ТАХОГРАФЫ СТАНОВЯТСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
Цифровые тахографы стали обязательны на коммерческих транспортных средствах с мая 2006 г. С тех пор требования европейского законодательства в области регулирования труда и отдыха водителей периодически менялись.
Последний действующий документ — Директива ЕС № 1266/2009 — вступил в силу 26 декабря 2009 г. Директива ЕС № 1266/2009 является десятым согласованием Директивы ЕЕС № 3821/85.
Некоторые статьи Директивы должны были применяться с даты вступления документа в силу, другие применялись с 1 октября 2011 г. и, наконец, все пункты должны стать обязательными с 1 октября 2012 г.
Именно требованиями этого документа было обусловлено появление в 2010 г. тахографа VDO 1.4 и презентация VDO 2.0 в начале июля этого года. Вступившие в силу требования Директивы ЕС № 1266/2009 предусматривают меры для выявления манипуляций данных о движении автомобиля. С этой целью информация от датчика движения должна подтверждаться данными о движении транспортного средства, полученными от одного или нескольких источников, не зависящих от датчика движения. Этот внешний независимый источник информации о движении должен использоваться в «правиле 1 минуты». В ступивших в силу нормах предусмотрено изменение к событию, именуемому как «Конфликт движения транспортного средства». Это событие должно отображаться специально добавленной пиктограммой.
Также ужесточены требования к датчикам движения. Они должны реагировать на магнитное поле, которое нарушает детектирование движения транспорта, и в таких условиях блок транспортного средства должен регистрировать и хранить ошибку датчика или датчик должен иметь чувствительный элемент, который защищен или обладает «иммунитетом» к магнитному полю.
Индикатор блока с 1 октября должен будет отображать все зарегистрированные отказы. Индикатор регистрации должен отображать пиктограммы события или отказа, цель регистрации, дату и время начала; дополнительный код события или отказа (если имеется) и продолжительность; регистрирующую страну-участницу и VIN транспортного средства, на котором произошло событие или отказ. Оговорены события и/или отказы, продолжающиеся или хранящиеся в VU.
Всем этим требованиям соответствуют представленные тахографы VDO 2.0 и датчик скорости KITAS II+. Кроме этого Continental обещает уже осенью начать производство модифицированного тахографа VDO 2.0а. Он получит счетчик VDO. Счетчик призван быть помощником водителя в определении остатка разрешенного времени вождения.
Во время рейса водителю достаточно взглянуть на дисплей DTCO, чтобы увидеть, сколько времени вождения у него осталось, когда наступит следующий период отдыха и как долго он должен продолжаться. Во время отдыха водителя счетчик показывает оставшееся время отдыха и максимальное время вождения, доступное после его окончания. Одним нажатием кнопки водитель может получить всю необходимую информацию о текущем рабочем дне, об оставшемся времени вождения на неделю или две вперед. Эта информация поможет водителю, перевозчику, логистикам осуществлять текущее планирование, подбирать оптимальный режим движения и маршрут следования.
Водитель имеет возможность использовать смартфон для визуального вывода информации со счетчика VDO. Смартфон должен работать на популярной операционной системе Android. В перспективе планируется написать программу для операционной системы iOS (устройства Apple). Для связи со смартфоном в гнездо тахографа нужно вставить модуль Bluetooth.
Переход от последнего релиза VDO 1.4а к VDO 2.0 отражает более глубокие, концептуальные изменения, чем просто удовлетворение законодательных требований, о которых было давно известно. Переход на второе поколение тахографов, в понимании Continental, связан как с инновационным расширением функций, так и с решениями уже известными, но не широкодоступными прежде.
В первую очередь это функции насущного управления парком и, соответственно, передача данных. Теперь это стало возможным с помощью тахографа. Он получил возможность работать с различными периферийными устройствами, в том числе телематическими. Теперь тахограф — это не просто регистрирующий прибор с шифрованием данных и картой памяти, а уже миникомпьютер, удобный и простой в обращении. Предлагаемые DTCO VDO 2.0 варианты передачи данных позволяют автоматически, без промежуточных операций посылать информацию посредством сотовой связи через GPRS или локально с помощью WLAN. Меню контроля загрузки может отображаться на 29 языках.
Для «ручной» выгрузки данных предлагается обновленное устройство DLK Pro. Прежний загрузочный ключ не имел даже дисплея, а был оснащен только светодиодами-индикаторами. Теперь он получил цветной сенсорный дисплей «touch screen». Данные можно продублировать, «скачав» их на карту формата SD. Как и прежде данные можно передать в компьютер с помощью USB.
Continental VDO производит три вида основных вида «загрузочных ключей» DLK Pro: Download Key, TISCompact и Inspection Key. Каждый из этих приборов обладает специфическим набором функций. Выпускается специальный ключ для восточной Европы.
Данные, накапливаемые тахографом, составляют базу «знаний» для системы управления автопарком. Для управления маленьким автопарком, не превышающим 5 автомобилей и 10 водителей, достаточно иметь программу начального уровня VDO-TISCompact и DLK Pro TIS-Compact.
Continental VDO предлагает два варианта программных решений для больших парков: DriveTime и TIS Web. Программы позволяют получать и обрабатывать информацию в офисе при помощи интернет-порталов. DriveTime наглядно демонстрирует режим труда и отдыха водителей. Для работы программы требуется модуль DLD Wide Range. С помощью программы на офисном компьютере или смартфоне в режиме онлайн менеджеры автопарка могут получить обзор оставшегося времени вождения, доступного водителю, информацию о местонахождении транспортного средства, маршруте, рабочем времени и многом другом.
Центральным элементом VDO DriveTime является функция постоянного определения местонахождения, что позволяет не только вычислить, где находится транспортное средство, проследить маршруты с подробным описанием и их анализом, но также при помощи интеллектуального программного обеспечения следить за перемещением в заданных областях.
Как только автомобиль въезжает или выезжает с территории такой области, офис автопарка получает автоматическое предупреждение (geofencing). Важным дополнением к VDO DriveTime является функция контроля расхода топлива. Благодаря этой функции, которая обычно встречается только в гораздо более дорогих телематических системах, в режиме реального времени через интернет VDO DriveTime дает представление офису автопредприятия о расходе топлива автомобилем. Эта функция позволяет планировать более эффективные маршруты с точки зрения потребления топлива и сократить его с помощью мониторинга.
TIS Web — универсальный инструмент для управления парком любого размера, однако в Continental VDO смотрят дальше. Следующее поколение систем управления автопарками (Fleet Management Systems) должно стать частью интеллектуальных транспортных систем ITS (Intelligent Transport Systems) будущего. Для этого транспортная инфраструктура, автомобили и затронутые пользователи должны «общаться» на стандартизированном языке — ICT (Information and Communications Technology).
DTCO VDO 2.0 уже сейчас готов работать в составе будущих ITS. Для этого он стандартизирован к требованиям Евросоюза в отношении In-Vehicle-Platform, защиты и шифрования данных, способен быть источником данных сервиса Smart Truck Parking Management и общеевропейской сервисной платформы (EWSP — European-wide Service Platform). Услугу по резервированию парковочного места Smart Truck Parking Reservation в компании планируют внедрить в следующем году. Для этого Continental VDO должен найти партнеров.