Альпийский бизон
У маленькой машины в случае поломки и трудности небольшие - подождать эвакуатора легковых автомобилей или попроситься к кому-нибудь на буксире. Реальной проблемой станет сломанный или попавший в аварию груженый автопоезд. Проезжающие коллеги только посочувствуют, а помочь ему сможет только свободный тягач. Но и он не в силах что-либо сделать, если грузовик лег на бок или ушел с трассы. Тут нужен только спецтранспорт, то есть тяжелый эвакуатор для грузовых автомобилей, одним из которых является «сильный, как бизон» EH/W 200 - Bison, выпущенный лидером на рынке в области большегрузных эвакуационно-ремонтных транспортных средств австрийской фирмой EMPL.
«БИЗОН» предназначен для простой и безопасной эвакуации и буксировки поломавшихся или поврежденных в аварии автомобилей, автобусов, тяжелых грузовиков, автопоездов, полуприцепов и прицепов.
Полностью оборудованный эвакуационно - ремонтный автомобиль смонтирован на шасси (колесная формула 8х4) немецкой фирмы MAN серии TGA 41480 с дизельным двигателем мощностью 480 л.с. и механической коробкой ZF - 16S2520TO. Несущая способность двух передних осей по 9 тонн, а задних по 13 тонн.
Расстояние между первой и третьей осями 4,5 метра. Полная масса спецавтомобиля 26 тонн. Все подъемные механизмы и системы интегрированы для совместной работы в каркас, который закреплен к надрамнику грузовика. Основным узлом «БИЗОНа» является подъемная стрела, состоящая из прямоугольных полых профилей.
Ее подъем и опускание осуществляются при помощи двух гидравлических цилиндров телескопического типа. Гидравлические клиновые задвижки устраняют эффект «децентрализации» основной стрелы в процессе эксплуатации. Максимальная высота подъема – 5 метров, а предельная грузоподъемность на горизонтальном уровне (при установленных вниз опорах) составляет 25 тонн. Для работы подъемной стрелы в кормовой части автомобиля установлены две гидроопоры. В поддерживающих опорах установлены поворотные пластины. В зависимости от состояния дорожного покрытия, например на асфальте, пластины занимают горизонтальное положение, а для бездорожья они поворачиваются в положении зазубренных лопат. Выдвинутые наружу широкие опоры гарантируют максимальную устойчивость и безопасность в процессе извлечения поврежденных транспортных средств.
В хвостовой части подъемной стрелы установлена недавно созданная специалистами EMPL экстраплоская универсальная лапа или жесткая буксирная стрела. Ее «супер-изящная конструкция» Super Slim Design) гарантирует беспрепятственное проникновение под переднюю часть эвакуируемого автобуса или автомобиля с малым клиренсом, не повреждая его. Ее телескопическая конструкция позволяет лапе достичь максимальной длины в горизонтальной плоскости 3,4 м. Эти уникальные буксирные стрелы сегодня доступны только заказчикам эвакуаторов EMPL.
Основная, тяжелая лебедка фирмы ITAG, установленная на подъемной стреле, обладает максимальной вытягивающей способностью 30 тонн. С ее помощью можно извлекать из труднодоступных районов различную пострадавшую автотехнику. Она имеет автоматическое двухскоростное регулирование. При малой тяговой мощности работает только один гидродвигатель, вращая намоточный барабан с довольно высокой скоростью. При повышении нагрузки автоматически включаются другие гидродвигатели, скорость вращения барабана при этом снижается, а тяговая мощность увеличивается максимально до 30 тонн. Длина каната 50 метра, диаметр 26 мм, минимальная скорость движения каната - 3 м/мин, максимальная - 8 м/мин.
Вторая 15-тонная лебедка, находящаяся тоже на подъемной стреле, может работать одновременно с первой в процессе эвакуации аварийного объекта. У обеих лебедок есть направляющие устройства в задней части стрелы позволяющие травить кабель под любым, до 90 градусов, углом с левой или правой стороны эвакуатора. Данные устройства очень полезны при выравнивании перевернутого транспортного средства. Вторая лебедка также может быть применена для маневрирования пострадавшего автомобиля или удержания его в вертикальном положении, в то время как полная мощность основной лебедки направлена на ее извлечение. Обе лебедки оснащены системой мгновенного автоматического отключения и удержания троса в любой точке даже при полной нагрузке. Эти устройства приводятся в действие гидравлическими двигателями и снабжены пружинными автоматическими тормозами с гидравлическим отключением. Гидронасос и гидросистема эвакуатора приводятся в действие при помощи механизма отбора мощности дизельного двигателя.
Электрогенераторный блок, также использующий отбор мощности от основного мотора, вырабатывает электрический ток для осветительных приборов, которые установлены на мачте с 15 метровым кабелем для работы в темное время суток. Кроме этого, электропитание подается к боковым проблесковым маякам, установленным по бортам; индикаторным лампам; системе автоматического регулирования движения; бортовому навигационному оборудованию и малым световым балкам, установленным в задней части кузова. Все эти многочисленные элементы безопасности гарантируют активную и пассивную безопасность работы механика.
В комплект дополнительного оборудования включены кислородный резак с баллонами; 5 пар различных вилочных погрузочных насадок, подходящих для большинства транспортных средств, плюс переходное устройство для цепных механизмов и повышения высоты; сцепное приспособление для буксирования прицепа.
Наряду с ними в хвостовой части есть 7-штырьковым разъемом для подключения габаритных огней буксируемого прицепа в случае перемещения в темноте, а также тормозная муфта воздуховода, подключаемая к тормозной системе буксируемого транспортного средства, что дает возможность торможения прямо из эвакуатора в процессе транспортировки.
Конечно, самые значимые возможности ремонтного автомобиля сконцентрированы в его подъемных механизмах, но ведь порой нужны простые ключи и другие мелочи. Для всевозможных аврийно-технических работ скрупулезные австрийцы разработали свой Tyrol package, т.е грамотное комплектование и оптимальное размещение дополнительных и вспомогательных устройств и инструментов.
Крупногабаритные отделения для хранения инструментов и материалов выполнены из нержавеющей стали с внутренним резиновым покрытием в качестве защиты от проскальзывания и шума (покрытие, нанесенное методом распыления). Корпуса небольших ящиков изготовлены из алюминия и простой стали с защитным покрытием от коррозии. Внутри ящиков есть крепежные скобы для фиксации разнообразного оборудования и рейки для полок, позволяющие удачно использовать пространства для хранения. Все боксы имеют внутреннее освещение для работы в ночное время суток и центральную систему блокировки дверей, управляемую из кабины водителя и приводимою в действие пневматическим приводом.
Дополнительные усовершенствования элементов и специальные решения альпийских инженеров прошли длительные испытания и оправдали себя на протяжении многих лет среди них: алюминиевая защита хвостовых фонарей; индивидуальные вращающиеся отделения; выдвижные ящики, открывающиеся вниз; камера дистанционного наблюдения с монитором в кабине водителя; дополнительное рабочее освещение; встроенные баки для воды и промывочный лоток в сборе; держатель запасного колеса, размещенный на основной стреле; управление всеми механизмами при помощи дистанционного пульта и многое другое. Все это является отличительными чертами большегрузных специализированных эвакуационно-ремонтных автомобилей, выпускаемых фирмой EMPL.
Их функциональные возможности, наличие индивидуально подобранного комплекта оборудования и боксов для хранения, компетентность австрийских инженеров, а так же тщательная сборка всех узлов вот те причины, по которым эвакуаторы фирмы EMPL высоко ценятся потребителями и успешно используются во всем мире.