Бардак на западных границах
В принципе, ситуацию на этом участке границы и в прежние годы нельзя было назвать простой. Именно через Беларусь проходит основной коридор на Европу и именно Беларусь обеспечивает кратчайший выход на центральноевропейские страны. Поэтому здесь регулярно, особенно в высокий предновогодний сезон, скапливались очереди из грузовых автомобилей, однако в текущем году эта очередь значительно превысила «традиционную» отметку в 3 тыс. транспортных средств.
На белорусской стороне такие заторы объясняют неритмичной работой сопредельных служб и их нежеланием предпринимать конкретные шаги для решения проблемы. Как, например, подсчитали в Государственном пограничном комитете РБ, за минувшие выходные Польша оформила только 29% от норм по пропускной способности грузовиков, Литва — 42%, Латвия — 56%, а через пункт пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой, где сейчас наблюдаются самые больше заторы — 1 200 фур, за выходные проехало лишь 25% от возможностей пограничного перехода.
В ведомстве полагают, что исправить ситуацию могло бы привлечение дополнительных специалистов на границу и открытие закрытых сейчас переходов. Однако, как подчеркивают в Пограничном комитете Беларуси, именно сопредельные службы уклоняются от принятия таких мер. В частности, на границе с Польшей, где всего организовано шесть пунктов пропуска, на оформление грузового транспорта по-прежнему функционируют только два перехода. И по-прежнему уже в течение года по инициативе польской стороны не возобновляет свою работу пункт пропуска «Брузги/Кузница Белостоцкая».
А что говорят перевозчики?
В целом, перевозчики подтверждают, что ситуация на границе ухудшается из-за неритмичной работы пограничных и таможенных служб. Правда, они видят проблему не только в действиях Польши, Литвы и Латвии, но и на белорусской стороне.
«Образовавшиеся заторы на белорусской границе во многом объясняются скоростью оформления грузов, — говорит Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России. — При этом сложности есть как с европейской стороны, так и со стороны Республики Беларусь».
В то же время коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский подчеркивает, что сама по себе ситуация была ожидаемой и прогнозируемой, поскольку она характерна для каждого предновогоднего сезона.
По разным оценкам, простои на границе сейчас составляют от трех до шести дней, а сроки доставки товаров при этом могут растягиваться чуть ли не вдвое.
«Если брать в расчет доставку из Центральной Европы в центральную часть России, то сроки доставки выросли в два раза, — отмечает Евгений Дятлов. — Все это приводит к снижению оборачиваемости машин, росту затрат, нехватке транспорта и повышению тарифов».
При этом, правда, выбирать какой-то другой путь — не через Беларусь — перевозчики не спешат.
«Транзит грузов через Беларусь — это традиционный и логичный маршрут доставки, большое количество пунктов пропуска, инфраструктура, — поясняет Евгений Дятлов. — Альтернативой является доставка грузов через Латвию, но там очереди еще больше».
«Поскольку ситуация с очередями на различных пограничных переходах с ЕС примерно одинаковая, перевозчики не желают безрезультатно проезжать больший километраж. К тому же, для проезда через страны Балтии требуется наличие дозволов», — подтверждает и Кирилл Латинский.