Стоять нельзя падать
Начнем с того, что площадь сократилась в сравнении с прошлой почти в два раза, число участников — в 1,5. Одни ушли, другие урезали стенды. А вот сама выставка сменила хозяина и теперь вместо Алексея Стриганова, организатора и владельца Комтранса последние 15 лет, командует ей международная компания. На мой взгляд — удачный ход на фоне падающего который год подряд рынка грузоперевозок и сокращения выставочных площадей. Тем более, что господин Стриганов владеет близкой по тематике выставкой СТТ, которая в разы крупнее Комтранса. Последняя ни по масштабам экспозиции, ни в финансовом плане не является конкурентом СТТ. Как дальше будут выкручиваться новые владельцы Комтранса — покажет будущее.
Кроме бывшего владельца выставки есть и другие, которые тоже выиграли (очевидно, что временно) от катящейся под откос российской экономики. Они тоже наши — «группа компаний ГАЗ» и ОАО «КАМАЗ». Правда, выигрыш этот более тактический, а не стратегический, и заключается в увеличении обеими компаниями долей в российском автомобильном пироге. Так, доля отечественных коммерческих автомобилей увеличилась до 80% против 50 годом ранее. При этом продажи комтранса в РФ за полгода упали где на 35-40%, как в легком сегменте, а где и на 60 в среднем, как в тяжелом. И это притом, что в прошлом году грузовики «просели» на 30% по сравнению с 2013 годом, который тоже падал относительно 2012-го. Катастрофа! Сильнее всех пострадали иномарки, даже те, которые у нас же и собирают. Одни, как Volvo-Renault, закрыли свои заводы на неопределенный срок, другие продолжают изображать деятельность, собирая по 1-2 машины в сутки.
Но первая тройка среди иностранных грузовиков все та же: Scania, MAN, Mercedes, который не так давно сместил с третьего места бренд Volvo (на август месяц). А вот машины Renault вообще оказались аутсайдерами отечественного рынка. Интересно, что по этому поводу расскажут «спецы», которые год назад у французского грузовика, обвешанного призами, убеждали меня, что титул «Грузовик года» влияет на популярность и продажи машин? Тем не менее, грузовики Renault, на мой взгляд, очень достойные машины и низкие продажи, похоже, обусловлены тем, что шведы, владеющие французским брендом, распространили на него и свою систему продаж. Напомню, что грузовики Volvo не продаются через дилеров, а только через официальные представительства. Больше не знаю какой-либо другой бренд коммерческой техники, который запрещено продавать через дилеров. Похоже, что такая система продаж в трудные кризисные времена больше подвержена негативному влиянию, чем обычная.
Но и стандартноориентированные продавцы других брендов уже «замучались пыль глотать», бегая по клиентам. Так, один из них, продающий известную марку грузовиков — лидера на отечественном рынке — пошутил мне, что скоро ради того, чтобы продать хоть что-то, придется даже жертвовать ориентацией (не политической). Не знаю, помогут ли такие жертвы, но ближайшее будущее производителей туманно. Только в представительстве Scania все светятся оптимизмом. Помнится, еще в начале года на встрече с журналистами компания Scania разглядела подъем отечественного рынка во второй половине этого года. Тогда ей никто не поверил. Не думаю, что найдется много поклонников такой версии и сейчас. Поэтому, наверное, на выставке не присутствовали такие бренды как DAF, Hino, Hyundai.
ДЕНЬГИ ИЗ ВОЗДУХА
Самый большой стенд — у КАМАЗ, больше всего машин и народа — на стенде КАМАЗ, самый бестолковый дизайн — стенд КАМАЗ. Господа, ну сколько можно плодить такие безликие стенды: ни освещения нормального, ни подсветки экспонатов, ни разноуровневых стендов. Далеко ходить не надо — учитесь у тех, кто рядом с вами. Челнинское предприятие развернулось во всей своей плоской красе и, похоже, совсем потеряло ориентацию в пространстве. Зато «понтов» было столько, начиная с телохранителей у «генерального» и заканчивая «гвоздем» выставки, — «новой камазовской» кабиной, — что местами сомневаешься в адекватности менеджеров.
Она (кабина) вызвала ажиотаж публики и не побывал в ней разве что только ленивый. Не хватало Остапа Бендера, который, стоя на фоне новой кабины, восхвалял бы КАМАЗ, руководство КАМАЗа, страну, партию, Новые Васюки и т.д. Зато был громадный ЖК-экран, на котором в режиме нон-стоп крутили успехи предприятия и, судя по картинке, без ВВП не было бы и предприятия. Так переписывается история! «Остапов» хватило и среди журналистов, многие из которых действительно поверили, что нечто по центру камазовского стенда — новая кабина КАМАЗ.
На самом деле выставлено было концептуальное видение интерьера кабины грузовика будущего итальянскими дизайнерами из ателье Tourino Design. И надо отдать должное, что удивить итальянцам удалось чем! В обычную по габаритам кабину они умудрились интегрировать не только широченный спальник над приборной панелью автомобиля и почти нормальный по размерам стол, но и умывальник, мини кухню с плитой, микроволновой печью и холодильником, и душевую. Расположили это вдоль задней стенки, а на месте пассажирского сиденья поставили беговую дорожку. Такая мелочь, как телевизор, стереосистема и суперкомфортабельное кресло водителя — даже не обсуждается. Рабочая зона водителя — как в престижнейших легковых автомобилях, а вспомогательных систем безопасности и связи столько, что хоть в космос.
Каждый из посетителей интересовался системой слива, не отдавая себе отчет, что прежде, чем помыться в душе или умыться над раковиной, надо закачать воду в резервуар для воды. Некоторые посетители наивно полагали, что слив происходит прямо на улицу, как в поезде. Для него (слива) тоже нужен резервуар, поэтому сливная система (как и наливная) может быть только накопительной с обязательным обогревом на случай отрицательной температуры (привет генераторам и аккумуляторам). Такие системы давно и повсеместно используются в автодомах и кэмперах, но для их обслуживания в Европе и Америке существует целая сеть стоянок, где можно залить воду и слить из накопительных емкостей отработку, подключиться к источнику тока. Прежде чем внедрить в производство водопользование на тягаче, сначала необходимо создать структуру при стоянках грузовиков для ее обслуживания. Все это возможно, но не у нас, где нормальных, с точки зрения западного обывателя, стоянок просто нет. Да и вообще идея с дополнительной гидроизоляцией, вентиляцией и прочей «-ей» в ограниченном объеме кабины мне не нравится — дорого это и затратно по обслуживанию. Но не сама идея мыться в дороге! Кстати, забыли про унитаз — не порядок! Про беговую дорожку в кабине вообще писать не буду — всегда советую водителям останавливаться каждые 2 часа для разминки чресел.
Так вот, то, что было выставлено на стенде КАМАЗ с бесформенными фальшпанелями — никакого отношения к будущей камазовской кабине 20-го года не имеет. Если кабина и будет, то в ее основе запланирован каркас от Actros (говорят — 4-го, не исключаю — 3-го): интерьер будет самый обычный, а экстерьер — еще никто не знает какой. Своего — ничего! Так же, как и у большинства грузовиков на татарском стенде: кабина Axor, двигатель, как и мосты — Mercedes, коробка передач — ZF, тормозная система — импортная, рулевая — тоже. Господа, а где же собственные разработки? А еще, где корейская кабина DMEC, в которую вбухали деньги и которую показали пару раз несколько лет назад! Где КАМАЗ с НТЦ (научно-технический центр): отечественная мысль, идеи и технологии? «Эффективный» менеджмент и сырьевая экономика превратила это все в пыль. Зато господин «ОАО «КАМАЗ» требует многомиллиардного субсидирования для создания самоуправляемого грузовика (неужели опять Мерседес подкинет технологии). Это для наших-то дорог! Если рекламу челнинцам будет делать самый дорогой режиссер страны, Бондарчук Федор, как это планируется, то электорат поверит в камазовские чудеса. Только вот хватит ли у перевозчиков денег оплачивать «пир во время чумы»?
ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ...
Намного скромнее татарского стенда была экспозиция ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (МБТВ). Расположилось (общество) напротив, и на фоне ОАО «КАМАЗ» с немецкими кабинами и трансмиссией, понимаешь, что это как раз тот случай, когда донор узлов и агрегатов выглядит бледнее пациента-реципиента. У МБТВ нет госсубсидий, поэтому приходится экономить, учитывая, что акции ОАО «КАМАЗ», купленные немцами на пике их стоимости перед кризисом 2008 г., ничего, кроме убытков, не приносили, не приносят и не принесут.
Отношения между татарами и немцами со стороны похожи на очень своеобразную любовь: одна сторона не платит и требует, другая морщится, молчит и дает. Периодически задаюсь вопросом — зачем «козе баян»? Козой в данном контексте выступает Мерседес. Вариантов ответов много, но сейчас не об этом... Следствием таких отношений стало то, что на дорогах страны разъезжают грузовики Мерседес Аксор с эмблемой КАМАЗа. В машине КАМАЗ-5490 доморощенное — только рама (покрышки). Остальное или немецкое, или по лицензии немцев. А что, извините, остается продавать немцам на этом рынке — Actros? Но Актрос 4-го поколения только планируют начать продавать в РФ с 16-го года, а продаж 3-го почти не видно. А если вдруг случится такое, что итальянцы из дизайнерского бюро сделают кабину на раме последнего, 4-го, Актрос, то получится так, что на рынке окажутся два одинаковых шасси Актрос с разными панелями кабины и эмблемами. Возможно, что и панели окажутся актросовскими. Даже с учетом того, что к этому времени появится 5-й Актрос, на наш рынок он попадет в лучшем случае через пару лет.
Интересно, к этому времени КАМАЗ дискредитирует Мерседес, или последний подтянет «татарина» до своего уровня (пахнет сенсацией — КАМАЗ не хуже Мерседес). И тогда получится, что, посадив ОАО «КАМАЗ» на технологическую иглу, немцы, владея на сегодняшний день 15-ю процентами акций, просто сделают предложение, от которого челнинцам будет тяжело отказаться.
КУПЦЫ НА ЯРМАРКЕ
Мерседес представил магистральный тягач Actros 1848 LS мощностью 480 л.с. Евро-6 для международных перевозок: люксовая кабина GigaSpace, комфортабельные сиденья водителя с функцией массажа, автоматический климат-контроль, холодильник, CD с Bluetooth. Машина укомплектована КП Mercedes PowerShift 3 с автоматическим переключением, полным пакетом аэродинамических спойлеров и топливными баками на 1110 л. В оборудование включены биксеноновые фары, ретардер, система стабилизации курсовой устойчивости.
Стенд компании «Группа ГАЗ» выглядел лучше камазовского не только дизайном, обилием света и меньшей площадью, но и экспонатами. Наконец-то к дебютировавшему несколько лет назад шасси появился цельнометаллический фургон Газель Некст (принципиально не буду писать «Некст» английскими буквами) и рычаг переключения КП на приборной панели. Очевидно, что западные производители не разносят во времени такие вещи при создании новых моделей, но понятно, почему газовцы пошли на это — лишний информационный повод. На мой традиционный вопрос о будущем переднего привода на Газелях, стендист ответил коротко — никогда! Потом, разглядев еще один немой вопрос на моем лице, добавил, что в таком случае Газель будет дороже иномарок с таким же приводом.
Что касается про ГАЗон Некст и Урал Некст с кабинами от Газель Некст, то в предыдущем номере журнала я писал об этих машинах и о своих смутных сомнениях о целесообразности установки легких кабин на тяжелые машины. С этими же мыслями пристал к газовцам на стенде. Меня заверили, что кабина Некст для Урала прошла все сертификационные испытания на Дмитровском полигоне и соответствует всем стандартам безопасности. Оказывается, ее усилили где-то внизу. Интересно, а какое влияние это усиление оказывает на крышу и оконные стойки при перевороте автомобиля? Сомнения остались... И на традиционный вопрос о пневмоподвеске для Газона Некст получил позитивный ответ — планируется, наконец-то, как только обкатают пневмоподвеску на автобусе Вектор-3. Неужели!
Газовский стенд оставил благоприятное впечатление действительно новыми машинами и действительно своими, а не замаскированными под свои, разработками. Без лишнего пафоса ребята показали, что работают и адекватно понимают экономические реалии.
С выпуском цельнометаллических автомобилей «Группа ГАЗ» впервые выходит в сегмент фургонов с объемом кузова более 13 куб. м, в котором ранее были представлены только иностранные производители. Как заявляют в официальных документах компании, цена автомобиля — на 25-50% ниже стоимости иностранных конкурентов, а стоимость технического обслуживания, запасных частей и расходных материалов — меньше в полтора и более раза. Для создания нового фургона использовано шасси бортового автомобиля «ГАЗель Некст», который производится с 2013 года. В автомобиле впервые применен дистанционный привод КП, который размещен на приборной панели. Применение нового пластикового топливного бака, объем которого вырос до 80 литров, позволило увеличить запас хода на одной заправке. Модернизированная задняя подвеска, включающая в себя новый подрессорник и современные амортизаторы Mando с измененной схемой крепления обеспечивает повышенную устойчивость на дорогах и плавность хода. Внедренные в раму верхний и нижний усилители позволили повысить прочность конструкции всего автомобиля.
Фургоны и микроавтобусы «ГАЗель Некст» будут комплектоваться китайскими дизельными двигателями Cummins ISF 2,8 и отечественными бензиновыми двигателями Evotech 2,7.
Грузопассажирский фургон-комби «ГАЗель Некст» позволяет перевозить семь человек и 9,5 куб. м груза и объединяет в себе преимущества грузового автомобиля и комфортабельного микроавтобуса. Уже в базовой комплектации установлен предпусковой подогреватель-догреватель Webasto.
Автобус малого класса «Вектор Некст», сделанный на шасси ГАЗона, рассчитан на транспортировку от 43 до 53 человек и имеет пневмоподвеску заднего моста. Разработка выполнена на основе модульной конструкции, что позволяет в дальнейшем производить на ее базе автобусы разной размерности, сокращая время и ресурсы на создание и организацию производства всего модельного ряда.
Автобус малого класса для городских и пригородных перевозок «Вектор-3» на шасси ISUZU имеет трехрядную планировку пассажирского салона. Ширина кузова составляет 196 см. Машина рассчитана на транспортировку 33 пассажиров, включая 20 посадочных мест. Автобус оснащается двигателем мощностью 123 л.с. экологического стандарта Евро-4 и механической коробкой передач ISUZU. Mежсервисный интервал обслуживания — 15 тыc. км. В качестве дополнительных опций возможна установка видеорегистратора наружного и внутреннего наблюдения, цифрового тахографа, ГЛОНАСС/GPS, кондиционера, аудиосистемы, противотуманных фар, тонированных стеклопакетов, различных вариантов пассажирских кресел, окраска кузова в цвет металлик и пр.
Седельный тягач «ГАЗон Некст». За счет применения прицепного устройства и изменения конструкции грузоподъемность тягача увеличена по сравнению с базовой моделью «ГАЗона Некст» в два раза и составляет 10 тонн. Для обеспечения необходимых тягово-динамических свойств автомобиля с увеличенной полной массой крутящий момент двигателя ЯМЗ-534 увеличен до 780 Н·м. Это потребовало также увеличения мощности охлаждающей системы, усиления коробки передач и ведущего моста. Использование пневматической задней подвески позволило повысить плавность хода, а применение пневмогидроусилителя привода сцепления — снизить усилие на педаль сцепления.
На выставке седельный тягач демонстрировался с полуприцепом с объемом кузова 50 куб. м., однако в дальнейшем существует возможность увеличения объема до 80 куб. м.
«Группа ГАЗ» представила рядный 4-цилиндровый дизельный двигатель семейства ЯМЗ-530 экологического стандарта Евро-5 номинальной мощностью 150 л.с. и крутящим моментом 490 Н·м. при 2300 об/мин. Двигатель ЯМЗ-53443 предназначен для установки на перспективные среднетоннажные автомобили «ГАЗон Некст».
Конструктивно новые 4-цилиндровые двигатели ЯМЗ-530 максимально унифицированы с аналогами Евро-4. Для достижения экологического уровня Евро-5 проведены работы по совершенствованию рабочего процесса, оптимизации системы охлаждения, а также установлены система EGR (рециркуляции отработавших газов) и каталитический нейтрализатор; топливная аппаратура с повышенной энергией впрыска до 2000 бар. В состав модернизированной топливоподающей системы Евро-5 включен новый топливоподающий насос, разработанный специалистами Ярославского завода дизельной аппаратуры.
«Автодом», построенный на шасси двухрядной «ГАЗели Некст», имеет выдвижную боковую секцию. Это решение позволяет обеспечить большой объем жизненного пространства. Предназначенный для перевозки и отдыха семи человек, автомобиль оборудован кондиционером, газовым обогревом, туалетной комнатой с биотуалетом, умывальником, душевой кабиной, газовой плитой с вытяжкой, холодильником, микроволновой печью. Двойное пластиковое остекление позволяет сохранять температуру во время поездок в холодное время года. За счет большого жизненного пространства в автомобиле удалось создать полноценную спальню, кухню и столовую зону со всей необходимой мебелью. Откидной тент, идущий по всей длине автомобиля, дает пассажирам надежную защиту от солнца и дождя.
«Группа ГАЗ» представила обновленный логотип бренда ГАЗ для легких и среднетоннажных коммерческих автомобилей семейства Некст. С исключением графических элементов — зубцов стены, аббревиатуры ГАЗ и разбивавшей знак на две части горизонтальной полосы, на передний план выходит исторический бренд-персонаж ГАЗа — «Бегущий олень». Кроме того, компания приняла стратегическое решение о распространении бренда ГАЗ на автобусную линейку предприятий, входящих в «Группу ГАЗ»: «Бегущий олень» станет символом новых моделей Павловского, Ликинского и Курганского автобусных заводов.
Зерновоз Scania P CB6x4EHZ. Автомобиль построен на основе усиленного шасси Scania P 400, которое оснащено двигателем мощностью 400 л.с. стандарта Евро-4. Колесная формула — 6х4, рессоры повышенной прочности. Широкая колесная база (5100 мм) делает грузовик более устойчивым в движении и на поворотах.
В стандартной комплектации зерновозы Scania P 400 6х4 оборудованы надстройками отечественного и иностранного производства, общий объем автопоездов варьируется от 60 до 70 куб. м и рассчитан на перевозку зерна и сыпучих грузов массой до 55 тонн. Автопоезда представлены в бортовой и самосвальной комплектации. Для перевозки зерновых кузов оснащен уплотнителями, что обеспечивает сохранность сыпучих грузов. Задний борт оснащен распашными воротами для погрузки паллет.
Коммерческое подразделение Fiat Professional показало российской публике новый «каблучок» Doblo. Эта модель начала выпускаться еще в 2009 году, а в начале 2015 пережила рестайлинг. В Москву приехал цельнометаллический фургон с объемом отсека 5 кубометров, способный перевозить тонну груза, и пятиместный пассажирский вариант. Машины получат бензиновые и дизельные турбомоторы объемом от 1,3 до 2,0 литра. В качестве базовой трансмиссии будет предлагаться роботизированная, но под заказ можно приобрести и машину с «механикой».
Худшая динамика продаж на российском рынке за первую половину 2015 г. — у МАЗа — на 84%, до 600 автомобилей. Для сравнения: доля техники МАЗ (полной массой 14-40 тонн), продаваемой на российском рынке, в первом полугодии 2014 года составляла 10,4%, в аналогичный период 2013 года — 8%, 2012-го — 13,1%, 2011-го — 12,3%, 2010-го — 8,4%, 2009-го — 4,2%. Таким образом, в этом году МАЗ установил своеобразный антирекорд по присутствию на ключевом для него российском рынке.
Еще больший обвал произошел у МАЗа в нише автомобилей с полной массой 8-14 тонн. Если в первом полугодии прошлого года белорусский производитель контролировал 18% российского рынка среднетоннажников, то в этом году у него осталось всего 5,9%. Долю белорусов на уменьшающемся рынке отняли «Соллерс» и обогнавший белорусов КАМАЗ. К тому же, челнинцы создают новую серию рядных моторов совместно с фирмой Liebherr. Двигатели мощностью свыше 500 л.с. планируют устанавливать на тяжелые военные многоосные шасси, разрабатываемые на КАМАЗе. Похоже, МЗКТ скоро окажется вне игры. Привет братской экономике!
На этот раз на выставке было на удивление мало китайских производителей. Единственный бренд из поднебесной, который всеми силами пытается демонстрировать «хорошую мину при плохой игре» — Dongfeng. Стенд — на уровне европейских! Но, похоже, китайские бренды в общем падают на кризисном рынке быстрее европейских. Самый большой минус, который сдерживает китайские машины на российском рынке грузовиков — сервис. Пока сервисные станции не будут первоочередной задачей — так и будут грузовики из Поднебесной в арьергарде статистики продаж. Кто-то делает выводы, и о них мы расскажем в следующем номере журнала.
В интересное время мы живем! Такое, что даже о будущей грузовой выставке Комтранс приходится говорить с осторожным оптимизмом. Впереди два года, которые или смогут перевернуть экономику (непонятно — куда) или заморозить ее на нынешнем уровне. Даже не знаешь — что лучше.