Aptis — революционный концепт электробуса
То, что заявленная новинка является полным электробусом, ни у кого большого энтузиазма не вызвало. Ведь в ЕС сегодня наблюдается настоящий бум в повсеместном распространении электротранспорта. Как утверждают аналитики рынка, автобусные парки Европы пополняются на 150 Е-бусов ежегодно, а к 2025 году эта цифра вырастет в разы. Но этот электробус действительно инновационен и оригинален.
Так в чем же необычность концепта Aptis? Первое, что надо отметить, — создателями проекта стали матерые и многоопытные производители скоростных поездов, электричек и трамваем. То есть, их опыт создания электротранспортных средств минимальным назвать никак не получается. Да, до этого они не изготавливали электробусы и, видимо, их профессиональный и незамутненный разными автобусными концепциями взгляд позволил спроектировать оригинальную и инновационную пассажирскую машину.
Начнем с уникального дизайна. Он очень напоминает трамвайный вагон на автомобильных колесах. Да, в конструкции Aptis применяются элементы каркаса кузова от серийного трамвайного вагона. Кроме этого, в электробусе используются трамвайные стеновые панели, высокие окна большой площади, крыша, потолок и абсолютно ровный пол — все это было позаимствовано из ТТУ. Этот набор дополняется тремя блоками раздвижных трамвайных дверей, а также выдвижным пандусом для удобного доступа в салон пассажиров на инвалидных креслах и родителей с детскими колясками. Также надо добавить, что фронтальная и кормовая части автобуса выполнены идентично, что создает впечатление симметрии.
Разумеется, подобные технические решения выглядят по меньшей мере необычно и не имеют прецедента в мировом автопроме. Эта французская оригинальность, как выясняется, дает весомые преимущества. Первое, это комфорт: пассажировместимость салона Aptis рассчитана на перевозку приблизительно 100 человек (при средней плотности 4 чел. на 1 м²). У подобных 12-метровых электробусов этот показатель, как правило, не превышает 90 человек. Возникает разница из-за разных подходов в конструировании пассажирских машин. Если мы посмотрим внимательно на низкопольные автобусы и электробусы, то заметим, что все узлы привода и коммуникации располагаются внутри корпуса. То есть, пространство для пассажиров формируется по остаточному принципу. Также внутри салона не получается сформировать абсолютно плоский пол, а сиденья из-за встроенного оборудования зачастую устанавливаются на подиумах.
У Aptis все узлы электротрансмиссии, а также аккумуляторные батареи и электронные блоки управления смонтированы в крыше кузова. Таким образом, внутреннее пространство салона остается свободным для комфортного размещения кресел и пассажиров. Этому также способствует симметричная компоновка и увеличенная колесная база. Пол в итоге получается абсолютно ровный, а высота ступеньки не превышает 330 мм. Еще одно заметное новшество — все колеса управляемые. Оси электробуса могут попарно поворачиваться параллельно или разнонаправлено. Это позволяет добиться невероятной маневренности и сделать радиус разворота Aptis на четверть меньше, чем у любого другого 12-метрового автобуса. Согласитесь, такие положительные качества концепта должны приветствоваться, так как это сокращает пространство, необходимое электробусу при его подъезде к остановкам, и создает минимум помех для других участников движения.
Aptis приводится в движение при помощи четырех электромоторов, инсталлированных в ступицы колес. Кстати, ступицы и колеса с моторами разнесены по краям транспортного средства. То есть, колесные арки не выпирают в салон и почти не создают неудобств пассажирам. Суммарная мощность асинхронных электродвигателей составляет 180 кВт. Установленных бортовых аккумуляторных батарей хватит для 200 км пути. Их полная зарядка производится в течение всей ночи в автопарке. Хотя по желанию заказчика электробус может быть оборудован высоковольтной зарядной станцией и небольшим по емкости литий-ионным блоком АКБ. В этом случае «заполнение баков» будет протекать довольно быстро — в течение пяти минут на конечных пунктах маршрута. Для этого Aptis оснащается системой питания через пантограф или инновационным зарядным устройством, разработанным специалистами Alstom, — высоковольтной контактной системой SRS, монтируемой в днище электробуса. Аналогов этому устройству сегодня нет.
Говоря про комфорт трамваеобразного салона, надо отметить, что Aptis предлагает пассажирам низкий пол общей площадью 20 м². А с панорамными окнами, которые как минимум на 20% больше площади окон любого другого автобуса, электробус предоставит пассажирам отличный обзор по всем сторонам.
Максимальная скорость электропассажирской машины ограничена электроникой на уровне 70 км/ч. В оснащение автобуса также входят гидропневмоподвеска с функцией книлинга, тормозная система с АБС и воздушный кондиционер салона.
Для перевозчиков проект Aptis предлагается с разными вариантами комплектации и гибкой внутренней планировкой. Тем самым гарантируется создание конфигурации, удовлетворяющей различным требованиям транспортного оператора: пассажирские места могут быть легко перемещены или добавлены, исходя из требований заказчика. Также возможны варианты изготовления автобуса с двумя или тремя дверями. Кстати, раздвижные двери были позаимствованы из трамвайной серии Alstom Citadis. Они приводятся в действие от электродвигателей постоянного тока и представляют собой работоспособную конструкцию, уже доказавшую свою долговечность и надежность. Важной особенностью трамвайных дверей является то, что они больше по площади, чем автобусные, и позволяют ускорить процесс входа и выхода пассажиров.
Важной составляющей французского концепта является его цена и эксплуатационные расходы. Как заявляют маркетологи Alstom, полная стоимость новой пассажирской машины окажется на одном уровне со стандартным автобусом, оснащенным дизельным двигателем. Если развивать эту мысль, то можно отметить главное: в конструкции концепта используются серийные компоненты от трамвая, что сразу обеспечивает оптимальную цену для кузова; Aptis имеет всего четыре колеса вместо шести, как у большинства 12-метровых автобусов. Также Aptis оборудован более дешевой воздушной системой охлаждения электродвигателей и узлов трансмиссии — у обычного «горожанина» ДВС охлаждается с помощью воды. Эксплуатационные расходы электробуса также будут существенно ниже, чем у автобуса с дизельным двигателем. Стоимость электроэнергии в разы ниже солярки. Добавим сюда более высокую пассажировместимость Aptis, а также 20-летний срок службы кузова.
В итоге можно констатировать, что концептуальный электробус Aptis вобрал в себя ряд оригинальных технических решений, которые помогут ему успешно конкурировать на рынке и занять на нем весомые позиции. Ходовые испытания Aptis совместно со специалистами транспортной организации STIF пройдут во второй половине 2017 года в Париже, а также в регионе Иль-де-Франс.
Технические характеристики электробуса Aptis.
Длина — 12 м
Высота — 3,1 м
Ширина — 2,55 м
Высота пола — 330 мм
Мощность электродвигателей — 180 кВт
Максимальная скорость — 70 км/ч
Максимальное ускорение — 1,2 м/сек²
Преодолеваемый уклон — 13% с полной загрузкой, 20% — пустым
Колеса — 4 стандартных управляемых колеса
Количество дверей — 2-3
Пассажировместимость — Более 95 человек (из расчета 4 чел. на 1 м²)
Зарядная система — Высоковольтная
Система охлаждения электромотора — Воздушная
Подвеска — Гидропневматическая
Максимальная дальность хода — 200 км