Пустынный эвакуатор
Начну с того, что идея создания этого автомобиля принадлежит арабской компании, которая продвигает технику МЗКТ в Аравийском регионе и является там дилером этой марки. Шасси МЗКТ-790986 этой машины конструктивно похоже на своего предшественника седельный тягач МЗКТ-74296, было изготовлено и переправлено в Австрию, где альпийские специалисты навесили на белорусского тяжеловоза гидравлический кран, две лебедки, стрелу буксирного приспособления и смонтировали системы управления всем этим оборудованием. Так появился автомобиль под названием Volat-EHTC53000, после прибытия на Аравийский полуостров он был испытан в различных условиях армейскими представителями.
Этот спецгрузовик предназначен для эвакуации различного типа автомобилей и боевых машин, находящихся на службе в наземных войсках, а также буксирования их в ремонтные мастерские по дорогам и бездорожью, наличие кранового оборудования позволяет ему проводить монтаж и демонтаж различных узлов и агрегатов при проведении ремонта в полевых условиях.
При разработке данного проекта был изучен опыт фирм MAN, Tatra, Liebherr, которые уже создавали эвакуаторы с гидрокранами и лебедками,но совместный проект белорусов с австрийцами имеет ряд преимуществ. Первое - полная масса шасси 40 т, что значительно больше, чем у конкурентов. Это позволяет ему проводить буксировку тяжелой и сверхтяжелой техники. К слову сказать, аналогичные автомобили МЗКТ в состоянии перемещать грузы до 200 т. Далее надо отметить его универсальность: кроме крана и лебедки, которые есть у конкурентов, смонтировано стреловое приспособление для буксировки грузовых автомобилей, армейских джипов и даже автобусов.
Итак, автомобиль Volat-EHTC53000 с колесной формулой 8х8 оснащен немецким дизелем Deutz BFSM1015C мощностью 400 кВт (544 л.с.), который агрегатируется с коробкой Allison HD4560P (шесть передач вперед и одна назад). Кабина МЗКТ - пластиковая, шины - Michelin 23,5R25 XLB, которые наиболее эффективны для пустынной эксплуатации, в ступицах колес встроены устройства Beadlock, изготовленные фирмой Hutchinson, предохраняющие шины от проворачивания при низком внутреннем давлении.
Характеристику установленного оборудования начну с телескопического гидрокрана грузоподъемностью 16 т при вылете стрелы 5 м и 5,5 т - при максимальном вылете стрелы 9,3 м. Работа крана будет особенно эффективна с грузом массой 9-10 т и габаритами 2х1,5х1,5 м на расстоянии 4-5 м от машины. С помощью крана можно проводить различные монтажные работы, к тому же он используется при буксировке автотехники, когда крановая стрела в снаряженном состоянии закрепляет стрелу буксирного приспособления. Для работы крана в кормовой части автомобиля установлены две гидроопоры с широкими пластинами для более эффективной эксплуатации в песках.
Основная тяжелая лебедка фирмы ITAG, установленная на машине, обладает тяговым усилием 20 т и тросом длиной 60 м. При сдваивании троса можно достигнуть усилия 40 т. С ее помощью из труднодоступных районов вытягивают различные боевые машины и другие транспортные средства. В тандеме с основной лебедкой смонтирована еще одна вспомогательная лебедка с усилием 500 кг и длиной троса 100 м. Дело в том, что этот, скажем так, тросик значительно легче и механик без видимых усилий вручную дотащит его крюк до эвакуируемого объекта. После запасовки за объект он вернется и подсоединит к нему тяжелый металлический канат. Таким образом механизируется доставка троса основной лебедки, так как тянуть тяжелый трос вручную совсем непросто, сами понимаете, канат который выдерживает нагрузку 20 т, не будет весить, как веревка для сушки белья.
Управление лебедок и крана можно осуществлять с двух постов, расположенных на автомобиле. Первый находится наверху в месте управления крана, второй - на корме машины на уровне 1,5 м от земли. Это сделано для удобства, чтоб не лазить наверх каждый раз: ведь с земли механику значительно легче наблюдать и управлять процессом.
Одно из значимых устройств эвакуатора - универсальная лапа, или жесткая буксирная балка, выполненная по военным стандартам НАТО. Это механическое приспособление находится в нижней задней части автомобиля и несложными действиями механиков с помощью лебедки или крана может быть легко установлена в рабочее положение. Она подводится под днище эвакуируемой машины в районе переднего моста, затем крюком крана цепляет стрелу и приподнимает немного вверх переднюю часть, и в путь. В комплект балки также входят приспособление для захвата автомобилей за колеса и специальный адаптер для транспортировки самоходной гусеничной гаубицы G6 полной массой 46 т.
Как в любой авторемонтной мастерской, на этой машине установлены ящики с различными инструментами, режущее и сварочное оборудование, включая ацетилен-кислородные баллоны. Дополнительно установлены 12 стальных канистр, штатив с прожекторами и 20-метровым кабелем для освещения работ в ночное время. Даже при такой насыщенности механизмами и инструментами на палубе автомобиля осталось место для груза. Размер этой площадки примерно равен 3х1,5 м, туда можно уложить тяжелые и крупные узлы, например двигатель. Поскольку этот эвакуатор является опытным образцом, то технические данные автомобиля пока еще являются предварительными, поэтому сегодняшний параметр максимальной скорости с грузом (62 км/ч) планируется довести до 80 км/ч, не меняя основных узлов машины.
Испытания же спецавтомобиля в реальных условиях пустыни показали его отличную эффективность и широкие возможности, которые полностью удовлетворили тамошних военных.
Хотелось бы написать об отечественных аналогах, но как-то на память ничего не приходит, кроме воспоминания, как несколько единиц кранов и тягачей достают попавший в беду тяжеловоз. Думаю, что опыт создания подобной техники мог бы представлять определенный интерес для наших потребителей: ремонтных служб автохозяйств, нефтяников, спасателей и военных, одним словом всех тех, кому нужны мощный полный привод и эффективные грузоподъемные механизмы.