В России ввели временный запрет на экспорт топлива
Соответствующее постановление утверждено премьер-министром Михаилом Мишустиным с 21-го сентября. Как долго оно будет действовать, пока не уточняется.
Накануне в Правительстве действительно отмечали, что готовятся новые меры для стабилизации ситуации на внутрироссийском топливном рынке и что в том числе прорабатываются варианты ограничения экспортных поставок.
Единственное, из предыдущих заявлений Министерства энергетики можно было предположить, что речь идет об ограничении числа компаний, которым будет разрешено продавать топливо за рубеж, а не в принципе о запрете продаж. Однако в Правительстве все-таки решили пойти на более кардинальный шаг. На топливо в баках транспортных средств, а также на объемы, которые вывозятся физическими лицами для личного пользования, запрет, естественно, не распространяется.
Кроме того, разрешаются поставки, которые на момент вступления в силу соответствующего постановления уже приняты к перевозке «Российскими железными дорогами» или на которые оформлено поручение на отгрузку на морское судно.
Запрет также не затрагивает экспорт топлива в страны ЕАЭС в рамках межправительственных соглашений, транзитные перевозки, поставки топлива в Калининградскую область и на Шпицберген.
Ожидается, что временные ограничения (которые, правда, непонятно, на какое время введены) помогут насытить внутренний рынок топлива и тем самым снизить цены для отечественных потребителей.
Ситуация на топливном рынке
Напомним: еще в прошлом месяце в ряде регионов на юге и в центре России возникли перебои с поставками топлива на местные заправочные станции. Правда, тогда это объясняли задержками на железной дороге и сезоном ремонтных работ на НПЗ, а не усилением экспорта.
При этом, несмотря на принятые меры (увеличение нормативных продаж топлива на бирже и пр.), оптовые и розничные цены продолжили расти, опережая инфляцию и устанавливая исторические рекорды.
В результате, на прошлой неделе в Министерстве энергетики заверили, что взяли на контроль поставки топлива в южные регионы России и в целом предпринимают меры для стабилизации рынка.
Впрочем, тот факт, что в итоге Правительство РФ все-таки решило пойти на запрет экспортных поставок, говорит о том, что именно усиление экспорта во многом стало причиной сложившейся топливной ситуации.
Экспорт же нефтяные компании могли нарастить из-за совокупности факторов: во-первых, ослабление рубля, которое традиционно делает поставки за рубеж еще выгоднее, а во-вторых, грядущее сокращение компенсационных выплат из бюджета.
Эти выплаты (т.н. топливный демпфер) ввели в 2019-м году как раз таки для того, чтобы на внутрироссийском топливном рынке не возникало положения, подобного нынешнему.
Если вкратце, то нефтяным компаниям компенсируют часть прибыли, недополученной из-за сокращения поставок на экспорт в пользу внутреннего рынка. Однако, если до недавнего времени по бензину доля компенсации составляла 68%, а по дизельному топливу — 65%, то с 1-го сентября ее в обоих случаях снизили до 50%.
Как следствие, демпферные выплаты значительно сократились. Не исключено, что не в последнюю очередь это и побудило нефтяные компании накануне сокращения компенсации получить максимально возможные доходы.
Вместе с тем не стоит забывать, что, помимо усиления экспорта, топливо сейчас масштабно используется «для деятельности воинских формирований РФ», а на это, кстати, ограничения не распространяются.