Большой кузов
Начнем с того, что выставленные на продажу машины в большинстве своем находятся в довольно потрепанном состоянии. И это понятно — самосвалы эксплуатируют очень интенсивно, выжимая из техники все соки, и затем, не дожидаясь, когда грузовик потянет деньги на ремонт, выставляют на продажу. В принципе — нормальный подход к бизнесу перевозок. Компании часто производят ротацию машин спустя три года их интенсивной эксплуатации. Частники держат машины гораздо дольше. Но и отношение к технике у них не в пример более бережное. Именно по этой причине важен комплексный мониторинг предложения по рынку.
У китайца кузов большой кубатуры, что провоцирует работу машины с перегрузом. Прибавим к этому объему хорошую горку сверху и понимаем, что итоговая нагрузка — не для 3-, а для 4-осного шасси
Нельзя отсекать из поля внимания, пусть и немолодые, но ухоженные экземпляры машин. При выборе самосвала важен не только его пробег, но и техническое состояние. Например, грузовик, который попал к нам на рассмотрение, судя по показаниям одометра, не прошел и трехсот тысяч километров, а вложить в него для приведения в рабочее состояние придется весьма круглую сумму. Что касается ценовой политики, то если рассматривать к покупке машины возрастом до восьми лет, ориентироваться стоит на сумму от 700 000 рублей. Рабочую же лошадку можно приобрести примерно за миллион рублей. При этом 100-150 тыс. «деревянных» вложите в приведение грузовика в нормальное состояние, в котором он проработает не менее шести месяцев или даже год. Потом действуйте по обстоятельствам. Либо продавайте самосвал, либо опять вкладывайте в него деньги.
Шноркель расположен высоко. В нижней части корпуса имеется сброс для пыли. Такое техническое решение характерно для карьерных самосвалов, так как облегчает жизнь основного воздушного фильтра при работе машины в условиях повышенной запыленности
Что касается моторов, то особого выбора нет. Большинство представленных на вторичном рынке трехосных машин Shaanxi оснащаются шестицилиндровыми дизелями WD 615 (лицензия Steyr). Силовые агрегаты имеют рабочий объем 9,7 литра, с которого снимается мощность 280 л.с. и крутящий момент 1160 Н•м (при 1100-1600 об/мин). Двигатели конструктивно неплохи: распределительный вал в блоке цилиндров, чугунные головки — раздельные, шестерни привода ГРМ — спереди. Последнее, к слову, не совсем удобно, так как именно от «гитары» можно снимать максимальный по значению крутящий момент для привода вспомогательного оборудования. В нашем случае — насоса гидравлической системы подъема кузова. Если вам попадется четырехосный самосвал, то настройка его дизеля по мощности будет иная — 360 л.с.
От работы по разбитым дорогам штатное крепление топливного бака не выдержало динамической нагрузки и емкость получила излишнюю степень свободы. Чтобы не подкладывать под ленточные хомуты с полностью выбранным запасом по регулировке резиновые ленты, владелец самосвала решил проблему просто — притянул его ремнем с карабином, имеющим храповой механизм
Если не придираться по мелочам, то, в принципе, мотор WD 615 — довольно надежный, особенно если менять масло согласно регламенту (частники делают ТО каждые 5-7 тыс. километров) и не экономить на нем. Существенным плюсом силового агрегата является простая и надежная топливная аппаратура с рядным многосекционным насосом и форсунками. Именно такая аппаратура «переваривает» солярку низкого качества, а случись поломка — ремонтируется за вполне вменяемые деньги. Секции можно менять по отдельности. Расход топлива напрямую зависит от нагрузки, трафика и времени года, но для ориентира принимайте показатель 39-42 литра на сотню. При выборе самосвала обязательно произведите диагностику ДВС с применением компрессометра, а еще лучше — проверьте форсунки на стенде и, пользуясь случаем, загляните в цилиндры при помощи эндоскопа. Оцените состояние сетки хона, седел клапанов, убедитесь в отсутствии нагара и кокса. Комплексная диагностика потянет примерно тысяч на пять. Однако затраты того стоят. Ремонт «уставшего» дизеля потянет как минимум на половину стоимости самого грузовика. Важное замечание — при замене ремней привода навесных агрегатов не пожалейте деньги на аналоги от именитых производителей. Их ходимость существенно отличается от оригинальных. По возможности ищите машину с жидкостной «автономкой» в рабочем состоянии. Как показала практика, дизеля с данным агрегатом находятся в лучшем техническом состоянии, нежели без них. Как правило, котел будет российского производства — их рачительные перевозчики устанавливают сразу после покупки грузовика. Как утверждают некоторые эксперты, раньше китайцы ставили подогреватели на заводе, но потом по непонятным причинам решили этого не делать.
На самосвалах можно встретить два типа механизмов опускания/подъема запасного колеса. Самый надежный — механический. Редуктор и трос (как вариант — цепь) работают при любых условиях
Во время пробной поездки у вас возникнут к машине вопросы — не удивляйтесь тому, что усилие на педали сцепления будет непривычно большим. Это не плохая работа ПГУ (пневмогидравлический усилитель), а особенность работы узла. С ресурсом сцепления также не все благополучно: если пройдет сотню тысяч — уже хорошо. Однако не станем забывать, что сцепление на самосвалах изначально работает в более жестких условиях, чем на других транспортных средствах. Кстати, качество новых узлов, увы, оставляет желать лучшего. Идем дальше. К неудобной схеме переключения (2Н) коробки перемены передач можно привыкнуть, хотя ставший нормой «флажок» переключения диапазонов планетарного демультипликатора, конечно, — более привычное и цивилизованное решение. Заметим, что 9-ступенчатые механические коробки, изготовленные по лицензии Eaton Fuller, в целом надежны. Главное — менять в них масло согласно плану ТО. Сервисмены советуют это делать каждые 35-40 тыс. км пробега. А теперь приятный момент — у коробки есть «ползучая» передача. Она просто необходима для того, чтобы стронуть с места полностью загруженную машину. А в 20-кубовый кузов можно без проблем засыпать тонн 25 или даже более мокрого песка. В карьере при такой загрузке на первой передаче тронуться с места будет очень непросто. Отсюда и быстрый износ ведомого диска сцепления, и перегрев узла в целом, и критический износ маховика.
Справа расположен гидравлический насос системы подъема/опускания кабины, а слева — насос привода механизма снятия запасного колеса. Левый насос с родной пробкой использовался крайне редко. Правый насос потерял былую эффективность, а потерянную пробку заменили пластиковой заглушкой. Деталь копеечная, почему бы ее не купить? Если насос начнет травить, то проще его заменить новым. Цена вопроса — около 4800 рублей
Следующий момент — не ждите от трансмиссии четких переключений, которые обеспечивает тросовый привод. У рассматриваемого нами самосвала в качестве привода применена тяга. Зато, в отличие от троса, она никогда не закиснет. Успокоим тех, кто думает, что 9-ступенчатая КП и 280-сильный дизель не дают нужной тяги на колесах для выполнения транспортной задачи. Ведущие мосты имеют свои редукторы с увеличенным передаточным числом — они и компенсируют некоторую нехватку мощности. Хотя, по большому счету, 360 сил трехосному самосвалу не помешало бы. Отметим, что сами мосты — довольно надежные. Главное — грамотно использовать межколесную и межосевую блокировки дифференциалов. Нет претензий и к раме: она изготовлена из профилей высотой 300 с шириной полки 80 миллиметров. Лонжероны — двойные. Несколько слов о системе гидравлического подъема кузова. Срок ее службы сильно зависит от того, как данную систему эксплуатировали в период обкатки. Да-да, не удивляйтесь — речь идет именно о процессе обкатки. Так, частные владельцы машин (они бережно относятся к технике, в отличие от наемных шоферов) ссылаются на заводские, правильно будет говорить — сервисные инструкции, в которых говорится, что период обкатки механизма опрокидывания составляет 300 подъемов кузова. В это время необходимо следовать следующим рекомендациям: при подъеме кузова скорость вращения масляного насоса не должна превышать 1500 об/мин, а нагрузка — 75% от установленной. И это в первые триста ходок! Вопрос — кто это делал? Очень и очень немногие. Так же, как, скорее всего, очень немногие производили замену масла в гидравлической системе, которая должна выполняться по истечении процесса обкатки.
Турбокомпрессор живучестью не отличается, особенно у тех, кто пренебрегает своевременной заменой моторного масла и глушит мотор, экономя топливо в ожидании очереди на погрузку. Новая турбина, в зависимости от производителя, потянет на 21-32 тыс. в национальной валюте. Ремонтировать старый ТРК, пожалуй, смысла нет
МНЕНИЕ
Станислав Белянинов, механик компании «Нова-Трак».
Самосвалы Shaanxi выбирают те, кто серьезно стеснен в средствах. Для более быстрой окупаемости машины ее нужно интенсивно эксплуатировать не только в летний период — во время активного строительного сезона, — но и зимой, когда идет уборка снега и его вывоз на снегоплавильные заводы. Здесь как нельзя кстати придется большой по объему кузов. В отличие от седельных тягачей, самосвалы имеют меньший годовой пробег, но так как они работают в жестком режиме, то на вторичный рынок попадают в достаточно потрепанном состоянии. Серьезных вложений потребует ходовая часть, рулевое управление и покупка шин. Даже если учесть то, что дешевая покрышка стоит около 20 000 рублей, то за десять баллонов+запаска (колесная формула 6х4) отдадите 220 000 рублей. С запчастями на китайцев сегодня проблем нет, но важно покупать качественные детали. Китай Китаю рознь! Что касается надежности машины в целом, то двигатель ходит без серьезных вложений 300-400 тыс. километров. При этом в продаже встречаются машины с пробегами 600 тыс. — их моторы все еще живы. Стоит ли говорить, что даже для европейского самосвала это довольно серьезный пробег. Кабина китайца — просторная. Отдохнуть водителю во время непростого рабочего дня поможет спальник. В спальном месте имеются выемки под спинки сиденья водителя и пассажира. Подобное техническое решение можно встретить на технике Scania. Только у производителя из Швеции, откинув спинки сидений вперед, можно в эти выемки поставить специальные валики — таким образом получается ровное спальное место. Здесь таких валиков нет. Центральный тоннель относительно невысокий, поэтому добираться до спального места будет проще, чем в других самосвалах, где он выше. Перед покупкой любого китайского грузовика обращайте внимание на 17 пункт в ПТС. Там должна быть отметка о том, что техника может эксплуатироваться в РФ. Если таковой нет, то у вас будут проблемы с ГИБДД.
Криво установленный хомут патрубка подачи воздуха — небрежность слесаря, проводившего ремонт машины. В результате будет наблюдаться подсос неочищенного воздуха в обход фильтра в цилиндры двигателя. Это губительно как для дизеля, так и для насосного колеса турбокомпрессора
Кабина самосвала — просторная. Это отмечают все, кто работал на самосвалах Shaanxi. Что касается сидений, то они теряют форму, а их обивка быстро протирается. У кресел европейских производителей таких проблем нет
Компрессор пневматической системы приводится от шестерен ГРМ — это надежно и безотказно. Если агрегат изношен, производительность низкая, в систему идет большое количество масла. Ремонтировать его нет смысла, новый стоит около 10-12 тысяч рублей. Полноценный ремонт потянет на 7-8 тысяч, но какие при этом будут использованы запасные части — неизвестно
Первый мост тандемной тележки — проходной. Крутящий момент передается двумя карданными валами. Проходимость обеспечивают межколесная и межосевая блокировки дифференциалов. Если вовремя менять масло и следить за целостностью сальников, мосты будут служить верой и правдой долгое время. Реактивные тяги, которые держат мосты, лучше покупать новые. Цена вопроса — 5800 руб. Если потребуется замена верхней тяги, ориентируйтесь на затраты в 9-11 тыс.
Насос гидравлической системы привода самосвальной установки установлен на отдельном кронштейне, который закреплен на правом лонжероне рамы. Привод выполнен коротким карданным валом от демультипликатора коробки перемены передач. Расположение агрегата довольно высокое относительно опорной поверхности. Повредить его сложно. При износе агрегата ремонтом не занимайтесь, новый насос, в зависимости от производителя, продается от 19 до 26 тысяч рублей
При износе подшипников даже одной крестовины — меняем обе детали. Так достигается максимальный ресурс отремонтированного вала. Качественная крестовина карданного вала обойдется примерно в полторы тысячи рублей. Если обнаружится износ вилки фланца, готовим еще 2000 в национальной валюте. Карданный вал, передающий крутящий момент между ведущими мостами, проще заменить в сборе. Цена вопроса — 10-12 тыс. руб.
Частные владельцы самосвалов настоятельно рекомендуют шприцевать точки смазки подвески, в частности — пальцы рессор, раз в неделю! Это гарантирует хорошую ходимость шарниров даже при работе машины с перегрузом и в пыльных условиях. Неясно одно — почему конструкторы не применили более неприхотливые сайлентблоки?
Балка переднего моста практически прямая, как и должно быть на самосвале, работающем на стройке и в карьере. Потеки масла сверху картера могут говорить об изношенном переднем сальнике коленчатого вала. Обратите внимание на расположение фильтров (справа от картера) — оно горизонтальное. Лучше, если бы фильтры устанавливались вертикально. В этом случае перетекания масла в поддон после остановки мотора не происходит. Ремонтный комплект шкворня оценивается в 4-7 тыс. рублей в зависимости от производителя
Рядный топливный насос системы питания надежен, но если он проработал более 350-400 тысяч километров на солярке несоответствующего качества и диагностика показала износ прецизионных плунжерных пар, то агрегат лучше заменить новым. Найти агрегат можно за 48-54 тыс. руб.
Цилиндр подъема кабины весь в потеках масла. Его сальник травит, а поверхность штока имеет повреждения — каверны на хромовом покрытии. Эти дефекты на поверхности с каждым ходом штока как напильник точат и без того разрушенную кромку сальника. Новый цилиндр стоит примерно 6500 рублей. Новый амортизатор кабины (на снимке — в масле) можно купить примерно за полторы тысячи рублей. Задний стоит примерно столько же. Меняйте точки подвески комплектом!
Пакет рессор передней подвески состоит из 10 листов. Ход подвески относительно небольшой, что снижает нагрузку на амортизатор. Листы рессор можно купить по отдельности, благо это не так дорого — коренной лист стоит около 4500 рублей. Если листы деформированы — берите рессору в сборе. Цена вопроса — 19-21 тыс. руб. Цены на амортизаторы гуманные — 1700 рублей за деталь китайского производства
Тормозные механизмы всех колес самосвала — барабанного типа. Для машин строительного сегмента это правильное решение, так как узлы закрыты от грязи. Новый барабан стоит примерно 8-10 тыс. руб. Колодка в сборе — от 2100 до 2800 руб. Комплект фрикционов — примерно 1850 руб. А вот эффективность торможения зависит от того, насколько корректно работают тормозные рычаги — трещотки. Новые узлы обойдутся примерно в 3500 рублей
Если обломились или потрескались лопасти вентилятора системы охлаждения, не ждите, когда они отлетят и повредят радиатор. Новая крыльчатка стоит всего 1500 рублей. Попутно замените приводные ремни. Если замены потребует и гидромуфта, то готовьте еще около 6500-7800 рублей
Текущий сальник коробки передач выдаст мокрый корпус. Если вовремя не заменить копеечную деталь (300-550 руб.) может произойти масляное голодание, ускоренный износ шестерен и подшипников. Если не работает датчик включения задней передачи, проблема решается за 350 рублей покупкой нового
Относительно простая, но в то же время достаточно информативная приборная панель. На самом видном месте — два блина шкал скорости (справа) и оборотов (слева). Как и положено, тахометр разбит на цветовые сектора для контроля оборотов коленчатого вала двигателя
То, что кабина оснащена люком, существенно улучшающим вентиляцию, это очень хорошо. Однако перед покупкой машины осмотрите состояние люка. Мы специально сделали фотографию, на которой видна большая щель. А ведь крышка плотно закрыта. Что ее перекосило? Кстати, если будете работать зимой, то потрудитесь снять обшивку крыши и сделать дополнительную изоляцию — китайцы на ней явно экономят
Головная оптика на местах не сидит — тряска от дорог сильнее штатного крепления — и фары норовят выскочить из «глазниц» в бампере. После трех-четырех лет эксплуатации покровные стекла теряют прозрачность, а рефлектор сильно мутнеет. Решение проблемы — покупка новых фар. За них просят 3500-4500 рублей
На задней траверсе рамы самосвала установлено буксирное устройство. Однако не стоит думать, что китаец сможет эффективно работать в качестве тягача автопоезда. Обратите внимание на лонжероны самосвального кузова у осей качания: неровные линии — это трещины
Обратите внимание на то, что надрамник самосвальной установки крепится к раме при помощи длинных стремянок с гайками, расположенными снизу. Для того чтобы исключить перемещение стремянки, ее «по-колхозному» зафиксировали стальной накладкой. Лонжероны рамы, несмотря на работу машины с перегрузом, не имеют ни изгибов, ни деформаций, ни трещин
Самосвальные кузова трехосных машин работают в экстремальных режимах по нагрузке. Обратите внимание на короткие стальные латки по периметру верхней кромки и петлю заднего борта. Варено-переварено. Но трещину, которая только начала расти, нужно остановить в самом начале ее пути, иначе силовая конструкция кузова существенно прослабнет
Шины на самосвалах, особенно работающих на стройках или вывозящих мусор на полигоны бытовых отходов, — материал расходный. «Убитые» покрышки владельцы машин прячут внутрь спарки (задняя тележка). Сотрудники дорожной инспекции это прекрасно знают: фокус не пройдет, штрафа не избежать