TORO - ТРУЖЕНИКИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ ИЗ ФИНЛЯНДИИ
Завод TORO был построен в 1913 году в городе Турку в Финляндии. В первые три десятилетия своего существования предприятие выпускало прицепы к тракторам, оборудование для очистки взлетных полос, асфальтные установки и экскаваторы ARA. В 1971 году фирма TORO с выпуском своего первого туннельного погрузчика LHD начала закрепляться в новом для себя сегменте рынка – производстве туннельных машин и самосвалов.
Как и все известные машиностроительные компании, финны при разработке своих подземных самосвалов также ставили в основу проектов концепции повышения безопасности туннельных транспортных средств, их высокую производительность и надежность, а также максимально удобные условия работы оператора. Именно всеми этими качествами и обладают десять моделей туннельных погрузчиков TORO и четыре модели самосвала. Поскольку подземелье является зоной повышенного риска по определению, то тема безопасности самосвалов TORO является наиболее приоритетной. В том, что в финских машинах применены все современные устройства и разработки, нет ничего удивительного.
В этом месте я позволю себе расписать поподробней. Это, безусловно, прочная кабина, корпус которой сделан из специальной стали, а дверь из алюминиевого сплава для уменьшения снаряженной массы самосвала. Все кабины транспортных средств TORO соответствуют требованиям ROPS (защита оператора в случае опрокидывания машины) и FOPS (защита оператора от падающих без предупреждения на крышу камней и глыб), а также оснащены многослойным лобовым стеклом.
Также надо отметить другие особенности финских тружеников подземелья - вся внешняя поверхность кабины и силового отделения покрыты слоем резины для амортизации случайных ударов камней, моторный отсек изолирован от системы охлаждения, устранены какие-либо контакты между электросистемой транспортера и его гидравликой и, конечно, встроенная система пожаротушения. У оператора есть оборудование связи с наземным диспетчером, в кабине установлен датчик, который моментально даст команду отключения привода движения машины и всех рабочих органов в случае открывания двери.
Первые две модели туннельных самосвалов – TORO 40 и TORO 50 plus с колесной формулой 4х4. Конструкция этих подземных транспортеров выполнена по шарнирно-сочлененной схеме, что дает им исключительную маневренность в ограниченном пространстве.
Самый легкий в ряду самосвалов – TORO 40. Он оснащен двигателем Detroit Diesel серии S-60 DDEC IV мощностью 475 л.с. и коробкой передач Dana SOH 8821. Предназначен для перевозки сыпучих грузов по туннельным проходам с высотой 4,5 м и такой же шириной. Снаряженная масса машины – 30,7 т, его грузоподъемность 40 т, а объем кузова составляет 22 м3. Длина автомобиля 10,2 м, а ширина 2,99 м.
TORO 50 plus имеет грузоподъемность 50 т, а снаряженную массу 35,2 т. В его моторном отделении размещены двигатель Detroit Diesel серии S-60 141 мощностью 575 л.с. и автоматическая трансмиссия Dana SOH 8821.
Самосвал TORO 50 plus может работать в туннеле с шириной и высотой 5 м.
Небольшая габаритная высота обоих подземных грузовиков, всего 2,9 м, позволяет потребителю перевозить довольно большой объем породы при загрузке кузова с горкой. Мощные двигатели позволяют обоим автомобилям передвигаться с максимальной скоростью 45 км/ч, а также преодолевать подъем с максимальным уклоном 20% при полной загрузке.
Большого диаметра колеса повышают устойчивость и проходимость самосвалов в сложных условиях эксплуатации.
Крупные горнодобывающие компании, стремясь снизить издержки по извлечению полезных ископаемых, проявили интерес к более тяжелой технике, и финские конструкторы, учитывая их пожелания, спроектировали мощный и производительный самосвал TORO 60. В отличие от предыдущих моделей, имеющих сочлененное шасси, TORO 60 обладает жесткой рамой и тремя осями (колесная формула 6х4). Подземный тяжеловоз предназначен для перевозки руды и камней массой до 60 т по туннельным проходам с высотой и шириной 5,5 м. В свое время этот самосвал был самым грузоподъемным в этом классе подземным автомобилем.
Оригинальная патентованная конструкция шасси позволяет тяжеловозу фактически при тех же габаритах (длина – 10 630 мм), как у «младших братьев» TORO 40 и TORO 50, иметь отличную маневренность. Его небольшой радиус поворота (9,4 м) достигается благодаря использованию управляемых переднего и заднего мостов. То есть при повороте в одну из сторон передняя ось поворачивается в эту сторону, средняя остается неподвижной, а задняя поворачивается в противоположную.
Самосвал снабжен 19-литровым дизельным двигателем CUMMINS QSK 19-C мощностью 760 л.с. при 2100 об/мин, автоматической коробкой передач Allison M6610AR и мостами Dana SOH 48T300. Объем кузова составляет 32 м3. Снаряженная масса автомобиля 48,5 т, а полная – 108,5 т.
Кроме большей грузоподъемности, у 60-тонного тяжеловоза также установлена большая по объему современная звуконепроницаемая кабина с кондиционером и оптимально расположенными органами управления. Из нее оператору открывается хороший обзор.
Дополнительные 10 т груза по сравнению с TORO 50 означают 20%-ный рост полезной загрузки, а мощный привод TORO 60 значительно увеличивает его скорость движения – на 40% и делает 60-тонный транспортер чрезвычайно производительным, пожалуй, самым эффективным самосвалом на рынке этой техники.
Последний представитель модельного ряда финской фирмы – 80-тонный самосвал SUPRA 0012H с боковой разгрузкой. Подземный гигант, весящий 58 т без груза, может двигаться по аналогичному туннелю, как и TORO 60, но при этом иметь на треть больше полезную нагрузку. Тяжеловоз с габаритной длиной 11,6 м оборудован двигателем Detroit Diesel серии S-60 мощностью 425 л.с., автоматической 5-ступенчатой коробкой передач Allison HD 4060P и мостами Kessler.
Конструкция автомобиля существенно отличается от предыдущих моделей. Шасси SUPRA-0012H (10х8) - пятиосное с двускатной ошиновкой всех колес, диаметр которых значительно меньше, чем у того же TORO 60 или TORO 40. Передний и задний мосты управляемые, а три промежуточные нет. Самосвальная платформа объемом 48 м3 может разгружаться только в правую сторону.
Большая кабина, соответствующая требованиям ROPS и FOPS, оборудована кондиционером воздуха. В эргономике также предусмотрено немало современных решений: хороший визуальный обзор, удобно расположенная приборная панель и органы управления, резиновые амортизаторы для гашения вибраций и облицовка шумоизолирующими панелями стен кабины, регулируемое сиденье оператора с собственной подвеской, многофункциональный джойстик для легкого управления, а для улучшения контроля движения и разгрузки на транспортере установлены камеры заднего вида.
Туннельные погрузчики и самосвалы финской фирмы TORO сегодня хорошо известны и оценены в Европе, России, Африке, Австралии, Канаде, Китае и в Южной Америке. За все годы уже выпущено более 4500 этих машин.