ПРЕДОТВРАТИТЬ САМОРАЗРУШЕНИЕ
Но… жизнь течет, количество заболеваний не уменьшается и, в основе большинства заболеваний профессиональных водителей лежат именно воздействия на организм колебаний и вибраций разной частоты. В первую очередь страдают нервная система и костно-мышечная. Условия бездорожья или плохих дорог, которыми славится Россия, только усиливают отрицательное воздействие на организм водителя вибраций и колебаний кузова, двигателя и трансмиссии. Нервное утомление, снижение слуха и зрения, нарушения сна с одной стороны, то есть со стороны нервной системы. Остеохондроз с грыжами дисков, простатит, геморрой - со стороны костно-мышечной системы. Вот неполный перечень заболеваний профессии «водитель-дальнобойщик или водитель грузового транспорта».
Люди выбрали эту профессию. Работа нравится, «кормит». Не бросать же ее из-за этих «врачебных страшилок». Что делать? Вопрос, с одной стороны, непростой. С другой стороны, несложный, так как для его решения необходимо научиться выполнять правила профилактики болезней, так же как и правила дорожного движения. Как ни парадоксально, для большинства водителей это трудно. Надо же изменить свои привычки, касающиеся распорядка дня. Но это не сложно, так как эти правила достаточно просты.
Чтобы их понять, проведу маленький ликбез по анатомии и физиологии перечисленных болезней. В медицине к названиям прибавляют «пат» (pathos-страдание, болезнь – лат.). Но с этим пусть разбираются патологоанатомы. Мы же знания анатомии и физиологии будем использовать в профилактических целях.
Задача – адаптироваться (приспособиться) к своей работе и компенсировать (сохранить) свой организм от разрушения теми же вибрациями. Анатомически главным органом человека является мозг, или ЦНС (центральная нервная система). Он же – руководитель, вдохновитель, организатор и водитель, если хотите. А исполнителем является мышечный орган, или мышечная система, составляющая до 40% от веса тела, это своего рода машина. А если добавить к этому связки, сухожилия, фасции и суставные сумки – на ее долю придутся все 60% массы тела.
Мозг думает, оценивает, принимает решения к действию и собирает информацию от тела, мышцы же выполняют его команды и сигнализируют болевыми рецепторами о каких-либо нарушениях в организме, ибо все перечисленные органы и ткани зависят от мышц. Одним словом, с точки зрения медицины человек – это машина с водителем. Не прошел ТО – ремонт. В нашем случае, не будешь делать профилактику – попадешь в больницу.
В чем же заключается эта профилактика? Все просто. И мозг, и мышцы, и внутренние органы объединены сосудами (артерии, вены, кровеносные и лимфатические капилляры). По всем этим сосудам и капиллярам циркулирует кровь, лимфа, межклеточная жидкость, снабжающая органы и ткани питанием (кислород, глюкоза, белки и прочее). Чем лучше происходит циркуляция новых жидкостей и выведение отработанных, тем здоровее и чище организм.
Все эти сосуды и капилляры заложены в мышцах, а управляет мышцами (машиной) мозг (водитель). Заболевания, о которых я упомянул выше, связаны с нарушениями питания органов, тканей и суставов, то есть недостаточным количеством крови, лимфы и межклеточной жидкости, поступающих к ним.
В течение дня мышцы выполняют функцию насосов, и физиологи называют мышечную систему периферическим сердцем, в отличие от кардиологов, считающих сердце главным органом, перекачивающим кровь. Но если следить за мышцами, то вы не будете помнить про сердце. Если же стать на сторону кардиологов, то вы узнаете дорогу в аптеку и такие слова, как гипертония, ИБС, инфаркт.
Но мышцы работают, если им приказывает мозг (ЦНС). А нервная система еще знает слова: «лень», «устал», «не хочу» и «так проживу как-нибудь».
Вы уже поняли, что речь идет о гимнастических упражнениях, которые необходимо делать, заставляя мышцы качать кровь по сосудам (большой и малый круги кровообращения) с гораздо большей силой, чем в покое. Тем самым укрепляя сосудистые стенки и проходя своевременно ТО, это и будет основной профилактикой всех сосудистых заболеваний, в том числе простатита, геморроя, ИБС и др., и улучшением питания мозга, позвоночника и суставов.
Если делать эти упражнения регулярно - до и после поездки, допустим, по 20-30 мин., вы спасете себя. Но необходимо делать упражнения интенсивно, то есть до пота и на пульсе 120-140 ударов в минуту. Если не делать упражнения, то вибрация и колебания вашего автомобиля ускорят проявления вышеуказанных заболеваний.
Как показывает практика, до 40 лет «здоровья хватает» и без упражнений, но дальше - развал, то есть аптека, страх и снижение качества жизни. А жить хочется хорошо, и чем дольше, тем лучше.
Конкретнее: лучше, конечно, заниматься на тренажерах, и программу именно для вас может составить на сегодняшний момент только специалист по кинезитерапии. Инструктор по бодибилдингу или фитнессу не имеют нужных знаний по указанным наукам. Но это - если вы дома.
В поездках надо помнить про три этажа тела.
I этаж (ноги, таз) - приседания с прямой спиной, руки вверх, ноги на ширине плеч. Присел на вдохе - встал на выдохе.
II этаж (пресс) - лежа на спине, подъем прямых ног до 900. Опустил ноги на вдохе - поднял на выдохе.
III (спина, грудь, плечи) - отжимания от пола (вверх на выдохе) с прямой спиной.
Совет: контролируйте только выдох (в момент максимального напряжения), вдох же происходит автоматически.
Дозировка: все упражнения имеют смысл при выполнении по 10 повторений 10 раз, то есть отжимания - 10 по 10, пресс - 10 по 10, приседания - 10 раз по 10; все три упражнения по очереди без остановки. Пауза между сериями 10-15 с. Получится не сразу, и будут болеть мышцы. Холодный душ или ванна снимает эти боли. Сауна или баня - еще лучше.
И последнее. Курение наносит необратимый ущерб вашему здоровью, и прежде всего, мозгу и сосудам ног.
Удачи на дорогах!