Поднебесная показала будущее
Если говорить о современных тенденциях автомобильной промышленности КНР, то здесь можно отметить введение новых экологических норм China-4 (полное подобие стандарту Евро-4), а также повальное увлечение моторами, работающими на сжиженном природном газе.
Отмечая огромный потенциал китайского автомобильного рынка, присмотримся к прогнозам продаж на 2014 год, сделанным местными аналитиками. Экономика Поднебесной уже давно интегрировалась в глобальный рынок и, конечно, ощущает влияние таких недавних негативных явлений, как долговые кризисы в еврозоне, падение объемов международной торговли, возросшую конкуренцию и экономическую нестабильность в мире. Но вместе с тем Китай активно развивает свой внутренний спрос.
Автомобильные аналитики с оптимизмом смотрят на перспективы продаж тяжелых грузовиков на китайском рынке в предстоящем году. Благоприятные факторы включают в себя следующие аспекты. Во-первых, цикл обновления тяжелых грузовиков в КНР, как правило, составляет 3-5 лет. Период 2009-2010 годов был рекордным, поэтому в 2014 году ожидается высокий спрос из-за обновления старых «стальных коней» местными автоперевозчиками. Во-вторых, проблемы экологии, из-за которых руководство большинства мегаполисов заставляет транспортников заменять «грязные» автомобили. Введение новых экологических норм для двигателей здесь уже упоминалось. В-третьих, правительство КНР планирует серьезные инвестиции в строительство автомобильных и железных дорог. Это должно положительно сказаться на спросе на грузовики строительного назначения. В-четвертых, отмечается рост внутренней логистики: сегодня в Китае все требуют доставлять грузы «точно в срок» и транспортники, которые используют старые грузовики, очень рискуют попасть на большие штрафы и потерю заказчиков.
Таким образом, спрос на машины в КНР будет неплохим. Оценивая объем продаж в этом году в КНР, руководство компании Shaanxi Automobile Group довольно скромно озвучивает цифры от 720 000 до 800 000 автомобилей. Ну а генеральный менеджер Dongfeng Commercial Vehicle Co, Ltd Хуан Ганн делает более оптимистичный прогноз и видит общий объем рынка в 1 миллион тяжелых грузовиков. В любом случае эти цифры просто огромны, и их будет осваивать китайский автопром. Поэтому данный обзор посвящен тем новинкам, с которыми китайская автомобильная промышленность готовится встречать 2014 год.
FAW
Крупнейший китайский автопроизводитель — промышленная группа FAW Jiefang Qingdao Automobile Co., Ltd — собирается оснащать все свои серийные модели двигателями экологического уровня China-4. Эти моторы имеют топливную систему Common Rail, а очистка выхлопных может происходить как с применением нейтрализующей системы SCR (добавление жидкости AdBlue), так и с помощью безмочевинной технологии EGR (рециркуляция выхлопных газов).
Из новинок, которые поступят на конвейер в 2014-м году, стоит упомянуть будущий флагманский модельный ряд V-Series. Грузовики этой серии получат новые двигатели WXDEW, Weichai или Deutz Dalian, выполняющий нормы стандарта China-4 при помощи системы каталитической нейтрализации выхлопа (SCR), в опциях трансмиссий останутся существующий набор коробок передач с добавлением «автомата». Кабина серии «V» станет более просторной и комфортной. Еще одна особенность — грузовые автомобили V-Series будут обладать меньшей снаряженной массой, чем их предшественники. Улучшенная аэродинамика и эффективные узлы привода помогут снизить расход топлива по сравнению с предшественником примерно на 5%. Во флагманской модели V-Series есть вариант кабины с плоским полом, больший по размеру солнцезащитный козырек, светодиодная оптика и увеличенные зеркала заднего вида с электроприводом. Нижний бампер — трехсекционный, что облегчает сервисное обслуживание.
В конце прошлого года состоялась презентация третьего поколения легких грузовиков F330, созданных совместным предприятием FAW-GM Light Duty Commercial Vehicle. Новинка будет выпускаться в разных модификациях с грузоподъемностью 1,5, 2 и 3 тонны. К основным преимуществам совместного продукта можно отнести тщательно продуманную конструкцию, над которой инженеры трудились три года, и соответствие коммерческого автомобиля производственным стандартам США и корпорации General Motors в частности. FAW-GM F330 будет оснащаться 4-цилиндровым 16-клапанным 3-литровым двигателем Deutz 4DD3.0 с максимальной мощностью 150 л.с. и механической шестиступенчатой коробкой передач. Компактный и эффективный европейский мотор полностью выполняет требования экологического стандарта China-4, а также может быть усовершенствован до уровня Евро-5 и даже Евро-6. Для менее требовательного покупателя предусмотрен бюджетный отечественный двигатель Xichai 4DX23 и 5-ступенчатая механическая коробка передач ZQCAS5-20. В оснащение китайского элитного легкого грузовика также входят трехместная просторная кабина, регулируемый руль, электрические стеклоподъемники, круиз-контроль, пластиковый топливный бак объемом 200 л, задний мост со стабилизатором поперечной устойчивости и тормозная система с пневмоприводом и функцией ABS.
CNHTC
Китайская национальная корпорация CNHTC (China National Heavy Duty Truck Group Co., Ltd.) начала серийное производство новой серии тяжелых грузовиков Howo-T7H. Грузовой автомобиль SINOTRUK Howo-T7H является улучшенным вариантом предыдущей серии Howo-A7. Новинка будет оснащаться 11-литровым двигателем MC11 мощностью от 270 до 460 л.с. Моторы, оборудованные топливной системой Common Rail от компании Bosch, выполняют требования экологических стандартов China-4 и Евро-5. В качестве трансмиссий будут применяться 10-скоростные механические КПП, а также 16-ступенчатая автоматизированная коробка передач SmartShift-AMT, созданная по лицензии компании WABCO. Комфортабельная кабина с четырехточечной пневмоподвеской заимствована от предшествующей модели Howo-А7. Но внутри конструкторы внесли ряд улучшений, которые позволили ее сделать более удобной для водителей-дальнобойщиков.
Компания CNHTC планирует выпускать грузовики Howo-T7H с колесной формулой 4х2, 6х2, 6х4 и 8х4. На базе запускаемого в серию модельного ряда будут выпускаться седельные тягачи, самосвалы, бортовые грузовики, шасси под фургоны, автобетоносмесители, а также спецтехника. Благодаря сотрудничеству с немецким автопроизводителем, китайские грузовики стали экономичнее на 5-9%, надежнее и безопаснее (кабины серии T7H прошли полный цикл испытаний и полностью отвечают требованиям европейского стандарта безопасности ECE R29).
Да, мановские технологии помогают, но для уточнения надо заметить, что помощь концерна MAN была вызвана тем обстоятельством, что стремясь расширить географию своего присутствия на перспективном китайском рынке, немцы купили 25% акций в СП Sinotruk. После этого мюнхенцы передали китайцам лицензию на производство модели MAN TGA, включая кабину, двигатели, шасси и мосты, а также приняли активное участие в разработке совместной модели грузовика, предназначенного для китайских автоперевозчиков. Первым плодом этого сотрудничества стал грузовик Howo-A7, но кабина машины напоминала до боли знакомый силуэт Volvo FH, а не MAN TGA. Почему так произошло? Ответ оказался прост: до дружбы с MAN у фирмы Sinotruk было совместное предприятие с компанией Volvo Trucks. В тот период шведы передали китайцам лицензию на производство старой кабины Volvo FH. Поэтому и появился на свет грузовой автомобиль Howo-A7 с узлами привода MAN и кабиной от Volvo с дизайнерскими доработками знаменитого итальянского бюро Giugiaro Design.
В конце прошлого года вместе с модельным рядом Howo-T7H стартовало серийное производство диапазона Howo-T5G. Эта серия полностью разрабатывалась совместно с корпорацией MAN. Помимо европейской кабины MAN TGA, шасси новинки, а также основные узлы выполнены по немецким лицензиям и технологиям. Модельный ряд Howo-T5G будет включать автомобили полной массой от 12 до 31 тонны. Машины оснащаются двигателями MC05, MC07 объемом 4,58 и 6,87 л максимальной мощностью до 340 л.с. и 10-ступенчатой механической коробкой передач. Корпус из алюминиевого сплава позволяет снизить массу узла на 90 кг по сравнению с обычными КПП. Применение пневмоподвески компании Хендриксон привело к уменьшению веса машины примерно на 200 кг по сравнению с рессорным аналогом. Кроме этого, грузовики серии Howo-T5G имеют дисковые тормоза, гидроусилитель руля ZF, фильтры Mann-Hummel и тормозную систему WABCO. Продавать новые машины совместного китайско-немецкого предприятия будут в странах Азии, Африки, Латинской Америки и России.
В середине декабря 2013 года корпорация CNHTC анонсировала ребрендинг своих модельных рядов: теперь тяжелые и среднетоннажные грузовики будут производиться под именами Sitrak, Howo, Honhan и STR. Новое поколение серии грузовиков Prince, относящееся к ветке STR (ex-Styer), также было впервые показано в конце прошлого года.
DONGFENG
Один из самых конкурентоспособных и известных на мировом рынке китайских производителей грузовых автомобилей — компания Dongfeng Commercial Vehicle (DFCV) — начинает выпускать новый тяжелый флагман Tianlong Qijian. Магистральный тягач предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 40 тонн.
Автомобиль комплектуется новой комфортабельной кабиной с плоским полом и увеличенным внутренним объемом, 13-литровым двигателем Dongfeng Cummins ISZ 480-41 мощностью 480 л.с. (хотя возможны варианты с 450 или 525 л.с.), который выполняет требования экологического стандарта China-4. Мотор агрегатируется с 12-ступенчатой автоматической коробкой передач ZF 12AS 2540. Также в оснащение новинки входят электронные системы управления и анализа данных в реальном времени, современные системы безопасности и новейшие лицензионные мосты Dongfeng DANA 485. Максимальная скорость флагмана достигает 110 км/ч. Как утверждают китайские специалисты, новый грузовик будет довольно эффективным транспортным средством, так как его отличает сравнительно низкий расход топлива. Стоит добавить, что уровень пассивной безопасности нового грузовика очень высок, ведь он прошел все испытания и получил европейский сертификат.
Интересными можно назвать среднетоннажные грузовики серии Dongfeng Shenyu, разработанные филиалом Dongfeng Industrial co. ltd. Автомобили выглядят довольно современно и привлекательно благодаря новейшей «коробчатой» кабине модели Т702. Хотя в этой кабине полностью отсутствуют обтекаемые аэродинамические формы, но к преимуществам конструкции можно отнести большое внутреннее пространство (2006х2390х1952мм) и широкие двери, обеспечивающие удобный вход и выход водителя. Машины этой серии имеют полную массу 6,5 тонн, оснащаются двигателем Cummins EQ5160TDPJ мощностью 160 л.с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач.
Еще один филиал — фирма Dongfeng Liuzhou Motor Co., Ltd — начинает продажи своего нового магистрального тягача модели Balong M7C. Автомобиль предназначен для работы в составе автопоезда полной массой 40 тонн. Balong M7C оснащается 9,5-литровым двигателем Dongfeng Cummins ISL 9.5L (China-4) мощностью 380 л.с., который агрегатируется с 13-ступенчатой механической коробкой передач. Тягач, хотя и проектировался на основе предыдущей модели, в итоге получил совершенно новое шасси и полностью перепроектированную кабину. Уделив повышенное внимание безопасности машины, китайские автопроизводители сумели создать транспортное средство, которое получило немецкий сертификат TUV.
В этой же компании разработали капотный седельный тягач модели LZ 4230G2CA (6x2). Грузовик комплектуется двигателем Weichai WP10.310Е41 мощностью 310 л.с., 9-ступенчатой механической коробкой передач, двумя 10- и одним 5-тонным мостами, а также тормозной системой ABS от WABCO. Капотная компоновка, как известно, имеет ряд преимуществ перед бескапотниками: ровный пол внутри кабины, улучшенная пассивная безопасность водителя, а также улучшенная ремонтопригодность машины. Именно на эти достоинства и рассчитывает автопроизводитель. И, как утверждают аналитики, капотные грузовики пользуются спросом у перевозчиков табака и нефтепродуктов. Но все же сегодня доля «носатых» машин на китайском автомобильном рынке не превышает 5%.
SHAANXI
Самыми популярными моделями компании Shaanxi Automobile Group стали грузовики недавно запущенного в серийное производство модельного ряда Shaanxi M3000. Машины оснащаются лицензионной кабиной MAN, немецкими ведущими мостами, двигателем Weichai WP10.340Е32 мощностью 336 л.с., выполняющим требования экологического стандарта China-4, и 12-ступенчатой механической коробкой передач Fast 12JSD 160TA. Благодаря внедрению в конструкцию новых технических решений, а также использованию деталей и узлов, выполненных из легких алюминиевых сплавов, удалось снизить массу автомобиля. В результате двухосный седельный тягач M3000 обладает снаряженной массой в 7,65 тонны, что заметно ниже, чем у сопоставимого аналога модели F3000.
JAC
Компания Jianghuai Automobile Co Ltd (JAC Motors) недавно представляла новую серию грузовиков с очень запоминающейся кабиной с эффектной решеткой радиатора. Трехосный тягач комплектуется 12,4-литровым двигателем MaxxForce мощностью 430 л.с., выполняющим экологические нормы China-4. Мотор от американской корпорации Navistar агрегатируется с 9-ступенчатой механической трансмиссией 9JS135A. Расход топлива не превышает 36 литров на 100 км пути. Снаряженная масса грузового автомобиля составляет 8800 кг, а максимальная скорость транспортного средства достигает 110 км/ч.
NAVECO
Компания Naveco, совместное предприятие с известным итальянским автопроизводителем, в конце прошлого года показала новый среднетоннажный развозной автомобиль модели С 500. Грузовик полной массой 7,5 тонн оснащается 3,76-литровым двигателем Cummins ISF 3.8s4141 мощностью 140 л.с. при 2600 об/мин. Мотор агрегатируется с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Грузоподъемность машины составляет 4490 кг. Объем изотермического кузова не превышает 17,7 м³. Максимальная скорость транспортного средства достигает 105 км/ч.
FOTON
Совместное предприятие Foton Daimler Automotive Co., Ltd. (BFDA) продвигает свой новый флагман Foton Auman GTL. Автомобиль стал первым китайским грузовым автомобилем, полностью отвечающим современным требованиям безопасности и международным экологическим стандартам. В его оснащение входят пневматическая подвеска, двигатели уровня Евро-4 или Евро-5, надежные детали и узлы импортного производства, подобные тем, которые сегодня используются в американских и европейских грузовиках. Специалисты корпорации Daimler AG приняли активное участие в разработке и проектировании новинки, включая силовой агрегат. Но в данный момент машины серии Auman GTL комплектуются двигателями Cummins, которые начали выпускать в конце 2013 года на совместном предприятии компаний Foton и Cummins в Пекине. Силовые агрегаты — мощностью 310 и 340 л.с.
Надо отметить, что в планах СП Foton Daimler существует проект по строительству моторного завода, на котором по лицензии будут делать двигатель Mercedes-Benz OM457 мощностью 490 л.с., отвечающий экологическим требованиям Евро-5. Предполагалось, что предприятие начнет выпускать моторы уже в этом году, но немецкие специалисты, известные своей педантичностью, столкнулись с неожиданными трудностями — технологической отсталостью автомобильной промышленности КНР. Моторостроители Daimler пока что не могут найти нужных поставщиков качественных компонентов и деталей для производства двигателей OM457. Дело затягивается, и планы по запуску моторного завода срываются. Поэтому в данный момент машины Auman GTL для внутреннего рынка комплектуются двигателями Cummins. Экспортный же вариант грузовика получает родные Mercedes-Benz OM 457, изготовленные в Мангейме.
Здесь бы уместно спросить, почему корпорация Cummins начала совместный проект с компанией Foton, активно работающей с немцами? Ведь в КНР уже существуют моторные СП «Dongfeng Cummins» и «Xi’an Cummins». Вероятно, это произошло потому, что компания SHACMAN — китайский участник СП «Xi’an Cummins» — потерпела неудачу при попытке начать производство серии 11-литровых двигателей Cummins M11 по причине плохого качества. К тому же китайский моторостроитель Weichai активизировал свои контакты с SHACMAN. Поскольку производство двигателей на СП «Xi’an Cummins» очень ограничено, то американцы решились попробовать войти в совместный проект с Foton, наладив производство моторов Cummins для тяжелых грузовиков.
Интересную новинку показала компания Foton в декабре 2013 года на небольшой выставке коммерческого транспорта в г. Ухань. Ей стал микроавтобус, превращенный в развозной минихолодильник. Автомобиль предназначен для доставки охлажденных и замороженных продуктов питания внутри больших городов, где очень ценятся компактные и малотоннажные транспортные средства. 3,5-тонная машина под названием View и индексом BJ486EQV4 оборудована 135-сильным двигателем и пятиступенчатой механической коробкой передач. Кабина рассчитана на комфортное размещение двух человек. Термоизолированный кузов, встроенный в кузов стандартного миниавтобуса, имеет внутренний объем 9 м³. Минимальная температура охлаждения внутри рефрижератора не превышает -20°С. Предельная скорость развозного минихолодильника составляет 135 км/ч.
Перспективная для КНР «газовая» тема не прошла незамеченной для компании Foton. Отвечая на запросы автоперевозчиков, китайский автопроизводитель разработал трехосный седельный тягач модели ETX-2490 (6x2) LNG, предназначенный для работы в составе автопоезда полной массой 37,7 т. Грузовик оборудован 11,6-литровым двигателем Weichai WP12NG350E40 мощностью 350 л.с. и 12-ступенчатой механической коробкой передач. За кабиной на раме смонтированы два топливных бака для сжиженного газа объемом по 500 литров каждый.
TRI-RING
Небольшая по китайским меркам компания Tri-Ring Group Corporation уделяет пристальное внимание грузовым автомобилям с газовыми моторами. Новинкой фирмы стал седельный тягач Т360 (6x4), предназначенный для работы в составе 40-тонного автопоезда. Машина комплектуется газовым двигателем Yuchai YC6MK375N-40 мощностью 375 л.с., выполняющим требования стандарта China-5. Мотор, работающий на сжиженном газе, агрегатируется с 12-ступенчатой механической коробкой передач. Для совершения длительных прогонов в тягаче установлены два газовых топливных бака объемом по 450 литров каждый. Они размещены на раме позади кабины.
Тут надо добавить, что тенденция к применению натурального природного газа в качестве топлива для китайских грузовиков уже приобрела характер эпидемии. Практически все автопроизводители сегодня предлагают автоперевозчикам различные приводы на газомоторном топливе. Это позволяет решить проблему чистоты выхлопа, так как газовый двигатель по всем экологическим параметрам легко выполняет требования стандарта Евро-5. Кроме этого, важным фактором стала экономичность, так как цена на природный газ значительно ниже стоимости дизтоплива. И, конечно, вспомним, что метан не токсичен и не канцерогенен. Продажи газовых грузовиков растут год от года, и китайские аналитики рынка уже прогнозируют в 2014 году продажи газовых грузовиков на уровне 40 000 единиц.
Правительство КНР отмечает важность применения сжиженного природного газа и способствует распространению этого вида топлива. В подтверждение этих слов можно привести информацию о том, что в начале января в провинции Внутренняя Монголия китайская государственная компания PetroChina Kulun Huayou Natural Gas Co. объявила о запуске в производство крупнейшего в мире комплекса по сжижению натурального природного газа. Предприятие в Вухайе будет ежегодно сжижать до 1,5 миллиардов кубометров натурального газа в 250 000 тонн сжиженного газового топлива. Общие инвестиции в этот проект превысили 4,7 млрд юаней.
Конечно, автопром КНР еще далек от уровня европейских и американских автопроизводителей, но китайские компании из года в год стараются развиваться и повышать свой технологический уровень.