Отечественные производители грузовиков предлагают решения проблем международных автомобильных перевозчиков
Как единственный выход из ситуации предлагается восстановление действовавшего до мая 2003 года безналогового и беспошлинного временного ввоза иностранных транспортных средств. В связи с этим, РУП «Минский автомобильный завод», внимательно изучив ситуацию, предлагает свою точку зрения на обозначенную проблему. Рассматривая весь комплекс вопросов, связанных с угрозами сокращения объема перевозок белорусскими перевозчиками, следует выделить две проблемы:
1) приобретение современного подвижного состава;
2) усложнение ситуации на международном рынке транспортных услуг.
Что касается приобретения современного подвижного состава, то в Беларуси сегодня создан для этого сверхлиберальный режим. На покупку новых, (не старше 3 лет), современных иностранных грузовиков установлена предельно низкая таможенная пошлина в размере 5%. Это значительно ниже, чем в странах Прибалтики, Польше и в Евросоюзе в целом, где только таможенная пошлина составляет 22%. Кроме этого, за последние несколько лет отечественная промышленность освоила серийный выпуск грузовиков, соответствующих всем международным стандартам, в том числе уровня «Евро-3». При этом отечественные грузовики (МАЗ и МАЗ-МАН) дешевле иностранных при тех же технических и эксплуатационных параметрах. При отсутствии у перевозчика необходимых средств для покупки, современные автопоезда могут быть предложены в лизинг на условиях, ничем не уступающих предложениям иностранных компаний. Активизировать лизинг отечественных транспортных средств поможет подготовленный и согласованный всеми заинтересованными сторонами Указ Президента РБ. Постоянное раздувание проблемы ввоза иностранных грузовиков происходит по инициативе ряда групп компаний-перевозчиков, являющихся одновременно дилерами зарубежных производителей или продавцами подержанных иномарок. Большинство проблем связано как раз со вторым блоком вопросов и являются «застарелыми» или принятыми Минтрансом РБ в последние годы собственными решениями. К таким проблемам можно отнести:
- Введение Россией разрешений на перевозки и установление квот на эти разрешения («Дазволы»)
Ужесточение процедуры выдачи разрешений и введение платы за разрешения (9600 бел. руб.)
- Установление банковских гарантий в размере 10.000 долларов США при допуске к процедуре
МДП.
- Введение ограничений на расширение автомобильного парка (записи в лицензионных карточках).
- Введение ограничений на число наемных работников у индивидуальных предпринимателей.
- Уменьшение квот по разрешениям ЕМКТ.
- Ограничения количества топлива в баке (<200 л) при въезде в Польшу.
- Вступление соседних с Беларусью Восточно-Европейских стран в Евросоюз с 1 мая 2004 года и вы
званное этим усиление конкурентных позиций перевозчиков этих стран.