Сделай сам
Перед вами - двухосный КамАЗ-4325. Грузовик уже давно не молод - выпущен в 1991 году, на кардан намотал уже больше полумиллиона километров. К нынешнему владельцу Кириллу этот КамАЗ попал в 1996 году. И вот с тех самых пор владелец своего кормильца неустанно «строит». И «настроил» уже немало. Начнем, как говорится, с головы.
После покупки начавшая ржаветь кабина была сразу разобрана для перекраски. Старую краску содрали, железо тщательно отчистили и подготовили перед покраской. А для лучшей защиты от коррозии кабину обработали пушечным салом. В итоге даже спустя семь лет кабина находится в очень даже приличном состоянии. А всего-то делов - один раз хорошо сделать «жестянку».
«Лицо» у грузовика тоже новое: на штатные металлические бампер и откидную панель, используемые как каркас, установлены выполненные на заказ пластиковые панели. Машина стала выглядеть более привлекательно, к тому же пластик не боится камней и пескоструя из-под колес машин. В бампере установлены фары от «Жигулей», а ниже - мощные прожектора Hella. Ночью этот КамАЗ видно издалека...
Открывая дверь кабины, отмечаю, что она явно потяжелее обычной. С чего бы это? Оказывается, в двери имплантированы самодельные металлические профили, которые играют роль брусьев безопасности! Сами двери изнутри обшиты генеральским сукном. Это дополнительная шумотеплоизоляция, да и выглядит сукно получше, чем голый пластик двери. Кроме этого, прилажены более удобные дверные ручки от «Жигулей». Штатная ручка камазовской двери - настоящее недоразумение: когда дверь открыта настежь, до ручки уже не дотянуться. А так - все рядом, да и рукоятки эти можно использовать как подлокотник.
В двери на уровне подножек владелец также встроил небольшие лампочки. Открыл ночью дверь, вылезая из машины, и прекрасно видишь ступеньки и то, что под ногами. Кроме них, на углах кузова прикручена еще пара фонарей. Эти "мини-фары" зажигаются при включении задней передачи (или клавишей на панели) и освещают все, что сзади машины и по бокам. Отличная штука, когда надо маневрировать и сдавать задним ходом в темноте!
В салоне рационализаторской мысли тоже нашлось где разгуляться. Вот над головой пристроилась самодельная фанерная полка с двумя отсеками, куда можно положить документы и всякую мелочевку, чтоб по салону не болталась. В эту же полку встроена магнитола с двумя колонками и прикручена рация. Простенькая конструкция, на коленке сделана, но как удобна - все под рукой. Чтоб заводу такую полку сразу поставить?! Так нет же, все надо делать самому...
Вместо тонкого «родного» руля Кирилл поставил более удобную баранку от «Икаруса». Также установил цивильный рулевой кожух с двумя подрулевыми переключателями (они куда удобнее, чем штатная «кочерга»), взяв все это от легковой машины. Часть сервисных функций (включение освещения, дворников и т.д.) возложена на клавишный блок, взятый от «Волги» и установленный на панели приборов справа от водителя. Сами клавиши имеют опять же «самопальную» подсветку на светодиодах, которые потребляют меньше тока по сравнению с традиционными лампочками. В общем, ночью мимо клавиши не промахнешься.
Идем дальше. Владелец ухитрился установить на рабочее место сиденье от грузовика Mercedes-Benz. Надо сказать, что такое современное кресло на фоне древнего камазовского интерьера - это зрелище. Хотя главное тут, конечно, вопрос комфорта. С этим все в порядке: кресло - на пневмоподвеске, с электроподогревом, поясничным упором и большим количеством регулировок. Воздух на подвеску и подушки сиденья отбирается от питающей магистрали, подводящей воздух из ресиверов к стоящему в кабине штатному крану стояночного тормоза. В подводящую стальную трубку врезан тройник, а с него уже идет отдельная трубка на пневмосистему сиденья.
Продолжая исследовать кабину, в задней стенке кабины обнаруживаю две вместительные ниши. Откуда они тут взялись? Дело в том, что обычно в задней стенке камазовской кабины прорезаны два окна. Владелец вынул из проемов стекла и с внешней стороны приделал к задней стенке два небольших самодельных ящика, обшитых изнутри. Получились удобные шкафчики под разное дорожное барахлишко.
Немало внимания было уделено шумовиброизоляции и теплоизоляции салона. Так, стойки лобового стекла и панель приборов обтянуты мягким материалом вроде кожзаменителя, так как чем меньше в кабине «голого» железа, тем в ней теплее, а также меньше резонанс от работающего мотора. Кстати, моторный тоннель также укрыт ковролином. В итоге кабина лучше держит тепло и при работающем двигателе в ней действительно не по-камазовски тихо.
Теперь заглянем под машину. Отдельного упоминания заслуживает оригинальная и опять же самодельная система смазки точек ходовой части, двигателя и трансмиссии. В один прекрасный день владельцу надоело ползать под машиной в грязи со шприцем наперевес. И он сделал следующее. Штатная пресс-масленка (помпы, например) выворачивается из своего гнезда, а на ее место вворачивается штуцер. На штуцер надевается длинная пластиковая трубочка диаметром примерно 6 мм. Трубочка выводится в легкодоступное место (скажем, под переднее откидное «забрало» кабины), потом она «стыкуется» с переходником, который, в свою очередь, прикручивается к старой пресс-масленке. Теперь берется шприц и через масленку вся эта магистраль накачивается смазкой, которая затем начинает поступать к трущимся поверхностям. И так для каждого узла. На нашем герое таким образом смазываются два десятка точек: помпа, выжимной подшипник сцепления кулиса рычага КПП, наконечники рулевых тяг, рессорные пальцы переднего и заднего мостов, трещотки, тормозной вал и колодочные пальцы заднего моста Raba, подвесной подшипник кардана и т.д. Не надо лезть под машину, откидывать кабину - все масленки выведены туда, куда можно легко подобраться даже в чистой одежде. За пять лет работы эта система показала себя с лучшей стороны.
В процессе эксплуатации грузовика в адрес «родного» заднего моста и подвески было высказано немало «теплых» слов. Редуктор моста, представляющий собой сборную «солянку» из деталей от разных моделей КамАЗов, «живет» всего 25 - 30 тыс. км! Что до подвески, то штатные рессоры слабые, расчетную грузоподъемность в 6,5 т держат плохо, машина становится валкой, как лодка в шторм. Терпеть такое постоянно не хотелось, и пришлось снова браться за гаечные ключи... Вместо штатного заднего моста под машину «вкатили» куда более надежный мост Raba, взятый от грузовика Skoda LIAZ 110. Так сложилось, что по поводу установки импортного моста владелец общался с камазовскими инженерами, вердикт которых был однозначен - мост Raba на КамАЗ поставить нельзя. Но он там стоит! Был доработан кардан, подобраны соответствующие углы установки редуктора и хвостовика КПП, удлинены стойки стабилизатора. Заново выточили новые площадки под стремянки рессор, так как штатный «камазовский» мост квадратный, а «рабовский» по форме похож на яйцо. Итог - мост уже 2 года работает без проблем.
Подвеска тоже подверглась доработке. Для уменьшения валкости грузовика на передней оси установлены дополнительные пружины, а также амортизаторы от МАЗа. Сзади поставлен более мощный пакет передних мазовских 14-миллиметровых рессор. Правда, на МАЗе в штатном пакете стоит семь листов, здесь же их количество после соответствующей примерки и подгонки было доведено до десяти. Подвеска получилась жестче, зато машина стала более устойчива и теперь легко держит нагрузку в 10 т.
Доделка не миновала и рулевое управление. Вместо штатного гидроусилителя руля был установлен агрегат большей производительности от военного КамАЗа серии 4310 с колесной формулой 6х6. Правда, поначалу пришлось сменить несколько агрегатов - то текут, то шумят... Зато руль теперь легко крутится даже на холостых оборотах, не требуя подгазовок. Свою лепту в легкость рулевого управления также вносят рулевые шкворни на игольчатых подшипниках. Также обильно смазывается подшипник на рулевой колонке сразу под рулем, о котором некоторые «камазисты» забывают или вовсе не знают о его наличии.
Это был итог за первые 7 лет, пока нынешний владелец эксплуатирует и дорабатывает машину. Но есть и дальнейшие планы: нарастить крышу кабины, внести некоторые усовершенствования в систему смазки, поработать с системой освещения и т.д. Стройка продолжается...