Чиновники российского Минтранса чуть не оставили заправки без бензина
![Бензовоз на дороге](/upload/iblock/7b4/11753-5a4b902a2b72d%C2%A0%E2%80%94%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F.jpg)
Согласно новым правилам, автоцистерны обязаны получать освидетельствования технической безопасности. Однако правила не устанавливали ни орган, выдающий этот документ, ни перечень экспертов, проводящих освидетельствование. В течение января-февраля участники топливного рынка вынуждены были написать письма в различные инстанции, в том числе в МВД, Минтранс, Минэнерго и вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу с просьбой скорейшим образом урегулировать ситуацию, чтобы не допустить коллапса на розничном рынке нефтепродуктов. В итоге чиновники, оперативно исправляя свою ошибку, согласовали перенос сроков нового регламента на год.
Не было печали — перешли на европейские стандарты
Раньше МВД при выдаче разрешения на допуск транспортных средств к перевозке опасных грузов не выдавало отдельных свидетельств на бензовозы и их цистерны. Поэтому в России не было специальных испытательных лабораторий, проводящих испытания и проверки автоцистерн.
В конце ноября 2017 года МВД в соответствии с международными правилами ввело новый Административный регламент о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов, который предписывал выдачу новых свидетельств для грузовиков со встроенной цистерной или батареей сосудов. В этих свидетельствах должно быть подробное описание цистерны, данные о периодических испытаниях ее на безопасность и перечень веществ, допущенных к перевозке в данной цистерне. Выдавать такое свидетельство должен «компетентный орган», а проводить испытания — эксперт, утвержденный компетентным органом. Указаний на то, кто является компетентным органом и кто — экспертом-испытателем цистерн, в административном регламенте МВД не было.
Не поняли и не поехали
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша пояснил, что из действия нового Административного регламента к настоящему моменту уже сложилась проблемная ситуация с перевозками бензовозами нефтепродуктов от нефтебаз до АЗС. «Мы собираем информацию с рынка, и по нашим данным, сейчас уже порядка 20% парка бензовозов вынуждены простаивать из-за того, что не могут получить свидетельствования по новым стандартам. И с каждым днем их становится все больше. Если ситуация не изменится, то к маю на топливном рынке может возникнуть коллапс. Очень важно сейчас ускорить процесс переноса сроков выдачи нового свидетельства, чтобы как можно быстрее восстановить нормальную работу перевозчиков нефтепродуктов», — сказал он.
Ведущий аналитик трейдера «Алгоритм Топливный Интегратор» Виктор Костюков отметил, что проблема для владельцев бензовозов возникла нежданно-негаданно: «Казалось бы, в пухлый портфель бензовозчика, состоящий из десятков всевозможных разрешительных бумаг, вложить еще пару листов. Но оказывается эту «пару документов» должен выдать Минтранс, который узнал о своих новых обязанностях из газет и гневных писем владельцев бензовозов. А ведь нужно найти и обучить экспертов для испытаний. Подготовить техническую базу, испытательное оборудование, разработать и утвердить методики испытаний. Естественно, с таким валом работ Минтранс в короткие сроки не справится, а ГИБДД перенести их не в состоянии. Налицо результат безответственности и низкий уровень управленческой культуры чиновников», — сказал он.
И полетели письма
РТС и компании-перевозчики направили письма в МВД и в Минтранс, в которых уведомили о сложившейся правовой коллизии, а также в Минэнерго и вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу с просьбой помочь коллегам разрешить проблему. К переписке с ведомствами подключились крупные нефтяные компании. ВИНКи просили разъяснить министерства, как применить новый регламент на практике. Так, например, в «Газпром нефти» отметили, что, хотя компания и не сталкивается на текущий момент с нехваткой бензовозов, но видит риски возможного ухудшения ситуации. «В данный момент перевозки топлива осуществляются в полном объеме, в том числе с привлечением сторонних подрядчиков. Из-за отсутствия утвержденного перечня экспертов, имеющих право проводить проверки и испытания цистерн, проблема вывода части транспорта у многих перевозчиков действительно может возникнуть. «Газпромнефть-Транспорт» со своей стороны обратилась в МВД и Минтранс РФ с просьбой указать перечень организаций, имеющих право на проведение таких испытаний», — сказал представитель компании.
Сами создали трудности, сами их преодолели
МВД, Минтранс и Минэнерго в срочном порядке приступили к консультациям, чтобы решить созданную ими же проблему и не допустить дефицита на рынке топлива. По итогам совещаний было решено перенести это нововведение на год, сообщили «Интерфаксу» представители Минтранса и Минэнерго. К 1 января 2019 года должны быть созданы специальные лаборатории по испытанию автоцистерн для перевозки опасных грузов и определен ответственный за выдачу свидетельств.
По словам источника в одном из ведомств, приказ об отсрочке выдачи новых свидетельств уже отправлен в Минюст и будет утвержден в ближайшие две-три недели.
Тем временем, Минэнерго уверило, что дефицита топлива на рынке в этом году не ожидается. «Учитывая уже реализуемые мероприятия по переносу сроков, а также достаточный уровень запасов на предприятиях нефтепродуктообеспечения (по состоянию на 20 февраля 2018 товарные остатки бензина составляют 1,7 млн, дизельного топлива — 2,7 млн тонн), Минэнерго не прогнозирует дефицита моторного топлива, связанного с ограничением допуска транспортных средств к перевозке нефтепродуктов», — сказал представитель министерства.