Хочу другой мотор!

- Сергей Владимирович, как фирма «Технополис» начала подобную деятельность?
- Начинали мы с торговли моторами ЯМЗ и ММЗ. Со временем по просьбам клиентов занялись не только продажей, но и установкой на грузовики купленных у нас моторов. А несколько лет назад к нам стали обращаться с просьбами о замене штатных моторов грузовиков на дизельные двигатели в целях повышения рабочих характеристик автомобиля. Кто-то, например, желал заменить бензиновый мотор на ЗИЛе или «газоне» более тяговитым, а главное, не таким прожорливым дизелем. Другого клиента, наоборот, не устраивали тяговые характеристики штатного дизеля на его КамАЗе. В итоге в 1999 году мы запустили производственную базу по переоборудованию автомобилей различных марок дизельными двигателями.
- Кто же основной клиент на подобные услуги?
- Можем сказать, что уже есть целые организации из разных областей, которые с нашей помощью перевели свои автопарки на дизельные моторы. Среди них, например, ЗАО «РИТА», «Гидроинжстрой», «Калужский мясокомбинат» и другие. Также много заказов приходит и от частников. Объединяет же наших клиентов то, что замена мотора для них не прихоть, а точный экономический расчет. Один заказчик, скажем, хочет уйти от машин с бензиновыми моторами, чтобы сократить расходы автопарка на топливо; второму штатный мотор слабоват для работы; у третьего клиента двигатель на машине сломался или уже изношен до предела, и так далее. При этом на новую технику денег у большинства владельцев нет. А тут клиент пригоняет свой старый или уже просто «убитый и похороненный» грузовик, который мы основательно перетряхиваем и ставим новый мотор. И после всех работ человек получает фактически новый автомобиль с повышенными рабочими характеристиками, и все это - за полцены!
- Какие моторы может выбрать заказчик?
- Мы предлагаем широкую гамму дизелей Минского и Ярославского моторных заводов, которые ставятся на автомобили ГАЗ, ЗИЛ, Урал и КамАЗ. Предварительно мы беседуем с клиентом, выясняем, в каком режиме работает машина, и на основе этих сведений подбираем оптимальный вариант. Скажем, для грузовика, работающего в городе, предлагаем более экономичный мотор, а вот если машина ходит «на дальняк», да еще с прицепом, то акцент делается уже на мощность двигателя.
- Много ли приходит заказов и какие грузовики чаще везут на «операцию»?
- В год делаем порядка 200 грузовиков всех марок. И около половины заказов составляют подержанные бензиновые ЗИЛы разных моделей. На машины «сто тридцатого» семейства ставим четырехцилиндровые дизели ММЗ серии Д-243 или Д-245 (такие же моторы работают на «бычках»). После установки дизеля расход топлива в городе падает с 25 - 30 до 17 - 20 литров на сто километров. Окупается же новый мотор примерно за месяц, так что выгода налицо. На грузовики ЗИЛ серии «4331», помимо вышеупомянутых минских моторов, устанавливаем еще и мощный 6-цилиндровый дизель серии «ЯМЗ-236» (фото1), с которым грузовик начинает просто «летать». На втором месте по
популярности - ГАЗ-3307 (09), на который приходится до 30% заказов. Эти машины тоже оснащаем минскими дизелями. Кроме этого, привозят много КамАЗов выпуска начала 90-х годов, для которых клиенты заказывают 240-сильную ярославскую «восьмерку». Кстати, чтобы переоборудовать машину, ее не обязательно пригонять к нам в Обнинск, так как мы можем отправить двигатель и комплект для установки прямо к заказчику, осуществить шеф-монтаж.
- А с другими видами техники работаете?
- Да, мы также переоборудуем трактора и комбайны, дорожную и строительную технику. Работаем и с автобусами (ЛАЗ, ПАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ), но к ним у нас подход очень осторожный. Эти машины довольно специфичны, и у них высокие требования по безопасности. Поэтому за эти годы мы выполнили всего около 10 заказов. Так что пока наш основной профиль - это грузовики.
- Установка «неродных» агрегатов на машину - дело серьезное. Что приходится изменять в конструкции машин?
- Объем вмешательства в стандартную конструкцию зависит от грузовика и типа мотора, который на него ставится. Если, например, устанавливаемый двигатель тяжелее штатного, приходится усиливать опоры мотора и ставить дополнительные листы в пакеты рессор передней подвески. Идем далее. Дизель ММЗ, устанавливаемый на ЗИЛ-130, без проблем сочетается со штатной 5-ступенчатой КПП. Этот же дизель ставится и на бензиновые грузовики ГАЗ, но их штатная КПП уже не рассчитана на повышенный крутящий момент, поэтому ее приходится менять на зиловскую коробку передач в паре со сцеплением. То же самое относится и к моторам ЯМЗ. Если, например, ярославский дизель ставится на ЗИЛ-4331, стандартную КПП заменяем на 5-ступенчатую мазовскую, которая отлично подходит к этому двигателю. Кстати, процесс установки моторов ЯМЗ на грузовики ЗИЛ-4331 - один из самых сложных. Приходится снимать кабину, делать вырезы в поперечине рамы под патрубки радиатора, сдвигать в сторону опоры кабины и редуктор гидроусилителя руля - словом, работы хватает. Конечно, мы стараемся как можно меньше перекраивать конструкцию и использовать максимум стандартных деталей. Но такое не всегда возможно и касается это не только грузовиков ЗИЛ. Поэтому при необходимости мы самостоятельно изготавливаем некоторые оригинальные детали: опоры моторов, коробок передач и насосов гидроусилителя руля, кронштейны под навесные агрегаты, проставки на карданы и т.д. Однако хочу особо отметить, что все подобные изменения, вносимые в стандартную конструкцию, мы предварительно согласовываем со специалистами НАМИ, которые соответственно выдают нам разрешение на переделки.
- А непосредственно с моторами проводятся какие-то подготовительные работы?
- Конечно. Мы сами покупаем часть навесных агрегатов - насосы усилителя руля, стартера - и отсеиваем брак, которого сейчас, увы, попадается достаточно много. Кроме этого, перед установкой все моторы проходят обкатку на стенде. Попутно делаем протяжку двигателя и после этого ставим собственные пломбы. Касательно пломб ситуация объясняется тем, что в нашем случае моторные заводы не дают гарантию на свою продукцию, заявляя, что, мол, данный мотор для такой-то машины не предназначен, согласований на его установку нет и поэтому производитель никаких обязательств на себя брать не будет. Так что гарантию на моторы мы поддерживаем сами, выдавая клиентам нашу гарантийную книжку. У нас же клиент может пройти ТО либо сделать ремонт. Плюс к этому, разумеется, мы даем гарантию и на свою работу.
- Могут ли у клиента возникнуть проблемы с ГАИ по вопросам регистрации переделанного грузовика?
- К сожалению, это не исключено. Сейчас, например, процедуры регистрации усложнились. Теперь, если заказчик вдруг решит пригнать нам на переоборудование новый автомобиль, машину надо сначала зарегистрировать в ГАИ как новую, а после переделки снова ставить на учет, но уже как переделанную! Кроме этого, клиент еще и должен написать заявление в ГАИ, прося разрешение на переоборудование. Причем были случаи, когда человеку отказывали в просьбе либо обязывали переделывать машину в той организации, которую укажут! Но это еще не все. Гаишники могут остановить переоборудованный автомобиль на дороге и начать придираться к водителю: что за мотор, почему он тут стоит, где разрешения и так далее? Поэтому, чтобы защитить клиента от таких неприятностей, нам приходится готовить дополнительный пакет документов но машину: договора, разрешения на переоборудование с указанием организации (это либо завод-изготовитель, либо уполномоченный автоинститут), разрешившей внесение изменений в конструкцию, сертификаты, характеристики транспортного средства после переоборудования...
- Давайте напоследок поговорим о чем-нибудь более приятном и оптимистичном. Например, о планах на будущее.
- Планов у нас немало. В первую очередь, конечно, будем поддерживать и развивать уже имеющиеся направления. Мы уже предлагаем нашим клиентам не только установку двигателей, но и тюнинг автомобилей: установку сдвоенных кабин, седельных устройств, баков повышенной вместимости, фургонов, манипуляторов. Сейчас осваиваем установку дизеля на «Газель». Кстати, с «газелями» и дизелями для них ситуация вообще интересная. К нам уже пару раз обращались с просьбой поставить дизель на «полуторку». Что тут можно было предложить? Подходящего «малоформатного» отечественного мотора на рынке нет, лицензионный австрийский «Штайр» слишком дорог и сложен... Мы вышли из положения тем, что нашли и установили на «газели» дизели от подержанных грузовичков Volkswagen LT28. Но это были единичные случаи, ведь «бэушных» импортных дизелей на всех желающих не напасешься. Нужен был доступный серийный двигатель. И вот недавно Заволжский моторный завод разработал и выпустил долгожданный дизель серии «ЗМЗ-514.10», который мы уже предлагаем, причем не только для «Газели», но и для УАЗов. Четырехцилидровый 16-клапанный мотор имеет механический ТНВД, турбонадцув и систему рециркуляции отработавших газов, что позволяет отвечать экологическим нормам Евро 2. При объеме 2,24 литра, агрегат выдает 98 л.с. при 3200 - 3400 об/мин и развивает крутящий момент в 235 Нм при 2000 - 2500 об/мин. В общем, то, что надо. Вместе с этим приятно заметить, что завод предложил нам не только устанавливать этот мотор на вышеупомянутые машины, но еще и заниматься его последующим техобслуживанием. Так что, как видите, нам есть, куда расти.