НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ ОТ ДОРОГИ
![НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ ОТ ДОРОГИ](/upload/iblock/e12/34-AT-2-2010-1.jpg)
Опасения оказались напрасными. Как показал блиц-опрос, только один из водителей, которому довелось работать на оборудованном системой громкой связи тягаче, не сумел воспользоваться ею из-за отсутствия в телефоне функции Bluetooth. Остальным же новинка понравилась, хотя остались вопросы. Слово водителю Александру Космакову. Он чаще всего работает на переоборудованном автомобиле.
«Раньше я, не задумываясь о возможных последствиях, управлял автомобилем и разговаривал по обычной «трубке». В аварии по этой причине не попадал, но были ситуации, когда для того, чтобы вывести машину из опасной ситуации приходилось бросать телефон на пол.
Систему громкой связи PARROT, установленную на моей машине, я поначалу всерьёз не воспринимал. Казалось, не прослужит она долго в специфических «грузовых» условиях. Бывает так, что на машине «садятся» аккумуляторы, и чтобы завести двигатель, нужно «прикуривать» от другой машины или даже «катюши». Дополнительное электронное оборудование как-то не любит резких бросков напряжения и часто выходит из строя.
Но вот уже шесть месяцев я продолжаю пользоваться громкой связью. Нельзя сказать, что без нее работать невозможно, но с ней гораздо удобнее и безопаснее. Для переговоров водителей друг с другом служит рация, но и телефонные переговоры с руководством, клиентами, диспетчерами занимают немало времени. Обычно звонки раздаются в самый неподходящий момент. Удобно не только то, что не надо пользоваться трубкой при разговоре, большое преимущество даёт и голосовой набор. Когда подъезжаешь к какому-нибудь складу, надо за несколько минут отзвониться клиенту, чтобы открывали ворота. Иначе будешь стоять на улице, перекрывая движение. Раньше, чтобы найти нужный номер, приходилось держать перед собой телефон, и смотреть на его экран. И всё это на ходу. Ведь найти место для остановки автопоезда куда труднее, чем для легковушки… А ведь и с легковыми машинами теперь очень непросто.
Сейчас – красота! Отвлекаться не надо, достаточно назвать имя абонента, и соединение происходит автоматически. На автомобиле, оборудованном системой громкой связи, работать удобнее и безопаснее. Но есть и вопросы.
Первый. Бывает, что едет со мной человек, которого не хочется вводить в подробности моих переговоров. Пользуйся я обычным «мобильником», он услышат мою половину разговора, а я могу говорить так, чтобы не возбуждать нездорового постороннего интереса. Как быстро можно переключиться с громкой связи на обычную «трубу»?
Второй. У моих сменщиков такая система уже стоит на личных машинах. Они хотят использовать её и на работе, но оборудование всего парка громкой связью зависит не от них. Есть ли модель, которую можно быстро переносить с машины на машину?»
На эти вопросы согласился ответить начальник технического центра WiFree Юрий Сергованцев. Но прежде – небольшой экскурс в историю.
Работа системы громкой связи невозможна без использования технологии распознавания и оцифровки голоса. Работы в этом направлении велись ещё с пятидесятых годов прошлого века, но только в 2000 г. французская фирма PARROT сумела предложить потребителям систему, работающую с использованием протокола Bluetooth. На пути к её коммерческому использованию пришлось решить целый ряд проблем. Про электромагнитную совместимость говорить, наверное, не стоит. Эта задача решается создателями любой новой электронной техники. Но для систем громкой связи очень важным оказался вопрос подавления шумов. Ведь их уровень при движении автомобиля, особенно с открытыми окнами, весьма значителен. Электроника должна из всей их гаммы выделить голос человека. Про ещё одну специфическую проблему знают все, кто хоть раз слышал передачи прямого эфира. Нередко бывает так, что вместо разговора с радиослушателем ведущий слышит лишь непрерывное эхо. Хотя на решение этих проблем понадобилось несколько лет, сейчас они – уже история.
Теперь слово Юрию Сергованцеву. «Отвечая на вопрос, заданный вашим водителем могу сказать, что сейчас на рынке присутствуют как стационарные, требующие монтажа, устройства, так и портативные. Последние работают от встроенных аккумуляторов, заряжаются через автомобильный прикуриватель, и могут быть размещены практически везде. Например, к солнцезащитному козырьку спикерфон Parrot MINIKIT крепится специальным зажимом.
К недорогим стационарным устройствам относятся устройства громкой связи Parrot серии СК3ххх. Среди них есть устройства без дисплея, с небольшим монохромным ЖК дисплеем, на котором отражается вся необходимая информация, и с цветным TFT дисплеем.
Серия Parrot MKi9ххх отличается, прежде всего, возможностью работы без создания пользователем голосовых меток. Если в устройствах серии СК3ххх перед началом работы пользователю необходимо ввести список контактов, устройства MKi9ххх работают напрямую с телефонной книгой. Вопрос с идентификацией языка пользователя отпадает. Нет разницы, по-русски или латиницей сделана запись в памяти телефона. Достаточно произнести имя вызываемого абонента так, как написано, и связь будет установлена. Если указано несколько телефонов, то система спросит водителя, на какой телефон – домашний, рабочий или мобильный следует адресовать вызов.
Если водитель не хочет, чтобы его разговор слышал пассажир, можно нажать зелёную кнопку, и громкая связь будет отключена.
Пульт дистанционного управления может быть установлен в любом месте салона, даже закреплён на руле. Имеется также возможность использования штатных кнопок автомобиля на рулевом колесе. Вообще, чем современнее конструкция автомобиля, неважно, грузовой он или легковой, тем лучше он приспособлен к оборудованию устройствами громкой связи, и тем меньше требуется устанавливать дополнительных устройств.
Например, по-максимуму: если в автомобиле 24-вольтовая цепь питания, то можно использовать конвертер напряжения 24-12V. Это лучше, чем протягивать дополнительные провода с одного аккумулятора. Если на автомобиле нет магнитолы и колонок, то их можно установить отдельно. Сейчас самый распространённый вариант для грузовиков и автобусов – запитка напряжением 12V от провода магнитолы и использование её штатных колонок.»
Получается, что оборудовать системой громкой связи сейчас можно практически любой автомобиль, было бы желание. И главным мотивом при принятии такого решения наверное должна стать забота о безопасности. Если уж нельзя полностью исключить телефонные разговоры водителя во время движения, то сделать так, чтобы он меньше отвлекался от управления, вполне возможно.