ОТХОДНЫЙ БИЗНЕС
Никто спорить не станет — мусор можно вывозить чем угодно и на чем угодно, хоть самосвалами. Только, как говорил сатирик, «дешево и сердито», увы, в нашем случае не получится. Судите сами, если взять за основу сравнения две машины: 20-кубовый самосвал и аналогичного объема мусоровоз, то в кузов первого как раз и войдет 20 кубических метров груза. Что касается мусоровоза, то его кузов хоть и имеет аналогичный объем, но вместить может гораздо больше. А все потому, что в его конструкции имеется спрессовывающий отходы механизм, который уплотняет каждую вновь засыпанную порцию мусора. Причем коэффициент уплотнения, обеспечивающийся установкой, может быть различным. У мусоровозов с бункерами малого объема — 5-7 м³ — коэффициент уплотнения, как правило, не превышает двух. Более мощные машины с кузовами 18-20 м³ уже оснащаются установками, имеющими коэффициент уплотнения мусора 3, 4, а то и 6-кратный. Иными словами, благодаря своим кузовам, оснащенным гидравлическим оборудованием, мусоровозы не перемещают воздух, а транспортируют «сухой остаток».
Разумеется, величина, на которую гидропресс способен уменьшить объем загруженного в кузов мусора, зависит не только от мощности установки, но и плотности мусора. Поэтому нельзя говорить о том, что настроив гидравлическое оборудование на прессование с коэффициентом 6, вы в шесть раз уменьшите содержимое мусороприемника в объеме. Судите сами, в бак с отходами попадают не только картонные коробки, пластиковые бутылки, остатки продуктов питания и прочие легко сжимаемые компоненты, но и отслужившая свой срок различная бытовая техника, элементы интерьера, мебели и даже строительный мусор. Ремонт квартир — процесс непрекращающийся на протяжении всего срока жизни дома. Понятное дело, что выброшенный в бак утюг, микроволновку или кусок оконной рамы спрессовать невозможно. А мусор у нас, как это делается в Европе, никто не сортирует по пакетам: стекло, бумага, остатки пищи и так далее. Все сваливается в один большой пластиковый мешок, который и отправляется в мусорный бак. И чем большего объема этот самый бак, тем крупнее в нем могут находиться предметы. Однако даже в случае погрузки смешанных отходов, в кузов мусоровоза поместится как минимум вдвое больше бытовых отходов, чем в кузов самосвала.
Кстати, если эффективность перевозки мусора зависит от того, насколько мощная гидравлическая установка, то быть может именно от нее и стоит отталкиваться, выбирая спецмашину? Увы, это не совсем правильное решение. Дело в том, что чем сильнее гидравлические цилиндры давят на прессующую плиту, сжимающую мусор, тем большие нагрузки действуют непосредственно на кузов мусоровоза. А это означает, что механизм, работающий на пределе своих технических возможностей, быстрее выйдет из строя, нежели тот, что трудится вполсилы. Причем это справедливо не только по отношению собственно к гидравлическому оборудованию, но и к упомянутому выше кузову коммунальной установки. Последний сварен из отдельных элементов, а слабыми его местами традиционно являются швы. Если они начнут трещать, то мусоровоз придется отправить в ремонт. А обойдется восстановление, увы, в существенно большую сумму, нежели вам выльется простой снятой с линии машины. Иными словами, при выборе мусоровоза необходимо следовать принципу разумной достаточности. Техника с установкой, обеспечивающей коэффициент прессования 3-4, уже гарантирует приемлемую рентабельность перевозки.
ВХОЖДЕНИЕ В БИЗНЕС
Чтобы войти в бизнес, необходимо располагать определенной суммой средств, причем часть из них будет потрачена на приобретение подвижного состава, а часть отложена на его ремонт. Это очень важный момент, так как если мусорные баки, расположенные на обслуживаемом вами объекте, не будут опорожняться в строго установленные временные рамки, то компанию ждут штрафы, и немалые, а также потеря контракта на обслуживание этого объекта. В этом случае одними лишь подсчетами недополученной прибыли не отделаться. А теперь внимание! Именно у таких компаний, которые попробовали свои силы в бизнесе на вывозе мусора, но по каким-либо причинам не «потянули», вы и можете по весьма привлекательной цене купить машины, находящиеся в отличном техническом состоянии. Мусоровозы собираются на шасси дорожных машин, и даже тысячекилометровый перегон техники не станет для вас обременительным. Единственное неудобство, которое может создать некоторые проблемы, — кабины дневного типа. Именно такие, не оборудованные спальниками, «скворечники» и являются для мусоровозов основными. И это вполне разумно, так как транспортировка мусора осуществляется практически всегда на коротком плече.
Чем же порадует предложение новых и бывших в эксплуатации мусоровозов? Посмотрим несколько наиболее интересных вариантов. Например, в московском регионе мы нашли массу предложений по спецмашинам на шасси ЗИЛ. Казалось бы, спецмашины на отечественном шасси — прерогатива менее богатых регионов. Получается, что это не так. И москвичи готовы разумно тратить деньги на приобретение грузовиков. Да и менять их на новые несложно. Цена бывшей в эксплуатации спецтехники весьма и весьма привлекательна, а значит, она может являться отличным подспорьем на старте для новичков. Так, мусоровоз МКМ-2 на шасси ЗИЛ-433362, выпущенный в 2007 году, оценивался всего в 550 000 рублей. При этом за новую машину с вас запросят никак не меньше 1 800 000 рублей. То есть, за семь лет мусоровоз теряет в цене более 50% от первоначальной стоимости. Машина с боковой загрузкой предназначена для работы со стандартными контейнерами и актуальна для эксплуатации даже в больших городах, где не иначе как сбоку контейнер не захватить. Конечно, можно и подкатить бак к подъемному порталу мусоровоза с задней загрузкой, но только при условии, что баки стоят на колесиках и колесики эти все на месте. Увы, но такая радужная картина с емкостями наблюдается только в благополучных районах крупных городов. Как правило, баки находятся в печальном состоянии. Пластиковые часто имеют трещины, а металлические варены-переварены.
Для эксплуатирующей организации шасси с бензиновым мотором выгодно прежде всего тем, что его можно перевести на газ, а точнее — на питание пропан-бутаном. Именно таким образом и поступают перевозчики, желающие сократить свои затраты на топливо. Тем более что за комплект импортного оборудования с установкой с вас запросят в районе 20 000 рублей. Можно, конечно, найти и дешевле. Нам встретились предложения бюджетом и по 18, и по 16 тысяч в российской валюте. Но экономить на ГБО мы не рекомендуем, особенно если речь идет о сердце системы — редукторе. Именно от него и его настройки зависит стабильность работы мотора и, что нельзя забывать, — расход топлива. Газификация машины производится с целью снижения затрат на горючее и более не для чего другого. Еще один важный момент. Установка газобаллонного оборудования и его настройка даже у работников хорошо оснащенной станции займет примерно один рабочий день. Не забудем про приятный для перевозчика момент — многие крупные, специализированные фирмы установят ГБО на его технику в кредит. Причем, если вы переводите на газ сразу несколько автомобилей, то первые два месяца выплат могут идти по так называемой «нулевой» процентной ставке.
Сжатый природный газ в качестве топлива мы не рассматриваем. Причина — малое количество заправочных станций и большая их удаленность друг от друга. Техническое обслуживание газовой системы проводится в большинстве случаев не реже одного раза в 10 000 км пробега. То есть, применительно к мусоровозу, работающему с полной загрузкой, годовые издержки на регламентные работы по ГБО составят от пяти до семи тысяч рублей на машину. Что еще привлекает в мусоровозе, построенном на зиловском шасси — это то, что отремонтировать его, и весьма недорого, могут практически в любом СТО или мехколонне, сохранившейся со времен СССР. Запасных частей также предостаточно.
С ростом объемов перевозимого мусора вам потребуется техника, имеющая более вместительные бункеры. Установки, превосходящие по объему и массе перевозимого груза в полтора-два раза описанную выше, монтируются уже на двух или трехосные шасси более мощных машин. Самым массовым отечественным грузовиком, который служит основой для больших мусоровозов, является КАМАЗ. Если вы не хотите усложнять работу водителя мусоровоза и тем более уступать кому-либо из конкурентов свои объекты, то для работы в условиях плотной застройки необходимо сделать ставку на двухосный мусоровоз. Так, неплохие отзывы можно услышать о мусоровозе МКЗ-4507, который базируется на шасси КАМАЗ-43253. Благодаря современной установке, загрузка мусора осуществляется из евроконтейнеров самого распространенного и востребованного объема: 0,12; 0,24; 0,36; 0,66 и 1,1 кубический метр. Кроме того, машина может работать и со стандартными контейнерами объемом по 0,75 м³, если на их передней стенке имеется специальная планка для захвата. Недостатком машины можно считать отсутствие у нее погрузчика для загрузки мусора из бункеров емкостью до 8 кубов. Но такой имеется на другой модели — МКЗ-4508. Поэтому если для вас наличие мощного портала обязательно, то присмотритесь к обозначенной выше модели. Кстати, запросы к продавцам спецтехники показали, что продаваемый не так давно по 2 250 000 рублей мусоровоз МКЗ-4507 лишь значится на сайтах. В наличии машины нет. Зато все желающие могут ее приобрести на вторичном рынке. Цены радуют. Экземпляр в хорошем техническом состоянии обойдется вам примерно 1,5 млн рублей. При этом ресурс шасси и коммунальной установки будет еще далеко не исчерпан. Если вам принципиально необходима новая машина, то менеджеры предложат альтернативные варианты. Некоторые торговые фирмы на запрос цены межевались. Причина — неопределенность с утилизационным сбором. Однако практически все утверждали, что более чем на 200 000 рублей машины точно не подорожают. Как знать, как знать...
Еще одним из альтернативных вариантов может быть, например, мусоровоз с боковой загрузкой МКМ-4503 на шасси КАМАЗ-43253-1017-99. За машину большинство продавцов сегодня просит 2 100 000-2 200 000 рублей. Кузова объемом 18 кубических метров, как говорится, за глаза хватает для обхода достаточно большой площади (количества точек), да и вывезти мусор на полигон автомобиль может самостоятельно. Главное, чтобы водитель помнил, что у него всего одна ведущая ось, и не лез в раскисшие хляби. В шасси подкупает надежный и экономичный дизель Cummins 4ISBe 185, который агрегатирован с пятиступенчатой коробкой собственного производства. Агрегат, кстати, также весьма и весьма надежный.
Если в вашем парке преобладают специальные автомобили на шасси минского автозавода МАЗ и вы желаете сохранить одномарочность, то среди мусоровозов с боковой загрузкой интересна машина МКМ-3901 на шасси МАЗ-457043. Грузовик представляет собой классический мусоровоз с верхней боковой загрузкой и самосвальной разгрузкой. В стандартном исполнении расположение манипулятора правостороннее, однако, если клиент пожелает, то манипулятор перенесут и на левую сторону, а управление установкой может производиться и из кабины шасси. Хотя последнее вряд ли будет актуальным, так как следить за процессом погрузки лучше со стороны манипулятора. Из неоспоримых преимуществ машины стоит отметить импортные гидравлические распределители и надежные рукава высокого давления, соответствующие европейскому стандарту DIN. В гидравлических силовых цилиндрах применяются уплотнения фирмы Bussak-Shamban (Болгария) с диапазоном температур эксплуатации от -30 до +80°C. Если техника будет эксплуатироваться в более жестких климатических условиях, то по желанию клиента гидравлика будет оснащена уплотнениями гидроцилиндров с диапазоном температур эксплуатации от -50 до +100°C. Такими характеристиками обладают компоненты, идущие на сборку военной техники.
Неплохие варианты мусоровозов с задней загрузкой для обслуживания крупных городов собираются и на базе автомобиля ГАЗ-33104 (Валдай). Сейчас, когда на рынке наблюдается некий ценовой дисбаланс, вызванный спадом продаж и демпингом со стороны ряда торговых компаний, машину можно приобрести примерно за два миллиона рублей, а то и меньше. Самый выгодный вариант покупки нового мусоровоза тот, когда готовая машина зависла на площадке дилера по причине срыва сделки. Такое случается, когда у заказчика возникают финансовые проблемы, а автомобиль уже не просто заказан на сборочном заводе, но изготовлен и отгружен дилеру. В этом случае, чтобы не замораживать свои оборотные средства, продавец выставляет у себя на сайте лот с суперскидкой. Ловите такой момент.
Пожалуй, главным козырем короткобазной двухосной спецмашины является ее маневренность, что позволяет мусоровозу маневрировать в забитых припаркованными автомобилями дворах. Другим неоспоримым плюсом компактного грузовика является возможность перегрузки содержимого кузова непосредственно в бункер большегрузного мусоровоза. Это позволяет организовать эффективную логистику по перемещению отходов на мусоросжигательные заводы или полигоны и, соответственно, сократить эксплуатационные расходы. Благодаря установке на мусоровоз универсального захвата, машина может загружать в бункер содержимое контейнеров различного типа. Это также расширяет возможности спецтехники и, соответственно, увеличивает количество обслуживаемых компанией объектов. Имея в своем распоряжении несколько мусоровозов малой вместительности и пару единиц техники большой кубатуры (18-20 м³), транспортная компания может наладить бесперебойный процесс по вывозу мусора, собираемого с нескольких районов крупного мегаполиса. Выглядит это так. Пятикубовые машины собирают мусор из жилого сектора, пешеходных и парковых зон, и переносят его на площадку перегрузки, где их ждет машина большой грузоподъемности. После наполнения ее бункера грузовик отправляется на мусоросжигательный завод или полигон бытовых отходов, а его место занимает вторая машина. В случае необходимости крупные автомобили могут вывозить мусор с промышленных объектов, с территорий магазинов, различных офисных комплексов и иных учреждений, в мусорных баках которых за сутки скапливается большое количество отходов. Но чтобы не нарушать дневной ритм работы, делать это в ночное время.
В качестве мусоровоза, работающего по маршруту площадка перегрузки-полигон бытовых отходов, вполне сгодится трехосный грузовик МКЗ-4704-01 на шасси КАМАЗ-65115. Стоимость машины составляет порядка 3 200 000-3 350 000 рублей. Благодаря наличию блокировок дифференциалов, машина может уверенно идти по полигону бытовых отходов до места разгрузки. Главное, помнить, что свалка безжалостно относится к шинам и ставить на мусоровоз дорогую резину европейского производства — разорительно. Отечественные или, еще лучше, китайские покрышки — оптимальный выбор для тех, кто умеет считать деньги. Конечно, до абсолютного барахла опускаться не стоит, так как мусоровоз передвигается по дорогам общего пользования, а значит, должен хорошо управляться и иметь примерную курсовую устойчивость.