КУПИ ДОРОЖЕ, ПОТРАТЬ МЕНЬШЕ
Большей частью речь шла о шинах, изготовленных с использованием Michelin Durable Technologies (MDT). Собственно, назвать MDT новинкой будет не совсем честно уже хотя бы потому, что наш журнал достаточно подробно писал об этом ровно год назад. Правда, без новостей дело тоже не обошлось. Но о них чуть позже, а пока напомню самую суть MDT. Разумеется, с теми поправками, которые произошли в понимании вопроса за год. Напомню, что речь идет исключительно о бескамерных шинах «ЦМК», то есть с радиальным металлокордом и металлическим брекером, размерности которых заканчиваются на …,5: например: 19,5; 22,5.
Начну, пожалуй, с природно-климатических особенностей нашей страны. Плюс-минус тридцать, снег-дождь, заносы-грязь-сухой асфальт… Едва ли стоит перечислять все: думаю? читатели знакомы со всем этим лучше меня. А значит, здесь будет особенно цениться шина с «загребистым протектором». Именно это соображение диктует две первые составляющие Michelin Durable Technologies – прорези между шашечками протектора (ламели) типа «Капля воды» и «Двойную волну» все тех же ламелей.
В условиях большого разнообразия изменений климата и сцепных возможностей дороги наилучшие тяговые способности и управляемость обеспечивают «шашечки». Но они, во-первых, со временем становятся менее насыщенными, поскольку изнашиваются и прорези между ними исчезают, а во-вторых, они сами по себе изнашиваются быстрее, чем сплошные «кольца» шоссейного протектора. Так вот, благодаря «Капле воды» ламели (прорези между блоками протектора) как бы раскрываются, что сильно улучшает сцепление изношенной шины на мокрой, грязной, заснеженной и т.д. дороге. Оно у изношенной на 2/3 покрышки лучше, чем у шин предыдущего поколения. А благодаря тому что прорезь имеет волнистую форму, причем как от оси колеса к беговой дорожке, так и вдоль оси, в процессе наезда на шашечку она сжимается, сцепляется с соседней и… работает как сплошное шоссейное «кольцо». Результат - прекрасное сочетание проходимости с долговечностью. На долговечность работают и нюансы в составе резины протектора, уменьшающие сопротивление качению и улучшающие ходимость.
На долговечность работает и третья составляющая Michelin Durable Technologies - дополнительный слой брекера InfiniCoil, намотанный из стальной проволоки виток к витку под протектором. Он обеспечивает более равномерное распределение нагрузки по ширине беговой дорожки. Более того, как раз InfiniCoil и позволяет получить небывало большое соотношение ширины профиля к его высоте и соответственно получить «двускатную односкатку» - шину X One, которая сама по себе позволяет экономить примерно 5% топлива в сравнении с самыми «энергосберегающими» шинами при двускатной ошиновке задних колес.
Прошу извинить за столь длинную «присказку», однако и без нее обойтись не считаю возможным: год прошел! Теперь о новостях.
В прошлом году российским транспортникам предлагалась одна модель шины XDN2 GRIP. Теперь она предлагается трех самых ходовых размеров: 315/80 R22,5; 315/70 R22,5 и 295/80 R22,5. А кроме этого, «чисто российская линейка» пополнилась еще четырьмя новыми моделями. Разумеется, все изготавливаются с использованием Michelin Durable Technologies. Это, прежде всего, шины для рулевой оси Michelin X Energy 315/60 R 22,5 XF. Добавьте к этому шины, созданные специально для автобусов. К слову, именно это направление я бы назвал одним из самых перспективных. Ведь для автобуса 200 тыс. км годового пробега - показатель очень высокий, но далеко не предельный. А ведь полноразмерные автопоезда о таком даже мечтать боятся!
Среди автобусных шин прежде всего нужно назвать Michelin X Coach 295/80 R 22,5 XD для ведущих осей междугородных и туристических машин. Муниципальный транспорт также не обойден вниманием: Michelin X City275/70 R 22,5 XZU3 ориентирован на городские автобусы. Для них шины не делят на управляемые и ведущие, что сулит существенную экономию городским ПАТП. И пусть коммунальные автобусы не ездят так далеко и быстро, как междугородные, но они день за днем по12–20 часов утюжат улицы, а в итоге получается далеко не маленький километраж. Так что высокая сама по себе, да еще и увеличенная благодаря Michelin Durable Technologies ходимость шин здесь сулит вполне ощутимую экономию.
Следующая новинка ориентирована, скорее, не на транспортников. Это прицепные шины Michelin X One Maxi Trailer 455/45 R 22,5. Они созданы в качестве замены нынешней прицепной резине с шириной профиля 385 и позволяют заметно снизить погрузочную высоту, а значит, увеличить полезный объем фургона стандартных размеров. Однако из-за большей ширины не могут монтироваться на уже выпускающиеся полуприцепы. Это значит, что подобно «Икс один» (X One) для ведущих осей тягачей они будут поставляться только на первичную (то есть на конвейер) комплектацию. Так что «живьем» мы сможем увидеть «Макси Трейлер» только на следующем поколении полуприцепов. К слову, его первые представители, по словам сотрудников Michelin, скоро дебютируют.
Правда, автомобильные X One тоже поставляются только на сборочные конвейеры. Ведь прокол единственной покрышки гораздо опаснее, чем прокол одного из двух спаренных скатов. А значит, ставить «двускатную односкатку» пока можно только на автомобили, должным образом оборудованные контролирующей электроникой. Мне лично, говоря честно, такая позиция не совсем понятна. Ибо как же тогда ездят, и порой втрое быстрее, легковушки? Да и как быть с телегами? Или там односкатки не опасны? Да и теория вероятностей, если честно, дает для «суперсингла» меньшую вероятность отказа, чем для двух скатов. Впрочем, как там говорят менты? «Правила есть правила», и их, а уж тем более законы, надо выполнять. И я не против, наоборот – за! Но думать-то не запретишь… А вообще-то, с электроникой или без, только, думаю, со временем «суперсинглы» станут обычным явлением. Ведь от необходимости смотреть, куда и на чем едешь, уже сейчас никто никого освобождать не собирается.
На презентации были также представлены расчеты стоимости километра пробега: на какой пробег резины может рассчитывать транспортник в пересчете на рубль затрат, пользуясь шинами Michelin. Разумеется, дело не обошлось без легкого лукавства, однако именно легкого, ибо лишь некоторые проигрышные, но и множество выигрышных моментов остались, что называется, «за кадром». К примеру, далеко не факт, что реальный транспортник сможет купить у реального дилера покрышку за те деньги, которые были заявлены на пресс-завтраке. С другой стороны, если шина живет в два раза дольше, то и на «переобувку» машины требуется ровно вдвое меньше денег!
И здесь невольно вспоминается бессмертное творение Стругацких, где Тойво Глумов воспользовался многофакторным анализом и к общепринятым параметрам прибавил еще… (простите, уже не помню, сколько) и получил результаты, немало подивившие не только его самого, но и бывалых его начальников. Что же, господа транспортники, жизнь требует от вас ежедневного «многофакторного анализа», а число анализируемых параметров кроме вас не может знать никто. Да и машинку (или программу? – не суть), способную делать такой анализ, пока не сделали. Но может, оно и к лучшему!
Единственная возможная помощь – дать «печку», от которой можно «танцевать». И здесь испытываю законную гордость: в качестве «печки» я по-прежнему, даже через год, могу рекомендовать собственную статью «Резиновые километры деревянного рубля». Разумеется, найти тот номер уже сложно, но можно сходить на www.autotruck-press.ru и прочитать там. Только ради Бога не забывайте, что к стандартным параметрам нужно прибавить должное количество своих собственных! Но кто, кроме вас, может знать, каких именно?! С другой стороны, на некоторые моменты рискну обратить ваше внимание.
Как-то у мультибрендового продавца я увидел (разумеется, это произошло без ведома хозяина – просто так уж случилось…) стоящие рядышком грузовые покрышки Bridgestone, Goodyear и Michelin одного типа и размера. И знаете, в тот момент я просто УВИДЕЛ, почему у человека, переобувшего КамАЗы в Michelin, резко сократились расходы на ремонт ходовой части – подвески и рулевого управления. Собственно, там была видна разница в качестве между этими тремя марками, но их общий отрыв от нижнекамских шин, идущих на конвейер КамАЗа, был просто потрясающим!
Подводя итоги, дам рекомендацию. Может быть, единственную, которая возможна без ущерба для моей репутации. Не жадничайте, пробуйте новое, особенно от солидных производителей, не забывая, впрочем, о здравом смысле. Хотя бы на одной машине и с проверенным водителем. И пусть не сразу, но со временем ваши дела пойдут заметно лучше!