ПОЛОСЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА — ЗЛО ИЛИ БЛАГО ДЛЯ МОСКВЫ?
Общественность, которая еще вчера с благосклонностью воспринимала политкорректные рассуждения по поводу приоритета общественного транспорта, с гневом обнаружила, что жизненное пространство автомобилистов (и без того унизительно тесное!) сократилось на четверть, а то и на треть.
К примеру, на Метромосте, где ранее в общем пользовании находилось по три полосы в каждую сторону и каждый вечер были тяжелые заторы, осталось всего по две полосы — со вполне очевидными последствиями!
Я попробую прокомментировать эти события.
Во всех городах и на всех городских хайвеях, где имеются обособленные полосы для общественного транспорта («Only Bus», «Bus&Taxi;» или «Bus&HOV;»), их устраивали либо за счет реконструкции дорожной сети (довольно редко), либо за счет ущемления прочих участников дорожного движения (как правило). Арифметика здесь несложная. Одна полоса обычной городской улицы со светофорным регулированием пропускает в час пик порядка 800 автомобилей. С учетом обычной загрузки личного автомобиля при деловых поездках получается, что за 1 час по одной полосе движения проезжает порядка 1000 горожан.
Соответственно, выделение обособленной полосы типа «Only Bus» становится вполне оправданной мерой, если на автобусном маршруте, проходящем по этой полосе, за час перевозится заметно более 1000 пассажиров. Такие показатели достигаются, когда по обособленной полосе проложен мощный магистральный маршрут с интервалами порядка 3-4 минуты, на котором работают автобусы большой (или особо большой) вместимости и который в полной мере востребован горожанами. Разумеется, никто и никогда не согласится с подобным перераспределением городского дорожного ресурса, если по обособленной полосе в час проедет 2-3 автобуса с двумя десятками пассажиров в салоне.
В рамках именно этой логики работают обособленные полосы во многих десятках городов мира. На упомянутых магистральных маршрутах автобусы никогда не ходят полупустыми; их эффективная эксплуатация обеспечивается переключением заметной части горожан-автовладельцев на ежедневные поездки общественным транспортом.
Что подвигает на это странное действие нормального городского автомобилиста?
Кнут и пряник! Роль пряника выполняет качественный общественный транспорт с высокой частотой, железной регулярностью и безусловным приоритетом в движении, удобными пересадками и щадящими пересадочными тарифами. Время поездки на таком общественном транспорте меньше (даже с учетом пешей ходьбы!), чем на собственном автомобиле. Комфорт поездки, разумеется, похуже, чем за рулем, но вполне достойный. Роль кнута выполняет парковка в городском центре — жестко зарегулированная и чувствительно (очень чувствительно!) платная. В этих условиях автомобильная поездка проигрывает общественному транспорту по всем статьям: по продолжительности — заметно, по цене — многократно.
Сегодня мы наблюдаем, так сказать, начальный фрагмент этой стройной конструкции. Я надеюсь, что «пряничная» ее часть будет со временем достроена: у транспортных властей города есть реальные планы по обновлению парка автобусов, реорганизации маршрутной сети и всех прочих аспектов обустройства системы массовых перевозок.
Теперь о кнуте. Правовая база для внедрения платной уличной парковки появилась этой весной. Новая редакция статьи 21 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» гласит:
«Парковочные места в границах населенных пунктов предоставляются на возмездной или безвозмездной основе по решению собственника соответствующей дороги». В рамках этой федеральной правовой нормы власти Москвы могут ввести платную парковку на всех размеченных по городу автомобильных местах, как только будут решены организационно-технические вопросы, связанные с контролем времени пребывания и администрированием платежей. Замечу, кстати, что с введением платной уличной парковки сооружение новых и эксплуатация существующих внеуличных паркингов немедленно станет весьма привлекательным бизнесом. Понятно, однако, что вопрос о платной уличной парковке имеет не только (и не столько!) организационно-технические, но крайне тяжелые социально-политические аспекты. Мысль о том, что за парковку придется платить, вызывает искреннее возмущение у абсолютного большинства московских автомобилистов. Поэтому понятно, что в канун «больших выборов» никто нас с вами дразнить не станет.
Замечу в заключение, что ровно с таким же возмущением воспринимали введение этой «антинародной» меры американские автомобилисты 1930-х годов или же их западноевропейские собратья в 1960-е годы. Смирились со временем.
Осознанию этой грустной и неизбежной необходимости очень способствует длительное пребывание в заторах: сначала — многочасовых, потом — суточных. Одновременно приходит понимание еще одного грустного факта: в условиях, когда на 1000 горожан приходится 400-500 и более автомобилей, транспортные проблемы мегаполиса в принципе не решаются методами дорожного строительства. Рассуждение о том, что, мол, построим много хороших дорог, и всем станет очень хорошо, к сожалению, несостоятельно.
Зарубежные мегаполисы обладают плотной сеткой городских улиц и должным количеством внеуличных скоростных магистралей; улицы и дороги занимают там 25-30 и даже 35% всей городской территории, что несопоставимо больше, чем есть и будет в обозримом будущем в Москве. Однако даже в этом автомобильном раю транспортные проблемы не решаются без качественного, мощного и сугубо приоритетного общественного транспорта и, увы, жесткого парковочного режима. Что уж говорить о нас, грешных…
Михаил БЛИНКИН
КОММЕНТАРИИ ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА
(Qleks)
К сожалению, есть все основания полагать, что вышеуказанные условия (когда по обособленной полосе проложен мощный магистральный маршрут с интервалами порядка 3-4 минут, на котором работают автобусы большой (или особо большой) вместимости и который в полной мере востребован горожанами) на новопроложенных полосах (за исключением, может быть, въездов в Москву из пригородов) вряд ли возникнут. В том числе, и на упомянутом метромосте. Таких потоков там просто никогда не будет. И не очень понятна обратная нормальной логике последовательность внедрения такого движения. Когда сначала рисуются полосы, где надо и где не надо, а потом только планируется придумать, как, откуда и куда, по ним будет ходить транспорт, и будет ли он востребован. Надежды на «пряник» это, безусловно, хорошо, а неэффективные полосы есть уже сейчас.
(Vitalij)
Еще более "весело" выглядит съезд и выезд на дорогу с выделенной полосой общественного транспорта... А когда пробка, то и общественный транспорт стоит вместе с теми, кто поворачивает направо. А если руководствоваться ПДД, то повернуть направо становится небезопасным, т.к. часто надо пересечь за 20 м по сути 2 полосы, по которым едет общественный транспорт и летят г-ны, которым правила не писаны, а сзади норовят въехать в зад, т.к. никто не ждет, что посреди дороги начнешь тормозить...
(Гена Букин)
Это ЗЛО! И это однозначно!!! Поменяли лысого на седого, стало еще хуже! Интересно, каким местом думал этот ме-е-ер? Если раньше пробка тянулась на 2-3 км, то теперь тянется на 5-7, где логика? Просто нужно капусту рубить, вот и вся тема! Они хотят заставить пересесть москвичей на общественный транспорт? Бред! 70 лет в стране авто имели избранные, теперь же, когда народ мало-мальски поднялся и смог позволить себе средство передвижения, приходят какие-то олени и заявляют, что они хотят, чтобы люди ездили на автобусах и прочей лабуде. Вопрос: А вы нас спросили? С какого перепугу я должен делать так, как хочет какой-то утырок? За кордоном транспорт ходит как часики, а тут хрен дождешься + прибавьте "комфорт", да не хочу я стоять 30-40 минут, а то и час в метро, потом столько же в автобусе — НЕ ХОЧУ! Лучше правильно организуйте движение! На той же Волоколамке при въезде в Москву тротуар — таких в мире нет! Метров 20 шириной. Можно было за счет него расширить и сделать полосу для автобусов. Так нет — отобрали у трассы! Правильно! А зачем заморачиваться? Их же задницы все равно будут ездить с сопровождением! И движение будут перекрывать для них, и нас, как баранов в стойле держать независимо от того, едем ли мы на автобусах или на своих авто. МЭРА — В ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ! НА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ УРОВНЕ ЗАПРЕТИТЬ ЧИНОВНИКАМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АВТО, КАК ПЕРСОНАЛЬНЫМИ, ТАК И ЛИЧНЫМИ! ПОКА ВО ВЛАСТИ — ОБЯЗАН ХОДИТЬ ПЕШКОМ! ВПЛОТЬ ДО УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ!
(milka_24)
Я понимаю, что нужна полная реконструкция движения в Москве, но почему же надо это делать как всегда через одно место?! Ведь Собянин пришел с лозунгом "Долой пробки!", а по сути их же и усугубил... где же логика?! Да, я и сама готова периодически пересаживаться на метро, но для этого нужны большие перехватывающие парковки, а где же они после стольких разговоров о них? Я, бывало, на Юго-Западной оставляла машину, а теперь нарисовали эти "А" вокруг Ю-З на всех близлежащих улочках, и вся возможность пересадки на метро утратилась! Интересно, у наших "властителей" есть мозг? А если есть, почему они им не пользуются?!
(polковник)
Абсолютно согласен с мыслью, что полоса "А" это бред чистой воды. Если все едет, то и общественный транспорт едет. Если все стоит, то наш народ, который как известно самый умный, быстро занимает полосу "А", и полоса тут же замирает вместе с потоком. Но что особенно интересно, что Кутузовский и Рублевку почему-то не наградили буквой "А". Видимо там все-таки приоритет общественного транспорта гораздо ниже, нежели частного. Почему-то. А что еще бросается в глаза, так это ширина полосы "А". Она имеет ширину 1,5-2 автобусов во многих местах. Это-то для чего? Дороги у нас слишком широкие что ли?
(neveronasunday)
OK, постараюсь быть краток: во-первых, если раньше чинушам и прочим "слугам народа" нужно было выезжать на полосы встречного движения, распихивать и расталкивать всех с мигалками, то теперь для них появилась прекрасная возможность путешествовать по городу комфортно. Появилась еще одна удобная кормушка для тех же чинуш, обыкновенный грабеж людей в цивилизованной форме с применением камер. Не борьба с проблемой, а хорошая возможность НАЖИТЬСЯ на этой вот самой транспортной проблеме. Надо ли объяснять, что магистрали стали еще более не проездные. Я считаю, что таких реформаторов нужно судить их же человеконенавистническими методами, хотя бы просто к стенке, без разговоров, за такие издевательства. Никто из них стоять в пробке не будет, ведь есть выделенная "на благо народа" транспортная полоса.
(mitroha)
Полосы придуманы для свободного передвижения по городу тех, для кого правила не писаны. Раньше они двигались по встречкам и всяким разделительным полосам, постоянно рискуя получить встречную машину в лоб и постоянно убивая людей как в делах Баркова, Минха и им подобным. Теперь получили возможность промчаться с ветерком по правому ряду.