Бюджетный вариант
Простой, но в то же время весьма практичный и недорогой в содержании малотоннажный грузовик Fiat Ducato, выпускавшийся с 2002 года, сегодня можно приобрести на вторичном рынке за очень привлекательные деньги. При этом, выставленные на продажу машины будут иметь достаточный ресурс, чтобы не только быстро «отбить» вложенные при покупке средства, не требуя значительных финансовых вливаний в ремонт и обслуживание, но и в течение довольно долгого времени стабильно приносить прибыль, не требуя к себе частого внимания со стороны сервисной службы.
Водители оценят практичный салон грузовика со множеством различных карманчиков и ниш, в которых можно разместить необходимые вещи и документы. С точки зрения грузоподъемности Fiat Ducato нельзя назвать рекордсменом, так как в 8-кубовый кузов короткобазного автомобиля можно уложить до тонны груза. А у машины с 10-кубовым кузовом и длинной базой возможности ограничиваются одной тонной и тремя сотнями килограммов. Впрочем, для городских перевозок и варианта авто с короткой базой вполне достаточно.
Дизели обладают хорошей экономичностью. Статистика, полученная нами от ряда частных перевозчиков, свидетельствует — грузовик с дизельным двигателем рабочим объемом 2,3 литра мощностью 110 лошадиных сил, а именно машину с таким мотором мы примем к рассмотрению, расходует с среднем от 13 до 15 литров солярки на 100 километров городских дорог. На трассе расход топлива может быть существенно ниже, если придерживаться действующих ограничений ПДД. При поиске своего Ducato мы настоятельно рекомендуем присмотреться к грузовикам с исправно работающим предпусковым жидкостным подогревателем. Такой не только облегчит пуск промерзшего за ночь дизеля, но и позволит прогреть салон до комфортной температуры, чтобы, не теряя драгоценного времени, отправиться в рейс. Машины без «автономки», как показывает практика, прогреваются неохотно.
Кстати, выбирая машину, следует обратить внимание на наличие потертостей и трещин лобового стекла. Трещины, идущие не от эпицентра удара (от точки контакта с камнем), а от края стекла, говорят о том, что кузов «сыграл». О недостаточной его жесткости приходилось не раз слышать от мастеров независимых станций технического обслуживания. Так же, как и то, что оригинальные стекла покупать бессмысленно: получается очень дорого, а гарантии, что очередной камень не прилетит в «лобовик» через неделю — нет. Альтернативные производители поставляют в запасные части стекла с отменной геометрией, поэтому при желании стекло можно заменить и самостоятельно. Необходимые инструменты и расходные материалы для этого есть в продаже повсеместно, причем по весьма невысокой цене. А если учесть, что замену стекла вы произведете не один раз, то затраты окупятся сторицей. Что касается собственно стекол, то присмотритесь к запчастям китайского производства. Они относительно недороги и замена обойдется в семь-восемь тысяч рублей.
Одним из слабых звеньев конструкции грузовика являются стойки и амортизаторы, которые нередко теряют свои рабочие характеристики уже при пробеге в 40-50 тыс. километров. Благо, их замена по нынешним временам стоит сущие копейки. Так, в мультибрендовом сервисе за замену передних стоек и втулок стабилизатора с вас запросят от 2000 рублей, а за задние амортизаторы возьмут «штуку деревянных». Предлог «от» говорит лишь о том, что состояние ходовой может быть настолько «плачевным», что для демонтажа деталей потребуется больше усилий и, соответственно, денег. Поэтому, если ваш грузовик старше пяти лет и прошел более трехсот тысяч километров, ориентируйтесь на сумму в 2500-3000 рублей. При этом плановое ТО, включающее в себя замену масла ДВС и фильтров, при любом раскладе потянет на 2500 рублей. Если потребуется замена антифриза и тормозной жидкости, готовьтесь выложить еще пару тысяч в национальной валюте.
Относительно недорого мастера берут и за замену тормозных колодок. Механизмы передней оси можно обслужить всего за 1800-2000 руб., а задней — на пять сотен «деревянных» дороже. Самые существенные первоначальные сервисные затраты пойдут на оплату полной диагностики автомобиля, включая компьютерную. Комплекс услуг потянет примерно на 4000 руб. Однако эти деньги стоят того, чтобы их отдать. По крайней мере, после проведения диагностики вы будете иметь представление о тратах, которые необходимы для приведения автомобиля в рабочее состояние. Оговоримся сразу — реальный пробег диагностика установить не сможет.
Теперь о том, какие машины стоит искать и на какие деньги стоит ориентироваться. Перво-наперво, «ушатанные» десятилетние экземпляры грузовиков с пробегом более полумиллиона километров мы к рассмотрению не принимаем. Уж больно велики вложения, которые необходимо произвести, чтобы выпустить такой грузовик на линию. Нас интересуют автомобили возрастом до 5 лет и пробегом до 200 тыс. километров. Один из таких — Fiat Ducato 2011 года выпуска с пробегом по одометру 160 000 километров — нам попался на площадке одного из продавцов подержанных грузовиков. Автомобиль хоть и требовал мелкого ремонта, но не производил удручающего впечатления. Да и цена в 450 тысяч рублей показалась адекватной. Особенно сегодня, когда все импортные грузовики, да и не только они, буквально выстрелили в цене вверх. Приятно, что силовой агрегат фургона — дизель рабочим объемом 2,3 литра и мощностью 110 лошадиных сил — находился в хорошем состоянии. По крайней мере, так следовало из представленной нам диагностической карты. А это значит, что как минимум еще тысяч двести мотор должен отходить без особых проблем. Опираясь именно на понравившуюся нам машину, мы проведем мониторинг некоторых расходных материалов и запасных частей.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Для регламентного ТО нам потребуется масляный фильтр. Оригинальный «расходник» в упаковке Fiat обойдется владельцу грузовика очень недешево — 600-700 рублей. Однако, поверьте, это на фоне курса Евро еще не так дорого, как кажется. Тем более, что и альтернативные запасные части также демонстрируют устойчивый рост цен. Например, в одном из магазинов нам предложили фильтры Fram и Mann Filter за шесть с половиной сотен в национальной валюте. То есть, фактически по цене «родных» деталей. Если нет желания «топтать по рынку подошвы», то стоит обратить внимание на продукцию компаний Kolbenschmidt, Bosch и Mapco. За фильтры нужных моделей от упомянутой «тройки» купцы просили в среднем по четыре сотни в национальной валюте. В качестве представителей «золотой середины» назовем такие бренды как M-Filter, Kortex, Goodwill и LYNXauto за фильтры которых была назначена цена 280-300 рублей. Самыми дешевыми на рынке оказались автокомпоненты бренда TSN. За них в среднем просили по 220-240 рублей в зависимости от торговой точки. Обязательно заложите в расходы и средства на покупку прокладки пробки поддона картера. Разумеется, за оригиналом стоимостью сотню «деревянных» бегать по рынку не нужно, так же, как и «колхозить» замену из подходящих по размеру аналогов. Проще всего приобрести нужные детали от таких брендов как Victor Reinz или Elring. Благо, за них просят не более полтинника.
Выбирая воздушный фильтр, помните, что для нас важна не только чистота отсева пыли, но и грязеемкость. По данному параметру лучше «оригинала» стоимостью около двух тысяч рублей, пожалуй, не найти. Если для вас это покажется дорого, то имеет смысл поискать альтернативу в торговых точках, реализующих запасные части от Knecht (Mahle Filter). За фильтр нужной нам модели от данного производителя с нас запросили 1350 «деревянных». В принципе — уже реальная экономия при достойном качестве и надежности. Впрочем, есть и более выгодные с точки зрения цены варианты замены «родного» фильтра. Таким, например, может быть фильтр Bosch, за который просят по 1200 рублей. В районе тысячи «деревянных» торговались нужные нам расходники от Kolbenschmidt и Fram. Эти два варианта можно смело отнести к золотой середине — и лишние деньги не «ушли», и запасные части, причем качественные, прикупили. Если же желание сэкономить пересиливает все доводы о разумной достаточности, то ищите на прилавках продукцию Alco или Mapco. Такая обойдется вам в 750-800 рублей. И в самом бюджетном сегменте идет торговля, причем, довольно бойкая. Например, всего за полтысячи можно найти фильтры Alpha Filter или Pilenga.
Все сказанное выше про воздушный фильтр дизеля отчасти справедливо и по отношению к салонным фильтрам. В промышленных зонах, да и просто в мегаполисах дышать полной грудью просто не хочется. От смрада часто ноздри щекочет. Защитить свои легкие можно оригинальным фильтром стоимостью полторы тысячи в национальной валюте и дешевыми вариантами от Dextrim и Patron стоимостью по 350-380 рублей. Однако стоит ли экономить на своем здоровье, когда всего за семь-восемь сотен в национальной валюте вы можете купить продукцию Bosch или Mann Filter. Или же приобрести за «штуку деревянных» угольный фильтр Corteco. Угольный наполнитель весьма эффективно задерживает вредные для здоровья химические элементы, растворенные в воздухе.
Еще один вид фильтров, на которых категорически нельзя экономить — топливные. Абразив, смолы, вода, содержащиеся в солярке, могут очень быстро «убить» прецизионные пары топливной аппаратуры. Учитывая стоимость ремонта, покупка оригинального фильтра Fiat за 1500 рублей не покажется обременительной, тем более, что за те же самые деньги вам предложат и продукцию Knecht (Mahle Filter). Однако, если рассматривать альтернативу, то разумная экономия будет достигнута при приобретении расходника Mann Filter или Fram за вполне вменяемые 1350 рублей. Если целью покупки фильтров является максимальная экономия, то можно присмотреться к автокомпонентам Dextrim или Clean filters стоимостью по 700 руб. Покупать еще более дешевые расходники мы настоятельно не рекомендуем.
К расходным материалам в полной мере относятся тормозные колодки. И, скорее всего, их придется заменить. Перед продажей грузовика этого делать никто не станет. Тем более, что цена вопроса довольно велика, если принимать к рассмотрению оригинальные автокомпоненты. Судите сами — комплект «родных» колодок на переднюю ось потянет практически на 7 тыс. рублей. А чтобы купить запчасти в упаковке Fiat для задней оси, потребуется сумма на полторы, а то и две тысячи больше. Итого, «на круг» выйдет не менее 16 000 руб. Однако платить эти деньги, зная, что на рынке полно альтернативы по своим качествам не уступающей «родным» колодкам, желающих найдется немного. Так, те же расходники от такого известного производителя как Ate оценивались в 4500 рублей за комплект для передней оси. По 3,5 тысячи в национальной валюте рынок оценивал запасные части Ferodo и TRW. Самыми же выгодными по соотношению цена/качество оказались колодки Textar стоимостью 2300 руб. Из доступной по цене альтернативы также выделим запасные части Delphi с прайсом в две тысячи. Приобретать более дешевые «фрикционы» на переднюю ось, пожалуй, не стоит, так как именно передние тормозные механизмы нагружены сильнее задних. Правда, и для последних качественные запчасти, что называется, обязаны быть. Чтобы точно не прогадать, можно присмотреться к продукции Jurid/Bendix, за которую просили 3500 рублей. Из вариантов разумной экономии, пожалуй, отметим покупку колодок Bosch стоимостью 2500 руб.
МЕЛКИЙ РЕМОНТ
Как показывает практика, без мелкого ремонта выпустить только что приобретенную машину на линию очень часто просто не представляется возможным. Например, когда неисправны свечи накаливания, пуск холодного дизеля существенно осложняется. Тут уже отдашь деньги и за оригинал, лишь бы мотор ожил после морозной ночи, и машина «привезла деньги». Благо, свечи в упаковке Fiat оценивались довольно недорого — по полторы тысячи за штуку. Но, пожалуй, лучше походить по рынку в поисках альтернативы от Bosch, NGK или Denso. Свечи от данных брендов обойдутся примерно по 900-1000 рублей. При этом качество будет на высоте.
Поскольку истинный пробег дизеля установить не представляется возможным даже при наличии современных средств диагностики, мы настоятельно рекомендуем приобрести и ремонтный комплект газораспределительного механизма, включающий в себя ремень с роликами. Благо, цена вопроса относительно невелика. Так, за оригинальные детали с вас возьмут как минимум 9 тысяч руб. Неплохой вариант предлагает компания Ina, причем по вполне вменяемой цене — 5500 руб. В районе шести тысяч «деревянных» стоил комплект в упаковке с логотипом SKF. Необоснованно дорого — 7500 — купцы запросили за запасные части от Ruville.
Как показывает практика независимых станций технического обслуживания, чаще всего при проведении мелкого текущего ремонта требуют замены внешние шарниры равных угловых скоростей. Их «начинка» может износиться и люфтить даже при целых чехлах и наличии смазки уже к пробегу в 100 000 километров. Виной тому работа грузовика с нагрузкой, часто превышающей предельно допустимую. Внутренние ШРУС при прочих равных условиях служат дольше. Благо, замена шарниров может производиться поштучно: то есть, приводной вал целиком менять не требуется.
Среди запасных частей есть большое количество компонентов от альтернативных производителей. Так, всего в 1300 рублей был оценен комплект (сам ШРУС, чехол, хомуты, смазка, гайка) шарнира от Sfec. За Gennor запросили 1800 руб. А в две тысячи «деревянных» рынок оценил продукцию GSP. Обращаем ваше внимание на то, что ШРУС должен иметь зубчатое кольцо антиблокировочной системы тормозов. У ряда производителей из Китая, продукцию которых нам сватали на рынке, такового не оказалось. Следовательно, и тормозная система работать будет неадекватно, что для грузовика, двигающегося в плотном городском потоке, не есть хорошо.
Но лучше переплатить за бренд и взять, к примеру, шарниры от SKF (2500 руб.). Комплект включает в себя шарнир, пыльник, хомуты крепления, необходимое по технологии количество специальной смазки в специальных пакетиках и гайку. Приобретать комплект деталей очень выгодно, так как в процессе замены не придется бежать в магазин запасных частей за недостающей мелочевкой. Примерно в ту же сумму в том же самом магазине нам предложили и аналогичный комплект ШРУС от Ruville. Какой из этой пары лучше — продавец ответить затруднился. А мастера сервисных станций, в которых мы наводили справки по ходимости тех или иных запасных частей, уровняли данные два бренда между собой. По словам продавцов, неплохим аналогом дуэту может быть аналог от LPR, за который просили все те же две с половиной тысячи в национальной валюте.
Не исключено, что замены потребуют и передние стойки с амортизаторами. Выбирая первые можно обойтись бюджетными вариантами. Таковые предлагают Fenox (2200 руб.), Pilenga (2700 руб.), NK (2800 руб.) и Bort (3100 руб.). Также относительно доступны по цене стойки Optimal (3500 руб.), Asam (3600 руб.) и EGT (4150 руб.). Теперь о продукции от лидеров отрасли. Амортизационная масляная стойка Monroe «Van-Magnum» была предложена нам по 4400 «деревянных» за штуку. При этом за запасные части Sachs — «Super Touring» — уже просили по 5 тысяч руб. Правда, в данном случае, как и в последующих, речь уже шла о газонаполненной версии. Настоятельно рекомендуем присмотреться к стойкам Boge «Automatic». По словам сервисменов, такие ходят довольно прилично, а стоят разумных денег — 5700 рублей. Самыми дорогими стойками, которые нам попались на рынке, оказались Bilstein с прайсом 6100 рублей.
На этом фоне ценники, озвученные за задние амортизаторы, уже не казались разорительными. Правда, и менять их приходится чаще, так как именно они первыми сдаются при работе машины с перегрузом. Самыми дешевыми из предлагавшихся к продаже агрегатов оказались газомасляные Starke, торговавшиеся по цене 1000 рублей. В ту же сумму нам предложили и аналог от Bort. Газовая версия от Pilenga и Stellox была оценена в 1200 в национальной валюте. Далее с разрывом в сотню рублей следовали амортизаторы Sfec (1300 руб.) и Patron (1400 руб.). Весьма неплохо продавцы отзывались о агрегатах Fenox. За газовую версию большинство торговых точек просили по 1650 рублей. А вот запасные части от лидеров индустрии амортизаторов оценивались уже более чем в две тысячи «деревянных». Так, за амортизаторы Kayaba «Excel-G» была назначена цена 2200 руб., Boge «Automatic» стоил 2500 руб., а Sachs «Super Touring» «тянул» уже на 2700 в национальной валюте. В принципе, именно на представителей этой золотой середины и следует ориентироваться прежде всего в поисках альтернативы оригиналу. Например, если рассматривать сегмент в ценовой вилке от трех до четырех тысяч рублей, то в него войдут трое представителей Monroe «Van-Magnum» с прайсом 3200 руб., Delphi «Comfort» стоимостью 3550 руб., Bilstein «B4» с ценником 3650 рублей. Автокомпоненты верхней ценовой группы приобретают, по словам торговцевЮ частные владельцы, для которых грузовик — и кормилец, и средство вложения и накопления капитала. В основной массе перевозчики голосуют рублем за «середняков», которые обладают оптимальным соотношением цены и качества.
Одной из самых существенных по затратам ремонтных операций, которые могут потребоваться грузовику, является покупка и замена сцепления. Узел меняем исключительно комплектом, в каком бы хорошем состоянии не находились отдельные детали старого, поработавшего агрегата. Наш ориентир — тройка лидеров: Valeo (12 500 руб.), Luk (14 000 руб.), Sachs (16 500 руб.). Комплекты от иных производителей мы покупать не рекомендуем, так как речь идет о коммерческом транспорте, который должен выходить на линию ежедневно и не сходить с нее, чтобы не приносить своему владельцу убытки. Также не стоит искать оригинальное сцепление — узлы от перечисленных выше брендов являются, по сути своей, «родными», и обладают всеми необходимыми качествами и характеристиками. Нельзя заменять лишь некоторые части узла, например, только ведомый диск или только муфту. В этом случае ресурс сцепления будет существенно ниже нежели у нового, полного комплекта.
Передние, нижние, поперечные рычаги подвески также входят в разряд деталей, которые, скорее всего, придется заменить, приводя грузовик в рабочее состояние. Отдавать более десяти тысяч за оригинальный рычаг — глупо, тем более, что на рынке полно действительно достойной альтернативы, имеющей отличное качество и ходимость. Из встреченной нами на прилавках альтернативы выделим запчасти от EGT (2900 руб.), Ocap (3600 руб.), Delphi (3700 руб.), Birth (3800 руб.), Flennor (3900 руб.), Teknorot и Patron (4000 руб.), NK и Sasic (4800 руб.), TRW (5300 руб.). В принципе, выбор запасных частей — приличный как по качеству, так и стоимости. Чаще всего продавцы «сватали» продукцию Ocap, Delphi и TRW. Мастера независимых сервисных центров также рекомендовали чаще всего именно эти же бренды.
Рулевые наконечники, увы, также находятся в группе риска. Чтобы избежать затрат, связанных со сход-развалом, можно воспользоваться такой хитростью — купить наконечники, аналогичные тем, что стояли на машине (по бренду или производителю), и посчитать количество оборотов, на которое они были навинчены на тяги. Важное замечание — при замене используйте только новый крепеж и затягивайте его строго определенным моментом. Для ориентира приведем стоимость запасных частей от самых распространенных на рынке брендов. За детали Febest с нас запросили 390 рублей. Автокомпоненты Patron были оценены в 450 «деревянных», а за аналог от Fenox был назначен ценник 470. Чуть более полутысячи торговались рулевые наконечники Delphi (520 руб.). С небольшим отрывом от них расположились автокомпоненты NK (530 руб.), Moog и Flennor (540 руб.), Asam (560 руб.) и Rts (580 руб.). Золотую середину представили такие марки: Ruville (680 руб.), SWAG (700 руб.) и Meyle (800 руб.). Самыми дорогими среди обнаруженных деталей оказались шарниры TRW (1300 руб.) и Lemforder (1350-1500 руб.).
На передние тормозные механизмы приходится основная нагрузка, поэтому, скорее всего, вам придется заменить не только колодки, но и диски. Благо, стоят детали совсем недорого. Так, за диск от Optimal с вас возьмут 1300 руб., а за аналог от Fenox в том же самом магазине с нас затребовали всего на сотню (1400 руб.) дороже. Еще три характерных примера доступных по цене дисков: BM (1500 руб.), Valeo (1600 руб.), Delphi (1700 руб.). Как показал мониторинг цен, более трех тысяч рублей за диск купцы не просят. Золотой же серединой будем считать диски TRW с прайсом 2600 в национальной валюте. Самое главное при замене изношенных тормозных дисков — устанавливать новые детали парой. Проточка дисков, которую сегодня предлагают некоторые независимые СТО, вас интересовать не должна. Данный вид ремонта есть мера вынужденная, когда нет возможности приобрести новые детали.
При замене тормозных колодок или просто во время ревизии тормозного механизма задней оси обратите внимание на выработку рабочей поверхности тормозных барабанов. Протачивать их, как и диски, мы вам не рекомендуем — дешевле, проще и выгоднее с точки зрения затрачиваемого времени приобрести новые барабаны. Благо, выбор на рынке нужных нам запасных частей просто огромен. Меняйте барабаны, как и диски, обязательно парой (в данном разделе мы будем приводить цены за пару деталей). Выйдет не так дорого, как кажется, и закроет вопрос надолго. Так, за пару барабанов BM вам придется выложить всего 4000 рублей. Бюджетнее варианта нет. Тот же Patron оценивался продавцами не менее чем 5000 рублей за комплект. Весьма неплохого качества нам предложили запасные части от Fenox за 5400 рублей. Так, если замахнетесь на запчасти Febi и Hans Pries, готовьтесь выложить 5800 руб. А комплекты от Bosch и Delphi встанут уже в 6000 и 6400 рублей, соответственно. Самыми дорогими оказались тормозные барабаны LPR (7800 руб.) и TRW (8200 руб.).