О тех, у кого за 400
На десяти участках трассы - от бельгийского Антверпена до итальянского Милана - испытуемые ав-топоезда полной массой 40 тонн подвергнутся различным испытаниям. В Ай феле проведем проверку ходовых качеств автомобилей на сельских дорогах. На равнинных автодорогах во Франции проверим характеристики при движении по инерции. На горных дорогах бельгийского Спа посмотрим, на что способны двигатели. В конце испытаний мы определим победителя. Оценка будет производиться по трем параметрам: расход топлива, скоростные характеристики и ходовые качества.
Сразу оговоримся - MAN и Mercedes имеют дисковые тормоза. DAF - представитель старой школы, то бишь с барабанными тормозами. К тому же отсутствует ABS и электронная связь между отдельными компонентами контроля и управления. Однако сильной стороной DAF является мощный шестицилиндровый двигатель рабочим объемом 1 2,6 литра. При частоте вращения коленвала чуть больше 1400 оборотов достигается мощность в 400 л.с.
Mercedes - единственный производитель шестицилиндровых V-образных дизелей в Европе. DAF и Actros имеют двигатели с насос-форсунками. Вот, правда, по части вибрации V-образная шестерка работает не так спокойно, как идеально отбалансированный рядный двигатель DAF. Мерседесовский дизель достигает мощность 400 л.с. при 1450 оборотах. Правда, на испытательном стенде нас ждал сюрприз — вместо 430 лошадиных сил силовой агрегат выдавал мощность аж в 477 л.с.
Ходовые качества. Скачки по сельским дорогам все три автомобиля выдержали успешно. Однако с наибольшим комфортом проехал водитель управлявший грузовиком DAF. Все ухабы дороги пневмоподвеска проглатывала на ура. К тому же и уровень шума в кабине был минимальный. Единственный недостаток — это, пожалуй, малая глубина полочки, что на торпедо: небольшая встряска и... все предметы водительской утвари, лежащие в ней, оказывались на полу. Морскую болезнь чуть было не заработал водитель Mercedes. Пневмоэлемент сиденья так бурно реагировал даже на малейшие неровности, что водителя начало аж поташнивать... Но у Mercedes было неоспоримое преимущество на проселочной дороге - автоматическая КПП. В то время как водители DAF MAN перебирали передачи и частенько путались в них, Mercedes уверенно рассекал просторы европейского внедорожья.
В Айфеле MAN зарекомендовал себя как грузовик-погремушка - то и дело напоминала о себе передняя подвеска. Производителю следовало бы сделать ее более энергоемкой. Если говорить об экономичности, то на данном участке испытаний пальму первенства взял Mercedes -38 литров на сотню. Что же касается DAF и MAN, то их прожорливость оставляет желать лучшего -51 и 47 литра соответственно. Страшно даже предположить, сколько они будут потреблять топлива в горах!
Движение по инерции. Франция. Здешние дороги, пожалуй, наиболее гладкие и прямые во всей Европе. Где как не здесь можно по достоинству оценить все прелести движения накатом?! Трех наших подопытных мы разогнали до 100 км/ч. Ставим нейтральную передачу, отпускаем газ и следим, кто первый скинет скорость до 60 км/ч. Быстрее всех спустился до этой отметки Mercedes. Оно и понятно, ведь на автомате нейтраль не выставить. Следом за Actros «выдохся» DAF, Скорее всего, это можно объяснить плохой по сравнению с MAN обтекаемостью кабины. Хотя на глазок это не определить.
После того как испытуемые достигали 60 км/ч, мы их снова разгоняли до сотни. Таким образом мы проехали 80 километров. Замеры топлива показали, что при таком движении (разгон - накот) самым экономичным оказался DAF -36 литров на сотню. Следом за ним MAN с 37,5. Ну и замыкает этот хит-парад Mercedes - 39 литров.
Оказавшись на хорошей прямой дороге, помимо движения накатом, мы решили испытать динамические качества наших большегрузов. На старте резко вырывается вперед DAF. Это объясняется хорошим запасом мощности двигателя и удобной в эксплуатации механической КПП - передачи включаются уверенно и четко.
Затем MAN. На полкорпуса позади остался Actros. Столь вялый старт - следствие работы автомата, который перебирает передачи крайне неохотно. Зато моментальный расход топлива на порядок ниже, чем у DAF и MAN. Да и впоследствии Mercedes все же показал свое превосходство - 477 «лошадей» это вам не шутка!
Испытание горами. В горах нас больше всего интересовали тяговые возможности моторов и экономичность. Результаты выглядят следующим образом:
DAF - нельзя сказать, что силовой агрегат сверхтяговитый, но если умеючи использовать весь диапазон КПП, то на любую горку машина взбирается на одном дыхании. Вдобавок DAF зарекомендовал себя самым экономичным большегрузом из трех.
Mercedes, как мы и ожидали, по мощности превзошел всех. Да и автомат предоставлял водителю больше свободы. Однако расход топлива пропорционален мощности - 56 литров на сотню.
MAN показал себя на завершающем этапе испытаний не с лучшей стороны. Точнее сказать - с худшей. Жрет, как лошадь, - 62 литра на сотню, а тяговитости почти никакой.
Теперь подытожим полученные результаты.
Победитель испытаний. DAF 95XF430 выиграл испытания. Его преимущества на трансъевропейских испытаниях не вызывают сомнений. Несмотря но то что кабина имела не самую шикарную версию, он занял первое место по результатам испытаний в целом. Мощный двигатель, легко переключаемая коробка передач придают ему очень хорошие ходовые и эксплуатационные качества. К тому же у DAF достаточно зрелая конструкция - легкое рулевое управление в сочетании с упругой, но достаточно комфортабельной подвеской.
В кабине мы по достоинству оценили роскошные сиденья, удобные спальные места, продуманное водительское пространство. Много мест для хранения вещей. Выдвижной холодильник, выдвижной столик и отодвигаемое на достаточное расстояние рулевое колесо. Спальные полки широкие и удобные.
Но вместе с тем DAF нуждается в нескольких доработках; во-первых, барабанные тормоза больше не могут выдерживать конкуренции на рынке. «Голландцу» также не хватает электронного оснащения - отсутствие диагностической системы автомобиля это, знаете ли, как-то несовременно.
Существенный недостаток - педали. Тормоза неудобно нажимать - педаль слишком сильно смещена влево к педали сцепления К тому же разный уровень с педалью газа. Ход педали сцепления слишком велик, хотя, конечно, это дело поправимое.
Помимо прочего, кабина DAF не выдерживает конкуренции по вентиляции и отоплению кабины: управление сложное, вентилятор слишком шумный, распределение воздуха неравномерное. Но зато сама по себе звукоизоляция кабины выше всяческих похвал - самый маленький уровень шума.
Второе место. Скоростной, конструктивно доведенный, но недостаточно экономичный. Именно такую оценку получил Mercedes Actros. Благодаря высокой мощности двигателя Mercedes бежит довольно шустро. Во многом это заслуга хорошо отлаженного автомата, который дал много баллов в пользу этой модели.
Рулевое управление несколько мягковато, амортизаторы сиденья также нравятся не всем водителям, форма сиденья тоже может быть улучшена. Водители-испытатели высказывали нарекания относительно плохой досягаемости переключателей и рычага переключения на рулевой колонке. Вместе с тем понравилась новая приборная доска со встроенными мелкими отсеками для хранения негабаритных вещей. Особые нарекания вызвали узкие, вытянутые спальные места - доходяге на них будет, быть может, и ничего, но человеку средней комплекции приходится неуютно. В общем, спальное место в новом Actros следовало бы сделать куда шире, чем есть.
Отличается Actros хорошо согласованными дисковыми тормозами и ABS. Очень хорошо зарекомендовало себя автоматическое сцепление - теперь зацепиться с прицепом не представляет собой никаких проблем. Кабина имеет хорошую звукоизоляцию, однако некоторые водители ощущали вибрации от двигателя V6.
Аутсайдер. Новый MAN разочаровывает и занимает последнее место. Разочарование водителей, испытывающих MAN, читается на их лицах. Хотя неудача нового грузовика из Мюнхена - это не крах, все же он на несколько баллов позади других машин. Сказать по правде, мы ожидали от нового грузовика несколько большего.
Обращает на себя внимание маломощный двигатель, MAN должен подумать над улучшением этого параметра, как определяющего в такого рода соревнованиях. Критику вызывает также тяжелое переключение передач в нижней группе. Рулевое управление в принципе хорошее, однако иногда ощущаются толчки. В кабине много мелких отрицательных моментов: плохо расположены занавески, боковые солнцезащитные бленды отсутствуют, информационной системой водителя трудно управлять. По сравнению с предшественником - моделью F2000 - качество оформления оставляет желать лучшего.
Перейдем к положительным моментам мюнхенской машины. Среди других автомобилей, принявших участие в испытаниях, MAN предложил самое большое спальное место. Необходимо отметить жирным плюсом систему отопления и вентиляции - удобное управление, малошумный вентилятор, хорошее распределение воздуха. Обращают на себя внимание хорошо читаемые приборы и простые в эксплуатации элементы управления. Измерение уровня шума дает не самые низкие показатели, однако субъективное восприятие шума в целом хорошее. Если не брать в расчет стуки подвески, до полного успеха не хватает только мелочей.
Испытатели признали хорошую эффективность тор-мозов MAN, а также точную дозируемоеть, то бишь хорошее чувство педали тормоза.
Последние штрихи. Точность рулевого управления очень высока у всех трех автомобилей. Наибольшая точность маневрирования отмечена у DAF. В оценке внутренней отделки кабины пострадал MAN из-за явной дешевизны пластмассовых материалов. Mercedes выиграл за счет применения новых обивочных материалов темных цветов. Хотя вряд ли найдется предприниматель-перевозчик, который побаловал бы своего водителя дорогой кожаной отделкой внутреннего пространство кабины стоимостью 5000 евро. По этой части отделка кабины DAF - та самая золотая середина.
Преимущество - у DAF. За счет кабины типа Space Cab автомобиль модели 95XF экономит 60 килограммов массы по сравнению с кабиной типа Super-Space-Cab. Несмотря на это, Actros - впереди.
С любезного разрешения журнала «Trucker»