Примеряем Резину
Часто новое - это забытое старое. Пацаном, живя на Крайнем Севере, хорошо помню самосвалы ММЗ-555, у которых на ведущем мосту вместо сдвоенного ската стояла одна широкая покрышка с крупными грунтозацепами. Мы их почему-то называли болотоходами. Наверное, они действительно повышали проходимость машин. Современные производители покрышек вновь возвращаются к сверхшироким колесам, но уже для магистральных тягачей и автобусов.
Почти все ведущие производители объявили о разработке, создании и готовности запустить в производство сверхширокие покрышки для коммерческого транспорта. Остается убедить в этом перевозчиков и создать сервисную сеть. Какие плюсы и есть ли минусы у этой продукции, мы расскажем в этом материале.
Не секрет, что расход топлива составляет 25 - 35% от общих затрат на перевозку груза. Применение одиночной широкой шины уменьшает сопротивление качению на 10 - 15%, что приводит к экономии топлива на 2 - 6% в сравнении с обычными двойными покрышками на ведущей оси. К тому же уменьшается выброс вредных веществ с выхлопными газами.
Одна сверхширокая покрышка весит на 40 - 50 кг легче (включая диск), чем стандартная. Экономия на ведущую ось с резиной Michelin X One 455/45 R 22.5, рассчитанной на 13,3-тонную нагрузку, получается порядка 90 кг, а для машин с колесной формулой 6х4 - 200 кг. Это опять или дополнительная экономия топлива, или увеличение коммерческой загрузки.
Увеличивая ширину профиля, создатели уменьшают его высоту. Имеем низкопрофильную резину и, как следствие, меньшую загрузочную высоту пола. Соответственно мы можем увеличить высоту фургона или прицепа, тем самым повышая их полезный объем. Если полуприцеп "обуть" в покрышки размером 385/55 R22.5 вместо 385/65, то полезный объем увеличиться на 4м3. Разработаны и готовы к производству покрышки для полуприцепов размерностью 445/45 R 19.5 и 445/45 R 22.5 для 100-кубовых прицепов.
На дорогах Европы уже встречаются тягачи, у которых на передней оси стоят шины размером 385/55 R 22.5. Такая резина позволяет увеличить нагрузку на ось с 7,5 до 9 т.
Это что касается плюсов. Но есть и минусы. Такую "запаску" тяжело разместить на грузовике. Проблема решается тем, что запасное сверхширокое колесо крепят на полуприцепе - тягач без него выезжает редко. Сервисы также надо подготовить к обслуживанию и ремонту таких колес. Но эта задача вполне решаема.
Если случился пробой колеса, то в случае с двойным колесом машина может двигаться дальше, и как далеко - зависит от загрузки. Одиночная покрышка такого не позволит, и придется сразу вставать там, где произошел прокол. А именно задние ведущие оси чаще всего и "ловят" гвозди. Если это происходит на высокой скорости, да в повороте и с мгновенной потерей давления - последствия будут тяжелыми. Специалисты корпорации Bridgestone разработали систему, позволяющую в случае прокола или повреждения покрышки ведущей оси Greatec Mega Drive (GMD) размером 495/45 R 22.5 спасти ситуацию.
Суть новации заключается в том, что внутри покрышки спрятана псевдокамера. При накачивании шины через специальный распределительный вентиль воздух подается как в камеру, так и в пространство между ней и покрышкой. При достижении давления 8 - 10 атмосфер покрышка полностью накачана, так же, как и псевдокамера, которая занимает только половину объема покрышки и является запасным резервуаром сжатого воздуха. Пространство между ней и покрышкой занимает воздух под тем же давлением, что и в камере. Таким образом, давление в камере и межкамерном пространстве одинаково и равно 8 - 10 атмосферам. Но колесо при этом остается бескамерным. При повреждении покрышки воздух начинает улетучиваться из межкамерного пространства. Камера под внутренним давлением начинает увеличивать объем, заполняя пространство, из которого улетучивается воздух. Увеличившись в объеме в два раза, камера заполняет все пространство, но, потеряв давление в два раза, - до 4 - 5 атмосфер. Этого хватит, чтобы проехать не один десяток километров до сервиса.