Те же яйца, только в профиль
В прошлом году в «Автотраке» был материал «Быль о правах», в котором речь велась о том, как несправедливо, но вполне законно можно у водителя отобрать водительское удостоверение. Эта история получила продолжение. Причем с весьма несправедливым концом.
Так и не дождавшись приглашения из ГИБДД для разбирательства моего дела, решил поехать к ним сам. Приехав в родное отделение, узнал, что по все вопросам нарушения ПДД и лишения прав мне надо ехать в совершенно другой район Москвы. Но что забавно, все протоколы и водительские удостоверения приходят сначала в районные отделения ГИБДД, а затем в картонных коробках переправляются уже в окружную ГИБДД.
В окружной ГИБДД дела о лишении прав рассматриваются лишь два раза в неделю. Хотя, рассматриваются - громко сказано. Просто начальник отделения, а затем инспекторы решают: наказать тебя штрафом или передать дело в народный суд. Но, чтобы было принято хоть какое-нибудь решение, нужно отстоять три огромные очереди: первую к секретарше начальника отделения, которая в журнале регистрации смотрит, пришли ваши права или нет, затем к самому начальнику, который, не вчитываясь, ознакомится с копией протокола и напишет рекомендацию инспекторам, в какое русло им направить дело, в суд или в сберкассу, и затем очередь к самим инспекторам. Короче, одного дня для возвращения водительского удостоверения вам вряд ли хватит. Многие лишенцы (водители, лишенные прав) занимают очередь в 6 - 7 утра.
После полутора часов пребывания в очереди попал в кабинет начальника. Угрюм, немногословен... Взял у меня копию протокола и прочитал только ту строчку, где написано место нарушения. Глу-боко вздохнул, с раздражением покачал головой:
- Опять Краснодарский край...
Поставил дату и свою подпись.
- Теперь мне куда?
- На первый этаж в девятый кабинет, - пробурчал он.
- Там решат, как с тобой быть.
Девятый кабинет нашел без труда, его выдавала огромная, часа на три-четыре очередь... По самым скромным подсчетам, в ней, очереди, было человек тридцать. Интереса ради спросил у присутствующий, мол, кто лишился прав в Краснодарском крае? Тринадцать человек нехотя подняли руки. Разговорившись с братьями по несчастью, я узнал, что многие из них остались без водительских удостоверений при таких же обстоятельствах, что и я. Но нашлось шесть человек, которые якобы проехали на красный свет:
- Горел зеленый, затем неожиданно включился желтый и меньше чем через секунду красный, - вспоминает мужчина в спортивном костюме.
- На перекресток я выехал на красный. Но я и не мог иначе - среагировать не успел. За перекрестком стоял гаишник, словно меня и ждал... И вот я здесь.
Очередь хоть и медленно, но продвигалась. Из девятого кабинета выходили все с одинаково кислыми физиономиями. Кого в суд направляли, кого в сберкассу - в общем, хрен редьки не слаще... Всех моих братьев по несчастью направили в сберкассу.
- Я думал в суде смогу свою невиновность доказать, - с досадой в голосе говорит мужчина в спортивном костюме.
- А там их свидетель написал такого, что в суде меня точно признают виновным. Да и суда еще сколько ждать!
Через три с половиной часа подошел и мой черед. Изложил инспектору все как было. Она внимательно выслушала, затем вслух прочитала мне показания свидетеля и рапорт инспекторов. Свидетель, разумеется, написал все под дудку остановивших тогда меня инспекторов, поскольку письменные показания очень сильно разнились с показаниями устными. Более того, в рапорте не было фамилии Алексейцев. Вместо нее была какая-то другая. Совпадало все: номер нагрудного знака (23-2361), звание (младший лейтенант), должность (командир взвода), но не совпадали ФИО. Обидно. Если бы я знал, когда писал материал «Быль о правах», что фамилия Алексейцев - псевдоним младшего лейтенанта, я бы его называл иначе, по номеру нагрудного знака, «инспек-тор 23-2361».
По большому счету, в кабинете №9 мне было все равно, Алексейцев он или, скажем, Жопкин, для дела это не имело ровным счетом никакого значения. Я понял одно, что мне, как и моим предшественникам, искать в суде справедливости не придется - бесполезно, да и се-бе дороже выйдет.
- Давай я тебе штраф минимальный выпишу, - с сочувствием произнесла инспектор.
- Честно тебе скажу, в суде ты проиграешь. Ведь не будут же двух инспекторов и свидетеля привозить в Москву из Краснодарского края по такому пустяку. Судье на основании рапорта и показаний их свидетеля про-ще будет лишить тебя прав... На месте тебе с ними надо было разойтись.
Штраф хоть и минимальный, но разорил меня на 300 рублей. Да и в сберкассе отстоял добрых 45 минут. Странные вещи происходят в нашем государстве: новый КоАП, вступивший в силу с 1 июля 2002 года, был призван встать на защиту интересов водителей и всяческим образом ограждать их от произвола дорожных милиционеров, на деле, увы, осталось все без изменений -те же яйца, только в профиль. Как чмырили водил не за что, так и чмырят. А самое обидное, справедливости не найти.
Мы пишем о подобных случаях вовсе не для того, чтобы поплакаться. Скорее, мы хотим прояснить ситуацию и помочь разобраться в ней. Вот вам еще пример из жизни, когда сотрудник ГИБДД пытается сделать из ни в чем не виновного водителя виноватого...
Было это не так давно. Остановили меня для проверки документов на стационарном посту ДПС. С документами у меня все было в полном порядке, однако инспектору не понравилась рукописная доверенность. В ней не было указано срока действия.
- В вашей доверенности не оговорено, на сколько она вам выдана, а значит, она недействительна, - отра портовал инспектор.
- Машину сейчас вашу мы на эвакуаторе отправим на штрафстоянку до полного разбирательства... Пройдемте со мной в будку.
Прошли в будку. Инспектор пробил машину на угон. Все чисто. Затем он долго и заискивающе смотрел на ме-ня, словно голодная дворняж-ка...
- Ну что? Я вызываю эвакуатор или договоримся?
- Да тут и договариваться не о чем...
- То есть как не о чем? Доверенность-то у тебя не действительна...
- Если в доверенности не оговорен срок ее действия, то по закону она действительна в течение трех лет с момента подписания.
После этих слов инспектор стыдливо опустил глаза, молча вернул документы и первым покинул будку. То ли он и впрямь не знал о том, что я ему сказал (хотя это весьма сомнительно), то ли на бабки хотел развести... Подобные случаи на дорогах, увы, не редкость, скорее, даже закономерность...
Подобные случаи на дорогах, увы, не редкость, даже закономерность...