Кому не спится по ночам
Мысль о том, что нужно получше изучить и осветить тему организации перевозок негабаритных грузов появилась после того, как автору этих строк довелось принять участие в полном приключений автопробеге на контейнерном погрузчике. В принципе, мы тогда сделали все не так как надо: не подготовили заранее технику, не разработали маршрут движения, а с разрешениями и прочими документами вообще беда. Достаточно сказать, что у меня вместо прав на погрузчик было горячее желание поставить еще одну галочку в своей водительской биографии. Только благодаря счастливому стечению обстоятельств, рейс закончился благополучно. Поэтому, желание ознакомиться с профессиональным подходом к таким делам вполне естественно.
Без двадцати одиннадцать комбинат просыпается. Начинают ползать мостовые краны, и, на Монтажную улицу (Восток столицы) один за другим выезжают груженые продукцией завода автопоезда. А вот и мой. Автопоезд длиной 31 метр состоит из трехосного тягача «МАЗ» и полуприцепа – фермовоза. Интересно, как же он будет выезжать на дорогу? Наверняка залезет на противоположную обочину! В предвкушении интересного снимка занимаю удобную позицию, но маневр выполняется быстро и без приключений. Можно ехать. Колонна состоит из милицейской машины, автопоезда с фермой, и тягача прикрытия. Его задача – не пропускать под фермовоз попутный транспорт. Особенно актуально это во время поворотов, когда появляется немало желающих пролезть между полуприцепом и обочиной. Впереди их ждет встреча с тягачом, который ночью из легковой машины почти не виден, а полуприцеп, тем временем, неминуемо переедет зазевавшегося «чайника». Кроме того, по словам водителей, в случае поломки головного тягача прецепиться вполне реально. Наш путь пролегает через Щелковское шоссе на МКАД. Наверняка на съезде нас ожидает немало интересного, ведь он довольно узкий и огражден металлическими барьерами. Но колонна преодолевает его почти не снижая скорости.
Полуприцеп идет по одной колее с тягачом благодаря поворотной тележке, которая управляется тросовыми тягами. Система примерно такая, как и на «Икарусе – 280»: то есть, водитель не может по своему желанию изменять угол поворота. Несмотря на то, что мы едем с милицейским сопровождением, многим водителям на это наплевать и они спокойно занимают места в колонне, не пропускают и подрезают машины. Уже в Митино, несмотря на полное отсутствие транспорта, выехавший из проезда слева «ЗИЛ» уперся в фермовоз и, вместо того, чтобы подождать 5 -10 секунд прохода колонны, решил прорваться вперед по «встречке». Когда же он увидел впереди милицейскую машину, то, не желая расставаться с правами, быстро свернул в проулок. Цирк, да и только. Вот и заезд на стройку. Настоящие размеры автопоезда проявляются в момент поворота через всю улицу на объект. Голова давно уже скрылась за забором, а хвост перекрывает и тротуар и проезжую часть. Все-таки, длина двух «Икарусов» - это не шутка. На стройке при езде по пересеченной местности сцепка изгибается под немыслимыми углами в обеих плоскостях, но, несмотря на это, мы благополучно прибываем к месту выгрузки. Когда кран снял с полуприцепа ферму стало ясно, что он представляет собой кассету, в которую вставляется ферма. При погрузке она опирается на заднюю тележку и седло тягача. Кстати, передняя часть фермы установлена несколько ниже задней, благодаря этому уменьшается общая высота. Между «носом» и «кормой» только два хлипких мостика, которые служат для того, чтобы ферма не завалилась набок. Кроме того, по ним ходят стропальщики. Хребтовой балки или, хотя бы, обычной рамы здесь нет. Пустому прицепу она не нужна, а груженому хребтовой балкой служит ферма. Обратно я еду на тягаче сопровождения и из его кабины хорошо видно, как мостики прицепа изгибаются и вибрируют. На весь рейс от Монтажной улицы до Митино и обратно понадобилось чуть больше двух часов. Вот, что значит хорошая подготовка и организация! На автокомбинате уже при свете дня удалось ближе познакомиться с фермовозом и с другой техникой, применяющейся для перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов. Вызывает интерес полуприцеп–балковоз, который применяется для перевозки различных балок. Хотя его конструкция схожа с устройством фермовоза он значительно короче и не имеет поворотной тележки. Также привлекает внимание низкорамная площадка ЧМЗАП – 9906, длина которой может изменяться от 13 до 20 с лишним метров благодаря телескопической раме. Если же тяжеловесных грузов не предвидеться, то «телегу» можно использовать для перевозки контейнеров. Фитинги имеются.
Впрочем, сама поездка - это только видимая часть, заключительный этап работы по ее подготовке. Для начала стоит обзавестись специальным подвижным составом, составить проект перевозки. В частности, необходимо предусмотреть правильное расположение кранов, выбрать грузозахватные приспособления, способ крепления груза, маршрут движения. После этого необходимо получить «добро» на перевозку в организации под названием «Гормост», согласовать маршрут с ГАИ и получить разрешение, в котором будут указаны требования как к подвижному составу, участвующему в перевозке, так маршрут и время движения. Отклоняться от маршрута нельзя, а что касается времени, то обычно это промежуток от 0 до 6 часов. Хорошо еще, что у нашего фермовоза высота с грузом составляет 4,10 м, иначе придется организовывать еще и сопровождение представителями «Мосгортранса» для подъема контактной сети, как в случае с перевозками емкостей для пивного завода. Разрешения выдаются отдельно на каждую перевозку. Если один и тот же груз следует все время в одно и то же место, разрешение выдается на весь период перевозок. Разумеется, необходимо сопровождение ГАИ и машиной прикрытия. Кстати, вся эта возня с разрешениями и сопровождением требуется и для проезда пустого транспортного средства к месту стоянки и ремонта. Поэтому, если на следующую ночь тоже есть груз, фермовоз остается «дневать» на заводе ЖБИ.
Хотя фермовоз, с которым я ездил, далеко не новый, современные конструкции мало отличаются от него. Вот такой полуприцеп предлагается в настоящее время всего за 737 тысяч рублей. Кстати, подержанный он обойдется менее, чем в половину от этой суммы.
Перевозка негабаритных и тяжеловесных грузов требует большого объема подготовительных работ как по технике так и оформления значительного количества разрешений и составления проектов. Частнику такая работа явно не по силам. Это удел крупных транспортных компаний.
Полуприцеп - фермовоз 993620 (УПФ 18(24)20) - г/п. 23,7тн., масса 11тн., габариты 27045х2500х3440мм., перевозка ферм и балок длиной 18м. и 24м., размер кассеты 24000х700, 2 оси, колеса 8, шины 320х508, тележка поворотная.
Благодарим ОАО «Автокомбинат № 28» за содействие в подготовке материала.