«Искандеры» Дерибаски в железной хватке
Прошло несколько лет: Дерибаска без основных активов, отчитывается каждый квартал перед Минфином США, рабочие завода ГАЗ пишут коллективное письмо Трампу о своей тяжелой судьбе, а производство автомобилей ГАЗ вот-вот остановится из-за отказа шведов поставлять запчасти для пресса, на котором штампуют «жестянку» для Газелей.
Хотя адресные санкции США против «Группы ГАЗ» еще не вступили в силу (их отсрочили до 22 января 2021 года), российский промышленный гигант продолжает «авансом» страдать от ограничений — шведская Quintus Technologies AB отказалась поставлять ГАЗу детали для уникального станка гидроэластичной штамповки. Об этом стало известно в ходе состоявшейся 5 октября встречи главы МИД РФ Сергея Лаврова с представителями европейского бизнеса, работающего в России
Правительство Швеции не выдало лицензию на экспорт деталей для установленного на ГАЗе станка, поскольку пресс может использоваться для выпуска деталей двойного назначения, уточняет газета «Коммерсантъ».
Пресс гидроэластичной штамповки ГАЗ приобрел у шведов еще в 2009 году, в строй он был введен в 2011-м. Станок используется для мелкосерийного изготовления кузовных панелей методом гидроформинга, а не штамповки. Гидроформинг позволяет обходиться только матрицей, то есть формой-негативом. К ней под сильнейшим давлением жидкости прижимается стальной лист — и на выходе, таким образом, получается качественная кузовная панель. Станок необходим для выпуска деталей прототипов и мелкосерийной техники, но он не используется для выпуска массовых моделей. Помимо опытных партий на нем делают элементы спецтехники на базе автомобилей ГАЗель, в том числе скорые и мусоровозы.
Остановка пресса гидроэластичной штамповки из-за отсутствия запчастей для сервисного обслуживания «будет критичной для работы ГАЗа», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники в холдинге. Альтернативных поставщиков нет — детали выпускает только сам производитель пресса.
Единственная военная техника, для которой мог бы использоваться пресс, — это грузовики Урал, поставляемые Минобороны и Росгвардии. Однако автозавод Урал в начале 2020-го вышел из состава «Группы ГАЗ» — его выкупил бизнесмен Дмитрий Стрежнев. Кроме того, в самой «Группе» говорят, что для Уралов гидроэластичная штамповка не применялась.