БОРЬБА С ПЛОСКОСТОПИЕМ Тест аварийного шинного комплекта Neoplan

Шум отдается болью в ушах: резина буквально кричит от боли, когда колесо Starliner медленно прокатывается по острым стальным колючкам. Препятствие (8 мм) без труда проникает в тело шины Michelin 315/80 R22,5. С громким свистом из нее медленно выходит воздух, индикатор на щитке приборов бьет тревогу. На дисплее водитель может прочитать показания давления в каждой из шин: впереди слева – «шинное плоскостопие».
Теперь начинается то, чего водители не любят: замена колеса. Если учесть, что весит оно не менее центнера, а работать по закону подлости приходится на обочине дороги, в темноте и при плохой погоде, то понять их можно. А ведь внутри ждут 40 пассажиров, расписание движения сыпется в прах! Примерно через полчаса вспотевший и грязный водитель снова садится за руль. Но это в том случае, если удалось отвернуть гайки. И разумеется, если удалось благополучно встать на обочине. Около 1300 аварий и 40 погибших из-за пробитых колес в год в одной только Германии насчитывает федеральное статистическое ведомство в Умфельде. Альтернатива – аварийная служба, которая стоит и времени и денег.
Руки водителя Neoplan Starliner и Cityliner теперь остаются чистыми в случае аварии шины, и они меньше подвергаются опасности. Производитель автобусов отказывается от седьмого или девятого колеса в пользу аварийного комплекта Premium-Seal Repair (в инструментальной секции справа над передней осью).
В нем имеются навинчивающийся на сосок колеса шланг, воздушный шланг для стыковки с пневмосистемой автобуса и подсоединяемая к тому и другому пластмассовая бутыль, содержащая 1,3 л желтоватой жидкости. В ней много гликоля и микроволокон, а также смол. Точный состав не сообщается.
АВСТРАЛИЙСКАЯ НАХОДКА
И как этим пользоваться? Водителю следует найти поврежденный участок шины. Удалить инородное тело щипцами (осторожно: давление в шине может его «отстрелить»!) и затем перекатить машину так, чтобы она стояла на поврежденном участке шины – при неблагоприятной погоде это непросто. Затем бутыль, к которой уже пристыкованы шланги, вешается на колесо, а патентованный штуцер одевается на сосок. При этом открывается золотник. Нажатием на рычаг из ресивера автобуса подается сжатый воздух. Вместе с ним содержимое бутыли попадает в шину. Затем шина накачивается до давления 8 бар из бортовой пневмосистемы. (Мотор глушить, думаю, не стоит… Пока оно протечет, можно и без воздуха остаться! А тогда ни колесо не накачаешь, ни с места не сдвинешься… Пусть уж бормочет. И качает. – Ред.)
На все про все требуется 10 мин. Водитель должен, стоя рядом с автобусом, нажимать на рычаг или фиксировать его, как это происходило на испытании, с помощью веревочки. Но если рычаг будет защелкиваться подобно рычагу в бензозаправочном «пистолете», все будет проходить легче, да и надежнее. Теперь остается разобрать систему, уложить ее на место и в темпе двигаться дальше. Сжатый в шине воздух и центробежная сила, а также деформации покрышки во время движения распределят жидкость в шине так, что она найдет дорогу к каналу в месте повреждения, заполнит его и перекроет путь вытекающему воздуху.
Тестируемый Starliner поворачивает во двор, катит по улице.
Сигналы на панели приборов не протестуют: на дисплее давление в шине – постоянные 8 бар. На автобане закон разрешает не больше 80 км/ч с шиной, заштопанной подобным образом. Все же у финиша теста автобус катит со скоростью 100. Рулевое колесо лежит в руке абсолютно спокойно. Изменение ездовых качеств не зафиксировано, хотя из-за нагрева шины давление в ней поднимается до 9 бар.
Километров через 50 возвращаемся во двор. Все это время Starliner вел себя отлично. Ни заштопанная шина, ни машина не проявляют признаков неисправности. В действительности ездить можно было бы еще долго: Neoplan гарантирует «заштопанной» шине пробег не менее 1000 км. Благодаря этому подцепивший «плоскостопие» автобус в большинстве случаев без замены колеса благополучно добирается до дому.
Продолжение эксперимента: теперь автобус катит с отремонтированной кое-как шиной по стоящему вертикально, толщиной с палец, стальному шипу диаметром 12 мм. Резина стонет еще ужаснее, чем до этого. Феноменально, но факт: уже имеющаяся в шине жидкость снова запирает поврежденное место. Это притом, что изготовитель Premium-Seal гарантирует герметичность дырки диаметром не более 6 мм. Тем не менее вторично заштопанная шина держит воздух.
Далеко не каждый сразу поверит во все это, – дело слишком похоже на историю о Мюнхгаузене, который тащит себя за волосы из болота. «Первые реакции автобусных предпринимателей были смешанными», – вспоминает производственный менеджер Neoplan Хайнц Кисс. Запасное колесо со времен грюндерства служит надежной опорой и успокаивающей пилюлей. Но вспомним: в те времена улицы были полны потерянных подков и гвоздей от них.
Езда без «запаски» требует мужества – Neoplan в Starliner успокаивает нервы наличием контроля за давлением в шине. В Cityliner такая система стоит 650 евро (опция). Но, положа руку на сердце: кто будет пачкаться, если есть контроль давления воздуха?
Еще один плюс для Premium-Seal Repair: аварийный комплект весит примерно 3,5 кг, а запасное колесо больше центнера. Аварийный комплект также экономит деньги: Premium-Seal Repair у Neoplan в качестве запчасти стоит около 150 евро. За комплектное запасное колесо Neoplan требует 600–700 евро. Правда, поврежденные боковины шины в дальнейшем неремонтопригодны, так же как и большие резаные повреждения.
Все же внимание: в Starliner предусмотрено место для запасного колеса, а у нового Cityliner его нет, вместо него – дополнительный багажник. Но все же инструмент для замены шины Neoplan прикладывает к машине принципиально. Другие более жадные: у нового поколения грузовых автомобилей малой грузоподъемности Mercedes Sprinter и VW Crafter в серийной комплектации «запаски» нет. И она сама, и ее держатель устанавливаются только по заказу как дополнительное оборудование. И только с ними автомобиль получает домкрат для замены шины.
Конфетка в аварийном комплекте: средство биологически разлагается и не закрепляется в шине, в отличие от подобных средств на латексной основе. Поэтому поврежденная шина после возвращения просто промывается в мастерской водой, а затем ремонтируется специалистами по шинам. Клапан никогда не склеивается. «Значение pH жидкости соответствует тому же в косметике», – подчеркивает специалист по сбыту Premium-Seal Эдуард Хартл безобидность средства.
Хотя средство и растворяется в воде, не следует опасаться поездок в дождь или парковки на мокром грунте, как в том убедился Neoplan в многочисленных испытаниях. Потребовалось целых два года на испытания и доработку Premium-Seal Repair для люксовых лайнеров Neoplan, прежде чем они пошли в серийное производство.