АВАРИЯ – НЕ ДОЧЬ МЕНТА Оформлять мелкие ДТП вскоре можно будет без участия сотрудников ГИБДД

Первая часть поправок в «автогражданку» заработает уже в начале марта. Изменения коснутся выплат по ущербу жизни и здоровью людей. Пока что пострадавшие в одном ДТП (либо родственники в случае гибели участников аварии) не могут получить более 240 тысяч рублей на всех. Так что пассажирам, например, маршрутного такси или междугороднего автобуса компенсируются жалкие крохи. С марта же каждой жертве (или родственникам) положено до 160 тысяч рублей. То есть, если маршрутка, перевозившая 13 человек, угодила в чудовищный замес (например, оказалась под КамАЗом), то страховщики угорят аж на 2 миллиона «рэ», то есть каждый из пострадавших получит на лечение причитающиеся ему 160 тысяч «деревянных». На первый взгляд эти перемены не должны сильно отразиться на рентабельности страхового бизнеса. Чего греха таить, когда страховщики подводят ежегодные итоги и озвучивают цифры, сколько денег от населения они приняли по договорам ОСАГО и сколько выплат было произведено, становится понятно, что у коммерсантов жизнь поистине «шоколадная». Однако сами страховщики уверены, что принятые поправки – это первый гвоздь в крышку гроба «автогражданки». К примеру, только по смертельным исходам ежегодно придется выплачивать порядка 6,5 миллиарда рублей. А с учетом компенсаций ущерба здоровью — потери составят от 8 до 12 миллиардов.
Впрочем, страховому сообществу не привыкать жаловаться на бедственное положение своих дел. И думается, верить в то, что «автогражданка» для них станет совсем убыточным, а следовательно, совершенно непривлекательным делом, не стоит…
Вторая часть поправок в закон об ОСАГО, касающаяся прямого урегулирования убытков, вступит 1 июля 2008 года. Суть их в следующем: пострадавшая в ДТП сторона будет обращаться за выплатой не в страховую компанию виновника аварии, а в ту, где он застрахован сам. Особенно эти поправки полезны для водителей-дальнобойщиков, и вот почему: скажем, транспортная компания, в которой вы работаете, находится в Москве. По долгу службы вас с грузом отправили, допустим, на Урал. Где-то под Челябинском в вашу фуру вмазался какой-нибудь тамошний абориген, снесший бампер, фонари, раскромсавший радиаторную решетку… Вернувшись обратно в Москву, вы захотите получить деньги на ремонт грузовика, но тут возникает проблема – страховая компания виновника аварии находится в Челябинске, и дабы предъявить претензии, нужно ехать именно туда. А это, как понимаете, не всегда возможно и экономически выгодно (чтобы предоставить челябинским страховщикам большегруз на экспертизу, на солярку придется потратить сумму, сопоставимую с размером самой выплаты). Но с 1 июля все изменится в лучшую сторону.
1 декабря 2008 года в силу вступит третья порция поправок в «автогражданку», и оформлять мелкие аварии, сумма ущерба в которых не превышает 25 000 рублей, можно будет уже без участия ГИБДД. То есть в идеале это должно выглядеть так: одна машина догнала в «задок» другую, водители вышли, полюбовно решили, кто из них прав, кто виноват, на глазок оценили сумму ущерба, а затем сами заполнили необходимые страховые бумажки и разъехались. Действительно удобно, ибо нет нужны по несколько часов ждать, когда приедет ГАИ.
Но на деле получается, что каждый водитель должен назубок знать расценки автосервисов и магазинов запчастей. И ладно, если бы пришлось держать в голове стоимость ремонта своей машины. Нужно еще научиться ориентироваться в ценах на все автомобили вокруг, ибо по ОСАГО мы защищаем не свою машину, а ту, в которую предстоит врезаться.
Причем всякий водитель теперь обязан с точностью эксперта скидывать с поврежденных деталей амортизационный износ, выявлять скрытые повреждения и прочее, после чего приходить к выводу, превышен лимит в 25 000 «рэ» или нет. И если автомобилист дал маху, обсчитавшись в меньшую сторону, то виновник аварии рискует нарваться на регрессный иск, ибо страховщики не захотят платить из своего кармана сверх «штуки» «баксов», в то время как пострадавший будет требовать полного возмещения затрат. И сами коммерсанты это подтверждают, мол, если лимит в 25 «тыров» превышен, то перерасход будет оплачивать непосредственный виновник ДТП из своих кровных. Но это в теории. Ведь как это сделать без документов ГИБДД, подтверждающих факт ДТП и виновность второго участника аварии? Задним числом их ведь никто не даст…
Выходит, что водители на оформление «мелочевок» по-старинке будут вызывать сотрудников ГИБДД. Во-первых, не нужно будет париться по поводу лимита в 25 000 рублей, а во-вторых, у страховых компаний будет меньше поводов обвинять участников аварий в страховом мошенничестве.
Впрочем, это все, можно сказать, ерунда по сравнению с главным побочным эффектом, который ожидается от реформы «автогражданки». То есть подорожанием полисов, которое пробивают страховщики. Если коммерсанты убедят чиновников в необходимости повышения цен на полисы, то стоимость этой бумажки может увеличиться по самым скромным подсчетам… втрое!
В общем, принимая эти поправки, депутаты хотели как лучше, а получилось у них как всегда.