Антимонопольное расследование — первые итоги

Пятилетнее расследование установило осуществляющиеся в течение 14 лет нарушения законов путем ценового сговора и создание помех при переходе на более строгие правила в отношении выбросов. Комиссия наложила рекордный штраф в размере €2 926 499 000. MAN не был оштрафован за то, что он рассказал комиссии о картельном сговоре. Все компании признали свою причастность и согласились уладить дело.
Выявленное Европейской комиссией по конкуренции нарушение охватывает период с 1997 г. по 2011 г., когда Комиссия проводила внезапные проверки фирм. В период с 1997 г. по 2004 г. время от времени проводились встречи на уровне менеджеров высшего звена в кулуарах выставок или других мероприятий. Они были дополнены телефонными разговорами. Начиная с 2004 г., картель был организован с помощью немецких дочерних производителей грузовиков с обменом информацией, как правило, в электронном виде.
Комиссией был выявлен сговор по координации сроков введения экологических стандартов от Евро-3 до Евро-6 и масштабов затрат на технологии понижения токсичности выбросов, соответствующих новым экологическим правилам. Сговор не был направлен на предотвращение или манипулирование соответствия новым нормам выбросов.
В рамках этого расследования были также открыты отдельные разбирательства в отношении компании Scania. Вынесенное решение не распространяется на Scania и поэтому расследование для этой компании будет продолжаться в соответствии со стандартной процедурой.
Scania оспорила мнение Комиссии о том, что компания заключила общеевропейское соглашение с другими производителями в отношении ценообразования. Scania также заявила, что не задерживала внедрение двигателей с новыми экологическими стандартами.
Тем не менее, компания Scania сообщила, что в свете последних событий в ходе расследования, а также в соответствии с надлежащими принципами бухгалтерского учета и разумного подхода, компания внесет 3,8 млрд шведских крон ($441 млн) для обеспечения покрытия возможных штрафов.
При установлении размера штрафов для MAN, Volvo/Renault, Daimler, Iveco и DAF Комиссия приняла во внимание продажи соответствующих компаний средних и тяжелых грузовиков в Европейской экономической зоне (ЕЕА), а также серьезный характер нарушения, высокую совокупную рыночную долю компаний, географический охват и продолжительность картельного сговора.
Согласно Leniency Notice (уведомление о снисхождении) MAN получил полный иммунитет и тем самым избежал штрафа в размере около €1,2 млрд. За сотрудничество с расследованием Volvo/Renault, Daimler и Iveco получили сокращение своих штрафов.
Согласно Settlement Notice (расчетного уведомления) Комиссия применила уменьшение на 10% штрафов, наложенных в связи с признанием сторон их участия в картеле и их ответственности в этом отношении.
Производитель |
Штраф, € |
MAN |
0 |
Volvo/Renault |
67 044 800 |
Daimler |
1 008 766 000 |
Iveco |
494 606 000 |
DAF |
752 679 000 |
Всего |
2 926 499 000 |
Статья 101 Договора о функционировании Европейского Союза (TFEU (Treaty on the Functioning of the European Union) и статья 53 Соглашения о ЕЕА запрещает картели и другие ограничительные деловые практики.