ТЯГАЧ ПО ХОРОШЕЙ ЦЕНЕ
ОПТИМИЗМ НА ТОРМОЗАХ
Древние говорили: информация — мать интуиции. Те, кто внимательно следит за макроэкономическими процессами, в курсе того, что происходит, а главное — что будет происходить с ценами на автомобильном рынке.
Первый квартал вселил в представителей бизнес-сообщества сдержанный оптимизм. Компании вновь проявляют интерес к регионам, где строятся новые склады, открываются сетевые магазины и распределительные центры. Особенно это характерно для Урала и Сибири. Растет активность перевозок из Центральной России и в столичный регион.
От вступления России в ВТО ждут активизации международных логистических операторов, способных увеличить товарооборот и обеспечить рост грузопотока из других стран. Представители транспортного бизнеса в ожидании принятия мер правительственной поддержки бюджетными деньгами. Это касается Renault Trucks и автопроизводителей, которые лишатся льгот после вступления России в ВТО. Нужный законопроект находится на рассмотрении в правительстве. Новые условия промсборки автомобилей в РФ включали 300-тысячный годовой «тираж» (350 тысяч для уже существующих заводов), выпуск двигателей и коробок передач в РФ и уровень локализации в 60%. Выполнив эти условия, компании получили льготную пошлину: не более 5% вместо 15-25% до 2020 года.
В соответствии с договоренностями о присоединении России к ВТО, с 1 июля 2018 года льготы по пошлинам будут полностью отменены. Чтобы компенсировать неизбежные финансовые потери компаний, Минпромторг намерен предоставлять автопроизводителям бюджетные субсидии. Тем, кто озабочен развитием собственного транспортного бизнеса и намерен пополнять автопарк, об этом нужно думать уже сейчас: конъюнктура точно изменится.
Особую опасность для традиционных российских брендов представляет рост импорта подержанной техники, на которую также снижаются таможенные пошлины. В 2010-2011 гг. был реализован отложенный из-за кризиса 2008 г. спрос российских предприятий на лизинг в целях модернизации основных средств, поэтому рост рынка в 2012 г., скорее всего, уже не будет таким значительным, как годом ранее, и составит примерно 30%.
В 2012 г. рынок грузовиков полной массой свыше 15 т стабильно растет. Главная причина — потребность в замене стареющего парка. В 2007-2008 гг. происходил всплеск продаж, которые во время кризиса резко сократились. Поскольку цикл эксплуатации грузовиков составляет 4-5 лет, можно предположить, что в 2012-2013 годах потребители будут рассматривать возможность обновления парка. Иными словами, спрос на грузовики вырастет, а значит, и реакция рынка будет соответствующей.
«ЕВРОПА» С ИГОЛОЧКИ
В текущем году ожидается рост продаж в сегменте новых европейских тягачей, в том числе для строительного сектора. Главный вызов, с которым столкнутся производители коммерческого транспорта в связи с присоединением России к ВТО — резкое снижение ввозных таможенных пошлин. Например, пошлина на большинство новых грузовиков полной массой более 20 т снизится с 25 до 10%. Это означает увеличение заказов грузовиков с европейских заводов.
Новый «европеец» — удовольствие не из дешевых. Даже простой тягач потянет более чем на 3 млн руб. Например, DAF CF85.360 FT без пробега предлагается за 3,22 млн руб. За эти деньги перевозчик получает белую спальную кабину Sleeper Cab, 360-сильный 12,9-литровый двигатель и 12-ступенчатую коробку передач. В списке оборудования — ABS, EBS, ASR, автономный отопитель, кондиционер, подогрев сепаратора, топливный бак на 850 л, электронный тахограф. Аналогичный тягач с 410-сильным мотором и 16-ступкой будет как минимум на 30 тыс. руб. дороже.
Флагманский DAF XF105.410 Space Cab с двумя баками на 850+430 л и двигателем Euro-5 продавцы реализуют за 3,55-3,59 млн руб. Стоит цвету кабины смениться с белого на синий, бирюзовый или другой не стандартный, как цена вырастает на 30-35 тыс. руб. А с более мощным 460-сильным двигателем за автомобиль просят уже 3,63 млн руб. и даже больше.
Изготовленный в Германии IVECO Stralis AT440S42TP с двуспальной белой кабиной Active Time, 420-сильным двигателем Euro-5, 16-ступенчатой КП ZF, автономным отопителем и баками на 1100 л легко найти за 3,24 млн руб. и трудно найти дешевле. Если речь идет о двигателе мощностью 450 л.с., красном цвете кабины Active Space и максимальной комплектации, такой суммы будет уже недостаточно — на покупку надо выкладывать никак не меньше 3,6 млн руб. За такую же сумму доступны и машины в исполнении 6х2. Впрочем, если умерить амбиции и поискать комплектацию попроще, флагман итальянской компании окажется доступным за 3,19 млн руб.
Точно такой же или сопоставимый денежный эквивалент в 80 тыс. евро просят за MAN TGS 19.360. Это тягач в версии 4х2 BLS-WW с двигателем мощностью 360 л.с. Euro-4, 16-ступенчатой МКПП, ССУ высотой 1150 мм и баком на 660 л. Немецкой техники со львом на решетке радиатора вообще много: спрос, как известно, рождает предложение. Увеличение мощности мотора в спецификации на 400 л.с. обойдется заказчику минимум в 2 тыс. евро, подняв цену до 82 тыс. евро, а в отдельных случаях до 86 тыс. евро.
Трехосники MAN чаще продают по ценам за 4 млн руб. или 100 тыс. евро, особенно если речь идет о машинах с двигателем мощностью 480 л.с. А при 440-сильном силовом агрегате можно уложиться в 3,86 млн руб. или 98 тыс. евро. Разброс цен на «немцев» с колесной формулой 6х4 не так велик, как на модели 4х2, но и здесь, не попотев, лучший вариант не найти.
Любопытно, что новых тягачей Mercedes-Benz от частных продавцов в интернете и журналах практически не найти. Дело в том, что по этому бренду трудно конкурировать с производственными мощностями «Мерседес-Бенц Тракс Восток» в Набережных Челнах и их собственной сбытовой сетью. То же самое можно сказать о шведских грузовиках Scania. После пуска завода в Шушарах в 2010м предложения серых дилеров существенно оскудели и постепенно сошли на нет. Возможно, после открытия завода MAN в Санкт-Петербурге в текущем году и по этой марке положение постепенно выровняется.
А вот для Volvo Trucks, невзирая на работу собственного производства в Калуге, положение не такое однозначное. Новые машины то и дело появляются в свободной продаже от физических лиц. Отчасти это вызвано намерением заработать хоть какие-то деньги, отчасти — желанием сменить автомобиль на более подходящий для своего бизнеса. Новехонький Volvo FH440 с шикарной кабиной Globetrotter 2012 г.в., собранный в Бельгии и находящийся на гарантии, может стать вашим за 98,9 тыс. евро. Взамен вы получите мотор Euro-5 с потенциалом в 460 «лошадей», завязанную на него механическую трансмиссию, два топливных бака, кондиционер, бортовой холодильник и полный электропакет. В оснащении будет включена классическая для таких тягачей рессорная передняя и баллонная задняя подвеска, ABS, автономка и прочее оборудование.
Нет на рынке и новых Renault Magnum. Во-первых, их не импортируют из-за отсутствия спроса, во-вторых, сборка этой модели на заводе компании в Калуге так и не освоена. Положившим глаз на французский ромб можно довольствоваться бюджетным Renault Premium Vostok-3 за 79,5 тыс. евро или более богато оснащенным Premium Route за 81 тыс. евро. Первый, с двумя спальными местами, оснащают 380-сильным мотором, 16-ступкой ZF, кондиционером, автономкой и полным электропакетом. Цвет автомобиля — исключительно белый. Второй чаще поставляют с красной кабиной, а отличается он дополнительным баком и двигателем в 440 л.с.
Трехосный Renault Premium Lander с 440-сильным двигателем, рамой и мостами от Volvo Trucks, коробкой отбора мощности, автономкой, полным электропакетом и в максимальном «фарше» оформляется на покупателя после перечисления 94 тыс. евро. Цвет кабины при этом чаще всего белый или желтый. В общем, все как всегда.
БЭУШКИ ИЗ ЕС
Предложений по бэушной «Европе» на российском и, в частности, столичном рынке — пруд пруди. В Москве и области работают сотни фирм по выкупу и приему на комиссию автомобилей европейского производства не старше 7 лет. Продавцы не хотят канителиться со старой техникой, реализовывать которую становится все сложнее и сложнее. Бизнесменам важна оборачиваемость средств и они делают комплексную предпродажку. Это не то, что в 90-е годы: вымыл снаружи, подшаманил салон — и готово. Некоторые вообще не заморачивались и удаляли грязь с помощью ведра воды и половой тряпки или поливали машину из шланга прямо на стоянке. Сегодня такой номер не пройдет.
Сейчас практикуется проверка и доливка необходимых технических жидкостей, установка нормального давления воздуха в шинах, замена перегоревших лампочек, водные процедуры на профессиональной мойке. Обычным явлением стала чистка кабины в автокосметическом салоне: с пылесосом, удалением следов табачного дыма, обработкой пластика и обивки сидений. Вот подкрашивание не прижилось. Во-первых, не каждому хочется тратиться на краску разных цветов. Во-вторых, это все равно будет заметно, пусть уж лучше новый хозяин сам решает, надо это ему или так сойдет.
Солидные фирмы располагают собственным магазином запчастей, расположенным непосредственно в месте продажи техники. И если новому владельцу понадобился более мощный аккумулятор, комплект щеток, брызговики или другие запчасти и принадлежности, он может приобрести их, что называется, не отходя от кассы. Но есть пункты продаж лишь с имитацией заботы о водителе. Кроме перчаток, наклеек, «вонючек» и наборов инструмента там ничего не купишь.
Впрочем, большинству покупателей недосуг размениваться на посещение подобных магазинчиков. Главное — выбрать «голову», желательно без пробега по России и странам СНГ, только что из Европы. Таких предложений реально много. И прежде чем отправляться на осмотр транспорта «живьем», целесообразно созвониться с продавцом и убедиться в наличии искомого грузовика. В противном случае можно зря потратить время, прокатавшись впустую — частенько в объявлениях указаны машины со стоянок в Европе.
Цена — главная отправная точка в поисках нужного тягача. Зная это, крупные торгующие организации сразу указывают нижний порог стоимости импортной техники. Кроме того, уважающая себя и клиента фирма подробно распишет комплектацию и не станет водить потенциального клиента за нос. А разброс цен на одну и ту же модель грузовика в одинаковой комплектации заставляет рачительного перевозчика не доверяться случаю, а искать тягачи самостоятельно.
Перечислять все цены в одном обзоре бессмысленно, ведь нельзя объять необъятное. Но, нацелившись на технику европейского производства не старше трех лет, нужно рассчитывать на расход как минимум в размере 2,73,0 млн руб. За эти деньги вы получите флагманский DAF XF105, Volvo FH, MAN TGX. При более скромных запросах можно за меньшие деньги получить Mercedes-Benz Axor, IVECO Stralis, Renault Premium. А вот за свежие Scania R, Mercedes-Benz Actros, Renault Magnum придется раскошелиться основательнее, подчас в размере 3,8-4,0 млн руб.
Очень удобно пользоваться информацией транспортных фирм, продающих монобрендовые тягачи в связи с обновлением автопарка. В таких анонсах зачастую дается исчерпывающая информация. Например, указано название моделей (MAN TGA 18.440-18.480), время производства (2007-2008 г.в.), пробег (500-650 тыс. км), доступные цвета (белый, желтый, синий), цена (от 2,15 до 2,25 млн руб.).
Несмотря на наличие техники, налицо дефицит платежеспособного спроса. Неудивительно, что сейчас продавцы цепляются за каждого клиента. Они готовы встретить заказчика на машине у метро, печатают схемы проезда, указывают цены и в рублях, и в валюте. На картинках с изображением товара нередко напечатан уголок или блямба с надписью «скидка». Конечно, это не сладкое слово «халява», но на многих и оно действует магически.
«АМЕРИКА» С ПРОБЕГОМ
На продаже капотной «Америки» сегодня специализируются целые фирмы, и эта техника по-прежнему остается популярной для тех, кто зарабатывает на жизнь перепродажей. Три оси, огромный спальный модуль, безопасное пространство и сохранение тепла в кабине при ремонте мотора или подвески на трассе — что еще нужно настоящему дальнобойщику?!
Популярность тяжелых «американцев» обусловлена также их ценовой доступностью, хорошей ремонтопригодностью. Спрос на такие магистральники остается высоким и на вторичном рынке. Однако при выборе тягача с маркировкой «Made in USA» важно не западать на дешевизну, а внимательно ознакомиться с реальным техническим состоянием.
В Россию «американцы» чаще всего попадают из транспортных компаний, которые с помощью этой техники формировали свои автопарки. Такие машины чаще всего просты по комплектации, как грабли — в них стоит минимум оборудования. Да что там минимум — тягачи представляют собой «пустышки»: кроме кондиционера в них нет ничего! Впрочем, в автомобилях моложе 2005 года нередко встречаются: круиз-контроль, горный тормоз, парашют, ABS и другое дополнительное оборудование. Узнать о таких представителях заокеанских «флотов» несложно: стоит лишь внимательно прочитать описание, в котором нередко содержится приписка: «25 шт.», «в наличии 10 ед.» и т.п.
Если тягач был под седлом частного ковбоя, в кабине могут быть кожаные сиденья, встроенный мини-холодильник, небольшой вентилятор, автомагнитола. Впрочем, раскатывать губу на такое изобилие не стоит: американские перевозчики — те еще скряги, как правило, перед продажей они все это барахло снимают и ставят на новый автомобиль или продают за копейки. Им, бедолагам, с постоянным значком доллара перед глазами, миражами гамбургеров и хот-догов каждый «бакс» дорог. Ну да ладно — грешно смеяться над убогими...
Нередко объявления о продаже содержат справочную информацию, например, такого содержания: «Американские тягачи от 1,5 до 2,5 млн руб.» или с указанием конкретного перечня:
«Volvo VNL 2004-2006 гг. — от 1,7 млн руб.
Freightliner FLC120 2005 г. — от 1,8 млн руб.
International 2003 г. — от 1,65 млн руб.»
Объявления в печатных изданиях и интернете иногда пересекаются. Но все-таки лучше всего пользоваться не одним источником информации, а несколькими. Это застрахует вас от переплаты и позволит лучше ориентироваться в ценах.
Девятилетний «Интер» модели «9400» с пробегом 700 тыс. км, 12-литровым двигателем Caterpillar мощностью 410 л.с. и 10-ступенчатой КПП Eaton можно взять всего за 1,4 млн руб., а поторговавшись, и того дешевле. Практически на столько же потянет International 9200 выпуска 2003 г. с 15-литровым мотором Cummins, «механикой», автономкой, кондиционером, круиз-контролем и рацией. А вместе со шторным полуприцепом Krone на 92 кубометра покупка уложится в 2 млн руб. При этом весьма обнадеживающе звучит фраза «торг уместен». А вот более свежие International Prostar с двигателем Cummins ISX, штатовской «механикой», парами баков по 379 и 474 л, 2008 и 2009 г.в. доступны за 2,95-3,15 млн руб.
В эту ценовую линейку укладывается и четырехлетний Freightliner Cascadia с высокой кабиной, мотором Detroit Diesel и двумя топливными емкостями по 568 л: за машину просят 3,1 млн руб. В районе 3 млн руб. или 100 тыс. долларов США продавцы выставляют прайс на «Фреда» модели Columbia 2008 г.в. В эту цену включена высокая кабина размером с малогабаритную «однушку», 14-литровый двигатель Detroit Diesel, два бака объемом с две 200-литровые бочки каждый. Чуть более новый (на полгода и более) «янки» тянет дополнительные 180-200 тыс. руб. затрат.
Самыми дорогими остаются свежие Volvo VNL64T670: за машину 2009 г.в. в сопоставимой с «Фредами» и «Интерами» опциями на рынке просят 3,3 млн руб. и, как правило, торги на понижение идут не очень успешно. Для примера: за эти деньги можно купить две «Колумбии» (6х4) образца 2003 г. Правда, придется смириться с тем, что пробег такой техники будет далеко за психологически важный рубеж в миллион пройденных километров.
ТУРЦИЯ, КИТАЙ И ДРУГИЕ
Сопоставимы по цене с «европейцами» и собранные в Турции Ford Cargo 1838T (4х2). С мотором Euro-5 с отдачей в 380 л.с. и 16-ступенчатой механической трансмиссией ZF, пневмоподвеской и двумя спальными местами такие тягачи доступны за 2,68 млн руб.
На удивление, предложение новой «китайчатины» не отличается докризисным разнообразием. В некоторых информационных ресурсах актуальные предложения можно сосчитать буквально по пальцам. А о том, насколько снизился интерес перевозчиков к технике «made in China» говорит тот факт, что на продажу выставляют «неюзаные» автомобили 2010 г.в.
При этом стоимость китайских тягачей не бросовая. Например, выпущенный уже в 2012 г. двухосный Shaanxi SX4187NT361 с двигателем в 380 сил, коробкой на 12 передач и баком в 400 л отдается покупателям за 2,05 млн руб. Чуть дороже DongFeng DFL4251 в версии 6х4: с 375-сильным двигателем Cummins Euro-3 и 12-ступенчатой «ручкой» он может сменить хозяина за 2,15 млн руб. Трехосный FAW J6P с 420-сильным двигателем уровня Euro-4, механической коробкой ZF и баком на 600 л выставлен на торги за 2,6 млн руб.
Объявления о продаже новых японских тягачей Hino и южнокорейских Hyundai искать в журналах и газетах — занятие неблагодарное. В этом случае лучше заходить на сайты официальных представительств и дистрибьюторов или просто искать на просторах интернета. Правда, не забывайте, что многие новинки рынка еще не обеспечены широкой сервисной поддержкой, а запчасти на них подчас найти сложнее, чем питание для космонавтов. Так что делайте выводы и решайте, что для вас приемлемо, а что нет.