ЗАКОН ОДИН ДЛЯ ВСЕХ?

Речь о знаке 3.4 «Движение грузовых автомобилей запрещено». Как известно, а точнее, неизвестно 99% водителей грузовиков, отстегивавшим деньги еще гаишникам, действие этого знака не распространялось на «транспортные средства, которые обслуживают предприятия, находящиеся в обозначенной зоне, а также обслуживают граждан или принадлежат гражданам, проживающим или работающим в обозначенной зоне». И по идее, написав в путевом листе адрес заказчика (что многие напрасно не делают), либо имея соответствующее место жительства владельца грузового авто, можно было ехать «под знак» вперед и с песнями. Но 99% водителей если и читали Правила, то совершенно без мыслей в голове. А тот 1%, что читал, по ряду причин боялся связываться с гаишниками.
Теперь и вовсе — поздняк метаться. Согласно редакции Правил, действующей с октября 2013 г., под знак 3.4 разрешено проезжать только «почте» — автомобилям с белой полосой. Разумеется, такое совпадение времени введения запретов в отдельно взятом субъекте РФ и внесения изменений в Правила носит чисто «случайный» характер. Так совпало, что и в КоАП были внесены соответствующие изменения «случайно». Его глава 12.16 была дополнена пунктами 6 и 7. Приведем их полностью:
6. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых автотранспортных средств, за исключением случая, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
7. Нарушение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи и совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Но и этого показалось мало. В Москве, особо не заморачиваясь ГОСТами, напрямую запрещающими это делать, повесили перед въездами на ТТК (Третье транспортное кольцо) и непосредственно на МКАД (Московская кольцевая автомобильная дорога) знаки 3.1 — «въезд запрещен», в просторечии называемые «кирпич» — с соответствующим штрафом за проезд оных. Зачем это было надо? Дело в том, что за нарушения федеральных Правил дорожного движения ответственность может устанавливаться только КоАП Российской Федерации. Но никак не Москвы. А ответственность за невыполнение требования дорожных знаков, в том числе и «движение грузовых автомобилей запрещено», была достаточно смехотворной — 300 рублей. Вот и понавесили вдоль МКАД «кирпичи», прайс за проезд которых — 5000 рублей. Точнее, штраф не за проезд «кирпича», а за движение во встречном направлении на дороге с односторонним движением, что опять же грамотные водители могли опротестовывать. Но как такое стало вообще возможным? Ведь ГОСТ Р-52289 напрямую запрещает это делать. Во-первых, он устанавливает места, где может быть повешен такой знак. Во-вторых, он запрещает устанавливать «кирпич» с табличкой 8.41 (грузовики), равно и с любой другой, определяющей вид транспортных средств. Приведем выдержку из ГОСТа полностью:
5.4.1 Запрещающие знаки применяют для введения ограничений движения или их отмены и устанавливают по 5.1.9.
5.4.2 Знак 3.1 «Въезд запрещен» устанавливают:
— на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении. На дорогах с несколькими проезжими частями, отделенными друг от друга бульваром или разделительной полосой, знак устанавливают для каждой проезжей части с односторонним движением;
— на дорогах, обозначенных знаком 5.11, для предотвращения въезда транспортных средств навстречу общему потоку;
— для организации раздельных въезда и выезда на площадках для стоянки транспортных средств, площадках отдыха, автозаправочных станциях и т. п.;
— для запрещения въезда на отдельную полосу движения или отдельный участок дороги. Знак, запрещающий выезд на отдельную полосу, устанавливают с табличкой 8.14.
Знак на однополосных съездах пересечений в разных уровнях, по которым осуществляется одностороннее движение, допускается располагать слева.
Если основной знак устанавливают на участке дороги между перекрестками, в начале участка размещают предварительный знак 3.1 с табличкой 8.1.1.
Не допускается применять знак 3.1 с табличками 8.3.1-8.3.3 и 8.4.1-8.4.8.
В далеком детстве нам вдалбливали, что ГОСТ — закон. Следует ли из этого, что вешатели «кирпичей» теперь — преступники, а помогающие им гаишники — соучастники? Вовсе нет. Оказывается, теперь применение ГОСТов носит добровольный характер. Неужели для всех? Вот московские власти и не стали применять ГОСТ Р-52289, регламентирующий применение дорожных знаков, а повесили «кирпичи» непосредственно на МКАД (даже не на въездах на нее). Следует ли из этого, что теперь, если написать заявление в ГИБДД о том, что мы не видим для себя необходимости применять на своих автомобилях ГОСТы, касающиеся состояния тормозной системы, рулевого управления, состава выхлопных газов, нас освободят от прохождения техосмотра, где соответствие автомобиля этим самым ГОСТам как раз проверяется? Ответ угадайте сами.
Может теперь, после введения всех запретов, хотя бы московским владельцам грузовиков транспортный налог снизят? Люди ведь оплатили ремонт и содержание дорог, большей частью которых они теперь не могут пользоваться? Что конкретно вы, говорите, оплатили? Дорожных фондов в стране несколько лет не было: денежки, собранные в качестве транспортного налога, уплывали трудно понять куда. Можно только строить предположения на эту тему, глядя на растущие как грибы яхт-клубы и коттеджные поселки. Так что платить все равно придется. Пойдут ли теперь, когда дорожные фонды снова воскресли, наши средства на ремонт дорог? Не только! Например, муниципальные дорожные фонды могут тратить наши денежки на ремонт и содержание не только дорог, но также придомовых территорий: лавочки там всякие, качели, а также на «охраняемые территории, зоны для барбекю, лужайки для гольфа, произведения искусства, фонтаны, многоуровневые сады». А где такие территории? Правильно — у тех, кто придумывает такие законы. Так что прилегающие территории на «рублевке» и президентских усадьбах будут идеальными. А вот насчет дорог общего пользования есть большие сомнения…
Вот и превратился в сознании граждан транспортный налог не в плату, вносимую каждым владельцем транспортного средства на содержание и развитие дорожной сети, а в оброк на имеющих хоть какую копейку членов общества, чем он, в сущности, и является. Никто не спорит, что любые транспортные средства разрушают дороги и загрязняют окружающую среду, даже трамваи. Но попыток привязать его к пробегу или к потреблению топлива, чтобы компенсировать реальный вред дорогам и экологии, сделано так и не было. Есть у тебя машина — плати! Ездит — плати! Стоит — все равно плати! А где, гражданин, стоит ваша машина? Не в центре ли Москвы, случайно? Возражения некоторых владельцев легковых авто, что за много лет они уже заплатили за содержание дорог внутри Садового кольца столицы и могут пользоваться ими в том числе и для стоянки своих авто, вызывают искреннее недоумение у чинуш. А как все «легковушечники» улюлюкали, когда сначала из центра, а потом и вовсе из Москвы выпроваживали грузовики! Настал, наконец, час расплаты, причем не только в переносном, но и в прямом смысле.
Впрочем, мучения водителей и владельцев грузовых авто, которые испытывают они, чтобы иметь право доставить москвичам товары первой необходимости, намного превышают локальные неудобства владельцев «легковушек». Казалось бы, «живых» очередей сейчас нет, все через компьютер: заполняй форму, отправляй заявку и жди результатов. Вот только чтобы заполнить ее, надо сначала завести электронную подпись. Удовольствие не бесплатное и достаточно нудное для привыкших всю жизнь возиться с «железом» людей, но справиться с этой процедурой можно. Однако это — только начало. Нужны и документы на подвижной состав, водителей и груз, нужно обосновать необходимость перевозки, указать в точности маршрут движения, а чудом получив «пропуск», можно его быстро лишиться за малейшее нарушение. Господа, покупающие за 60 000 пропуска, и раскатывающие по ним по всей столице, вам не мешает поинтересоваться заявленным посредниками маршрутом движения — лишить пропуска могут и за отклонение от него. Технически возможность проследить за перемещением автомобиля есть, а отклонение от маршрута является нарушением, «караемым» его лишением. Лишиться пропуска можно также за нарушения ПДД. Но вот странно — об операциях по закрытию продающих пропуска контор, хотя их координаты сотнями вываливаются по запросу «пропуск в Москву», пока ничего не слышно.
Кстати, приехав под разгрузку в платный центр Москвы и ожидая начала рабочего дня или возможности заезда на объект, надо опять платить. Но и здесь не все так безнадежно. Если прочитать в ПДД до конца определение термина «остановка», то станет понятно, что она может длиться и более 5 минут, если необходима для посадки-высадки пассажиров, либо погрузки-выгрузки транспортного средства. А платная у нас в центре что? Правильно, стоянка! Я так и вижу вереницы легковых машин с открытыми багажниками или пикапов с откинутыми задними бортами, забесплатно стоящих внутри Садового кольца. Ведь время погрузки Правилами не устанавливается.
Вернемся к грузовикам. Почему обязанность получать пропуск лежит на владельцах транспортных средств? Все водители в процессе доставки груза неоднократно были на различных закрытых территориях и могут подтвердить, что там чаще всего пропуск должен заказывать грузополучатель, и он является бесплатным как для водителя, так и для клиента. И водителю хорошо, и грузовладелец может, если не нуждается сегодня в большой машине, заказать пропуск на маленькую. Там же, где хотят хапнуть денег — езжай куда хочешь, только плати. И Москва, похоже, все больше скатывается ко второму варианту. За ней потянулось и Подмосковье. Когда верстался номер, стало известно о намерениях подмосковных властей запретить проезд в дневное время по находящимся в их ведении региональным и межмуниципальным дорогам автомобилям с разрешенной полной массой свыше 12 тонн.
Конечно, в статье 6.3 Федерального закона о безопасности дорожного движения местным органам власти дано такое право. Вот она:
3. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Понятия, что такое «временно», не существует, так что «с 6 до 22» с некоторыми натяжками, пожалуй, сюда подходит. Но доводить до нас свои указания эти самые исполнительные органы власти имеют право только с помощью дорожных знаков. А мы помним, что 5000 руб. за проезд под знак 3.4 — только в Москве и Санкт-Петербурге. Что теперь — Москву расширят на всю страну или законодатели федерального уровня в очередной раз пойдут на поводу властей местных и изменят КоАП так, как нужно? Может, такое решение с точки зрения некоторых законодателей и следует принять, исходя из интересов столицы, но как оно скажется на работе транспортной системы всей России?
Что-то странное получается в нашей «демократической» стране. Согласно статье 3.2 Конституции РФ «…народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления…». Но получается так, что мнение немалой его части — профессиональных водителей и автолюбителей — никак не учитывается. Что поделать! Демократия — это власть большинства, а разным меньшинствам, вроде «водил» грузовиков, остается только безоговорочно подчиняться решениям большинства, которому грузовые автомобили не очень нравятся. Давайте же соблюдать требования ПДД и дорожных знаков, постановлений и указаний местных властей. Вот едет грузовик без пропуска, увидел его водитель знак 3.4 «движение грузовых автомобилей запрещено» или 3.1 — «въезд запрещен» — и остановился. За ним второй, третий, четвертый… Зачем проезжать их, нарушая установленный порядок? Закон ведь один для всех.