Ударник труда
Именно достаточно высокая прочность конструкции и завидный ресурс его основных узлов и агрегатов делают Peugeot Boxer востребованным на вторичном рынке и позволяет первым владельцам грузовика не сильно падать в цене при его продаже. При выборе своего «боксера» необходимо, прежде всего, определиться — какой из кузовов вам будет наиболее подходить под выполнение большинства транспортных задач. По сути, варианта три. Первый, и самый распространенный на вторичном рынке вариант — цельнометаллический фургон. Второе место по популярности занимает шасси с промтоварным или изотермическим фургоном. Последний, к слову, может оснащаться климатической установкой. Правда, такие машины будут существенно дороже. И, наконец, третье место в рейтинге отдано микроавтобусам. Мы, по понятным причинам, будем рассматривать исключительно грузовые автомобили, так как пассажирские перевозки есть отдельный сегмент бизнеса, войти в который достаточно сложно.
Теперь, собственно, о цене на подержанные «боксеры». Для сбора статистики мы посетили несколько торговых площадок крупных игроков рынка подержанных автомобилей, которые дают не только гарантию юридической чистоты сделки, что очень важно в кризисное время, когда на продажу выставляются кредитные машины, но и проводят обязательную «входящую» диагностику грузовиков. Последнее позволяет отсеять «ушатанные» экземпляры, которые ввергнут нового владельца в непомерные расходы на приведение машины в рабочее состояние. Важным преимуществом покупки автомобиля у крупной фирмы является и то, что продажа сопровождается технической гарантией. И пусть ее продолжительность не превышает полугода (в лучшем случае), «гарантийка» есть хоть какая-то страховка от непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств, от которых, как известно, никто не застрахован.
Итак, первым Peugeot Boxer, который попал в фокус нашего внимания, стал шестилетний автомобиль с цельнометаллическим кузовом объемом, согласно сопроводительным документам, девять кубических метров. Максимальная грузоподъемность, опять-таки согласно документации, составила 980 килограммов. Как утверждал лист диагностического осмотра, состояние 2,2-литрового 101-сильного дизеля и коробки передач не вызывали никаких вопросов со стороны сервисных служб, чего не скажешь о ходовой части, которая к пробегу под четверть миллиона километров накопила ряд неисправностей, требующих финансовых вливаний. Так, согласно все тому же акту диагностики, замены требовали передние рычаги и сайлентблоки задней подвески. Мы бы включили в данный список еще и амортизаторы, причем «по кругу». Их эффективность, как показала пробная поездка, явно оставляла желать лучшего, хотя при этом никаких потеков масла на корпусах агрегатов мы не обнаружили. Также мы увидели и следы былой аварии на левом боку кузова грузовика. Судя по области, которая была окрашена, к «боксеру» неудачно притерлась «легковушка». Среди первичных расходов также отметим необходимость замены лобового стекла, имевшего несколько следов от контакта с камнями и трещины, идущие от оставленных ими «кратеров». Огорчила и эффективность кондиционера — практически нулевая. По уверениям продавца, проблема климатики заключалась в отсутствии или недостаточном уровне (количестве) хладагента в системе. При этом на вопрос — почему систему не заправили перед продажей грузовика, внятного ответа мы не получили. Зато рабочим оказался предпусковой жидкостный подогреватель охлаждающей жидкости. После подведения всех «итогов» цена на машину опустилась с 470 до 440 тысяч рублей. Однако и она нам показалась завышенной, поэтому мы отправились в поисках более интересного экземпляра на площадку другого продавца.
И наши ожидания были оправданы. Так, четырехлетний Peugeot Boxer в виде шасси, на котором смонтирован 13-кубовый изотермический фургон с рефрижераторной установкой, был оценен продавцом в 700 тысяч рублей. При этом шасси имело аналогичный пробег грузовику с цельнометаллическим кузовом. Силовая линия так же была идентичной. Из недочетов, которые нам удалось выявить — «уставшие» амортизаторы. Согласно диагностической карте — требовалось обновление и компонентов тормозной системы. Помимо изношенных тормозных колодок, «на пенсию просились» и тормозные диски. К рефрижераторной установке, на наше удивление, претензий предъявить не пришлось, а вот к внутренним панелям кузова вопросы возникли. По всей видимости, погрузка-разгрузка товара не всегда велась аккуратно. После долгих торгов цену на осмотренный нами Peugeot Boxer удалось «уронить» до 680 000 рублей. В принципе — уже адекватная цифра, тем более, что затраты на вывод машины на линию будут незначительными.
Теперь, когда мы определились с уровнем цен на интересующие нас грузовики, проведем мониторинг стоимости расходных материалов, необходимых для проведения технического обслуживания, а также ряда запасных частей, которые потребуются для выпуска грузовика на линию. Начнем с «расходников». Проще всего на рынке купить фильтры. Например, масляный фильтр в упаковке Citroen/Peugeot можно приобрести за четыре сотни рублей. При этом в качестве альтернативы ему можно подыскать Mann-Filter примерно за аналогичную сумму. Если возникнет желание сэкономить, есть смысл присмотреться к продукции Bosch. За фильтр нужной нам модели от данного бренда купцы просили от трех с половиной сотен в национальной валюте. В те же деньги был оценен и расходник от Fram. А лидером по цене среди масляных фильтров стал автокомпонент от Knecht (Mahle Filter) за который просили по пять сотен «деревянных».
Весьма неплохое предложение было сформировано торговлей и по воздушным фильтрам. Так, оригинальный «воздушник» оценивался в 1150 рублей. При этом аналог от Mann-Filter торговался на две сотни «деревянных» дороже. А стоимость нужной нам модели детали в упаковке Knecht (Mahle Filter) и вовсе доходила до двух тысяч в национальной валюте. Как видим, оригинальные запасные части не всегда занимают верхние строчки прайса, а значит, именно их и стоит искать (приобретать) для проведения технического обслуживания грузовика. Разумеется, рынок предлагал и более доступные по цене «расходники». Среди таковых в первую очередь назовем фильтры Alco, торгующиеся по 650 рублей. Золотой же серединой можно считать тройку Fram, Purflux, Fiaam, за фильтры которых рыночные торговцы просят по одной тысяче рублей.
А вот на чем не стоит экономить ни при каких обстоятельствах, так это на топливных фильтрах. Настоятельно рекомендуем приобретать оригинальные расходники, хоть их стоимость и подбирается вплотную к полутора тысячам рублей. Кстати, это не есть вершина ценового айсберга. Так, очень дорого рынок оценивал фильтры Knecht (Mahle Filter). В большинстве торговых точек за нужную нам модель фильтра от упомянутого выше бренда просили от 1800 до 1950 рублей. Разумная экономия без вреда для дорогостоящей топливной системы будет достигнута в случае приобретения фильтров Champion (650 руб.), Kolbenschmidt (700 руб.), Fram (850 руб.), Bosch (1000 руб.), Ufi (1100 руб.).
Очень высока вероятность того, что при проведении технического обслуживания придется заменить и тормозные диски. В оригинале они стоят по 7500 руб., что делает ремонт тормозной системы машины очень накладным. Благо, на рынке имеется большое количество альтернативных вариантов, ничуть не уступающих по качеству, но значительно привлекательнее по цене. Так, в одной из торговых точек нам предложили в качестве замены «родному» диску аналог от компании Bosch по цене всего 2000 рублей. Итого, четыре тысячи за запасные части плюс пару тысяч за работу — 6000 рублей за все. При этом, как заверил нас продавец, и судя по отзывам мастеров сервисных центров, диски от Bosch имеют приличное качество. Всего на пару сотен «деревянных» дороже торговались запасные части нужной нам модели от Delphi. Хорошие отзывы о продукции данного бренда также имели место быть как со стороны сервисных служб, так и продавцов. Если есть желание, можно поискать тормозные диски от TRW. Правда, выложить придется не меньше чем по две с половиной тысячи в национальной валюте за диск. В ту же сумму рыночные торговцы оценили и запасные части от Otto Zimmermann и Brembo. В целом, даже с учетом всех «накруток», которые помимо традиционных 30% от закупки делают продавцы, качественные тормозные диски можно купить не дороже трех тысяч в национальной валюте. Это приемлемая цена, даже с учетом всеобщего подорожания автозапчастей.
Рычаги передней подвески не являются слабым звеном ходовой части «боксеров», однако у машин с пробегом более сотни тысяч километров, а именно такие мы принимали к рассмотрению, они могут потребовать замены. Приобретать оригинал в упаковке Peugeot по цене практически 15 000 рублей, пожалуй, не стоит. Тем более, что альтернативные варианты от именитых брендов предлагались по вполне адекватной цене, а главное — были в наличии. Так, запасные части в упаковке Ocap и Tork в ряде магазинов торговались всего по 4600 рублей. За Sidem, Lemforder и NK купцы просили по 5600 и 6200 рублей, соответственно. А за рычаги от таких известных фирм как Delphi и Ruville была назначена цена семь тысяч в национальной валюте. При этом автокомпоненты нужной нам модели в коробке TRW нам сватали по 8200 руб. Как видим, даже если приобретать дорогую альтернативу, затраты на замену рычагов передней подвески можно легко сократить вдвое. Главное, чтобы выигрыш в цене не был перечеркнут безграмотным монтажом деталей. Так, один из мастеров мультимарочного сервиса рассказал нам историю одного из частных перевозчиков, который решил сэкономить и произвел замену рычагов в одной из частных минимастерских местного гаражного кооператива. Так вот, «кулибины» намертво затянули крепеж рычагов, не опустив грузовик на опорную поверхность. В результате упругая деформация резинометаллических шарниров, которые, как известно, работают в ограниченном угловом секторе, перешла в запредельные значения, и сайлентблоки вышли из строя уже через несколько тысяч километров пробега. При этом владелец грузовика выражал свое недовольство именно качеством запасных частей. Одним словом, прежде чем ругать альтернативные запасные части, узнайте, как их монтировали на грузовик.
Большая вероятность того, что вашему грузовику потребуется замена узла сцепления. Как правило, предыдущие владельцы машины не горят желанием тратить деньги на его замену, перекладывая эти расходы на плечи покупателя автомобиля. И их можно понять. Так, за оригинальный комплект сцепления на рынке с вас потребуют примерно 15 тысяч рублей — это за стандартный узел. Если речь идет об узле усиленной конструкции, маркированный как «Heavyduty», то ценник взлетит до 20 000 руб. Производить замену узла в фирменном центре — непомерно дорогое удовольствие. Лучше отдать предпочтение мультибрендовому СТО, расположенному за пределами МКАД, на котором с вас возьмут примерно 6 тысяч руб. Чтобы сократить расходы на запасные части, но при этом не потерять в надежности и ресурсе, необходимо обратить внимание на продукцию Luk или Sachs. За комплекты сцеплений от данных фирм с вас возьмут по 13 500-14 000 рублей. Пусть на тысячу, но дешевле оригинала. На рынке есть альтернатива и от других производителей сцеплений. Однако мы настоятельно рекомендуем не экономить на данном узле. Практика показывает, что экономия эта мнимая.
Если предыдущий владелец грузовика не обременял себя своевременной заменой охлаждающей жидкости, то не исключено, что вам придется заменить и термостат. Благо, данная деталь системы охлаждения стоит совсем недорого. Так, оригинальный комплект, включающий термостат и прокладку, нам предложили за 1800 рублей. Практически в одну цену с оригиналом стоит продукция Valeo (1700 руб.). При этом аналоги от альтернативных производителей можно было купить втрое(!) дешевле. Например, комплект в упаковке Gates в одной из торговых точек был оценен всего в 600 рублей. Всего на сотню дороже торговался аналог от Vernet. При монтаже важно соблюдать рекомендуемые моменты затяжки метизов, в противном случае прокладка может излишне деформироваться и не обеспечивать герметичность соединения. И, главное, заменив термостат, обязательно освежите и охлаждающую жидкость!
Если с пуском дизеля есть проблемы, то, возможно, и диагностика это покажет, виновниками этого являются свечи накаливания. Менять их лучше всего комплектом. Причем, можно купить на замену и оригинальные детали, благо, стоят они в районе тысячи рублей. Если «родных» свечей в наличии не окажется, имеет смысл присмотреться к аналогам от Beru и Champion. За нужную модель от упомянутых производителей с нас запросили вполне вменяемые восемь с половиной сотен в национальной валюте. Самыми доступными из «брендовых» запасных частей оказались свечи Bosch и Iskra с прайсом пять сотен руб. Купить свечи накаливания в общем и целом не проблема, а вот заменить их, как это ни странно, операция достаточно сложная. Дело в том, что свечи иногда сильно прикипают в резьбовой части к головке блока цилиндров. Чтобы не обломать их в колодцах при демонтаже, приходится применять различные хитрые приемы — от замачивания проникающими жидкостями, до так называемой «раскачки». В любом случае, силовые приемы в данном деле неуместны.
Провести техническое обслуживание и отремонтировать Peugeot Boxer можно не только в фирменных сервисных центрах, но и в мультибрендовых СТО. Именно последние предлагают наиболее приемлемые цены и гарантируют достойное качество выполняемых работ. Как водится, чем дальше сервис находится от столицы, тем лояльнее прайс на услуги. Если рассматривать мастерские, работающие в Подмосковье (до 70-100 километров от МКАД), то плановое техническое обслуживание цельнометаллического фургона с дизелем 2,2 литра мощностью 101 л.с. обойдется примерно в 2 тысячи рублей, разумеется — без учета стоимости расходных материалов. В случае, если возникнет необходимость проведения диагностических работ, готовьтесь выложить примерно восемь сотен в национальной валюте за подключение сканера. При этом не факт, что это будет фирменная диагностика. В большинстве случаев независимые СТО используют для компьютерной диагностики двигателя универсальные сканеры с мультимарочным программным обеспечением. Такие приборы позволяют провести достаточно полную диагностику, глубины которой вполне хватает для постановки верного диагноза. Если у владельца машины есть нарекания по работе подвески и ходовой части машины, то их диагностика обойдется примерно в шесть-семь сотен рублей, что фактически удваивает затраты на диагностику. Однако пренебрегать данной операцией не стоит, тем более, если планируется замена элементов подвески. Так, если заменить одни лишь амортизаторы и оставить без внимания состояние резинометаллических шарниров, то новые узлы прослужат существенно меньше предшественников. А стоимость работ достаточно существенная: если принять во внимание все те же амортизаторы, то за их замену с вас запросят 4500 и 2500 рублей за передние и задние, соответственно. Прибавим к обозначенным суммам стоимость самих амортизаторов и получим довольно существенные затраты.
Диагностика важна и в отношении тормозов. Конечно, о тестировании системы на стенде с беговыми барабанами речи не идет. Такое оборудование есть у незначительного количества СТО. Стоимость его очень высока, а срок окупаемости большой. Благо, в большинстве случаев достаточно и так называемой «тактильно-визуальной» диагностики. Производят ее непосредственно в момент облуживания тормозных механизмов и замены ее элементов. Кстати, о стоимости данных работ применительно к рассматриваемому нами грузовику. Так, замена задних-передних тормозных колодок обойдется примерно в 800-1000 рублей, а замена передних-задних тормозных дисков потянет на 2000-2500.
Что еще необходимо сказать относительно сервиса для Peugeot Boxer. Поскольку речь идет о бывшей в эксплуатации машине, то при подсчете и фиксации в договоре на ремонт и обслуживание стоимости работ следует обязательно прописывать конечную цифру затрат в рублях. Объясним, почему необходимо делать именно так. Дело в том, что любые работы, связанные с закисшим крепежом, могут существенно увеличить нахождение грузовика в ремонтной зоне, а, следовательно, вам придется оплачивать дополнительные, или, как их еще называют, — «сверхнормативные» нормочасы. В итоге ремонт может оказаться просто «золотым». Простым примером того является замена свечей накаливания. Если при отворачивании свеча лопнет по резьбе, то для выворачивания остатков из колодца придется снимать с дизеля головку блока цилиндров. А это уже очень существенный объем работы, которую придется оплачивать вам из своего кармана.