет свои координаты — телефон диспетчера или службы главного механика, — позвонив по которому клиент может решить ряд вопросов касательно гарантии на выполненные работы. Теперь, когда в ваших руках имеется одна из ниточек, потяните за нее: сделайте звонок в указанную фирму и выясните, действительно ли интересующая вас спецмашина проходила обслуживание (как вариант — ремонт) и когда именно это было. Также поинтересуйтесь, можно ли получить по факсу или электронной почте данные диагностики автокрана. Будьте готовы назвать номер автомобильного шасси и двигателя, а также крановой установки. Они являются ключом для поиска в электронной базе данных.
У кранов имеются специальные приборы безопасности, блокирующие работу установки при работе в непосредственной близости от силовых электролиний. Отключать данные приборы нельзя. На фото — стрела крана между проводов
Что необходимо спрашивать у ремонтников в первую очередь? Прежде всего, как мы уже упомянули, действительно ли данная машина обслуживалась в сервисном центре. Увы, но случаи, когда записи в сервисной книжке не соответствуют действительности, имеют место быть. Кстати, к приемам имитации истории автокрана часто прибегают фирмы-однодневки, которые создаются для того чтобы сбыть несколько единиц дорогой спецтехники, а после ее продажи просто раствориться, не оставив концов. Помните об этом и обязательно уточните у продавца: кто он, чем занимается, и главное — как долго работает на рынке. Здесь вам в помощь интернет. Если у компании нет даже сайта-визитки, а на балансе стоит весьма недешевая техника, то стоит задуматься, почему фирма не занимается простейшей саморекламой? Но вернемся к сервисному центру.
Итак, по вашему запросу его сотрудники обязаны предоставить вам хранящуюся у них в базе информацию, причем, даже если работы производились год-два назад. Почему сервисмены не спешат чистить свои архивы? Дело в том, что автокран — это не просто спецавтомобиль, а ответственный подъемный механизм. Любое происшествие, связанное с подъемной техникой, у нас расследуется особенно тщательно, тем более, если в результате него получили травмы или, не дай Бог, погибли люди. Кстати, помимо отметок, сделанных сервисным центром, в сервисной книжке крановой установки должна иметься и отметка Горгостехнадзора, которая по сути своей является разрешением на эксплуатацию подъемного механизма. А теперь внимание, перед тем как продолжить знакомство с документами, сделайте второй звонок в Горгостехнадзор: в данном органе должна иметься запись о том, что автокран стоит на учете и допущен к эксплуатации. Если такого подтверждения вы не получите, то ищите другой кран: про этот же забудьте, даже если за него просят сущие копейки.
Даже такие древние машины еще вполне работоспособны. Поскольку шасси работает вполсилы, то износ его агрегатов и узлов невелик
Кстати, о стоимости автокрана. В отличие от грузовика, рассматриваемую нами спецтехнику не меняют по причине ужесточения норм по токсичности выхлопа. Не считается поводом для того чтобы расстаться с краном и выход новой модели. Автокран приобретают на длительный срок. Благо огромный запас прочности конструкции позволяет эксплуатировать технику долгие годы, получая при этом стабильную прибыль. Дешевеют автокраны также неохотно. Именно по этой причине низкая цена конкретного экземпляра должна вас насторожить. С большой долей вероятности это говорит о том, что у машины имеются серьезные дефекты узлов, агрегатов или элементов силовой конструкции. Автокран часто продают из-за деформации его стрелы, которая могла произойти вследствие заваливания машины при выполнении работ с перегрузом или пренебрежением оператором такой важной операции, как развертывание опорного контура и обеспечение надежной фиксации аутригеров на опорных площадках. Самое же неприятное — это когда вам пытаются продать угнанную машину! Увы, автокраны в рейтинге у воров занимают верхние строчки. Помните это и примите все необходимые меры для предотвращения угона.
Если трос замахрился — меняйте его не раздумывая. Сорвавшийся груз может натворить немало бед
А теперь дадим рекомендацию для самых осторожных бизнесменов. Если вы по какой-либо причине опасаетесь вкладывать деньги в новый вид техники или не уверены в том, что она будет приносить вам расчетную прибыль — возьмите автокран в краткосрочную аренду! Таким образом вы на собственном опыте сможете оценить спецмашину со всех сторон и самой наглядной — сдачей ее в аренду! Для того чтобы понять насколько это выгодно в вашем регионе, достаточно дать соответствующее объявление и уронить цену, скажем, на пару тысяч от средневзвешенной. Ведь, как мы уже говорили, помимо выполнения задач, связанных с разгрузкой и установкой элементов строительных конструкций, вы можете и сдавать машину в аренду. Сколько на этом можно заработать?
Если на стреле вы заметите латки или усилители, то поинтересуйтесь, от чего они появились. Кран с «измученной стрелой» — не ваш кран
В центральном регионе России аренда 16-тонного автокрана со стрелой, имеющей длину от 18 до 21 метра, обойдется примерно в 10 000 рублей за рабочую смену. Здесь и далее рабочая смена равна восьми часам. При графике 22 рабочих дня в месяц машина принесет вам 220 000 рублей «грязными». Даже после вычета расходов на амортизацию, ремонт, обслуживание, покупку топлива, оплату труда крановщика и налогов у вас останется чуть меньше половины от обозначенной суммы. Весьма неплохо, тем более что спецтехника, как правило, работает без выходных. Однако 16-тонник — не самая востребованная машина среди автокранов. Есть техника, которая может приносить и большую прибыль.
Пальма первенства по праву принадлежит 25-тонным машинам. Аренда таких машин обойдется заказчику от 12 000 рублей за смену. Причем, если автокран смонтирован на вездеходном шасси, например, «Урал», то за него уже можно смело просить и 15 000 рублей. Кстати, вот вам еще один повод внимательно подходить к выбору техники. Быть может изначально большие вложения, обусловленные покупкой подъемной техники на вездеходном шасси, быстрее окупятся, а большая прибыль позволит расширить парк машин. Но и это еще не все тонкости. У 25-тонников могут быть разная длина стрел. Обусловлено это как конструкцией самой стрелы, так и техническими особенностями комплектного автокрана. Так, чем длиннее стрела, тем больше ее вес. А шасси, например, вездехода, имеющего односкатную ошиновку(!), уступает по грузоподъемности шасси привычной дорожной машины, особенно имеющей заднюю тележку с двухскатной ошиновкой.
Особое внимание — опорной раме и аутригерам: в них не должно быть трещин, а в шарнирах люфтов. Гидроцилиндры опор не должны иметь следов протечки гидравлической жидкости
Приведем характерный тому пример. Кран-вездеход Ивановец КС-45717-1, базирующийся на шасси автомобиля «Урал», имеет грузоподъемность 25 тонн и комплектуется телескопической стрелой длиной 21 метр с возможностью присоединения к ней семиметрового решетчатого удлинителя — гуська. В то же время автокран Ивановец КС-45717К (АК-25) на трехосном шасси КАМАЗ, имея овоидную стрелу 31 метр, плюс решетчатый удлинитель — гусек 9 метров, также относится к машинам грузоподъемностью 25 тонн. Длина же стрелы подчас играет решающее значение при выполнении ряда работ. Вообще, чем больше грузоподъемность крана и длиннее его стрела, тем выше расценки на аренду техники. Еще одна тонкость в «делах арендных» состоит в том, что ряд компаний делят рабочий день на две смены: первая, начинающаяся с 8 утра, длится до 16:00. Вторая, безразмерная, оплачивается арендатором по договоренности. Тем самым владелец техники имеет возможность дополнительно выжать из машины прибыль.
Мощные тяжелые крановые установки с длинными стрелами монтируют на 4-осные шасси, имеющие завидную грузоподъемность. На фото — «сорокатонник» с 34-метровой стрелой на шасси КАМАЗ-6540 с колесной формулой 8х4
И наконец, последнее — арендовать машину лучше вместе с крановщиком. Тем самым вы с одной стороны застрахуете себя на тот случай, если с техникой что-то случится в момент проведения работ — ответственность несет наемный оператор, а с другой — получите в свое распоряжение профессионала, который не тратит впустую ваше время и, следовательно, не тянет из вашего кармана деньги. Если же вы будете сдавать технику в аренду, то ваш сотрудник станет гарантом того, что над краном не будут измываться и не сломают его, нарушив правила эксплуатации.
При покупке крана важно оценить и состояние его полиспастов. Если их поверхность в плачевном состоянии, то это ускорит износ их тросов