Берегись автомобиля

Вот, кажется, окно. Выруливаю на варенную и иду на обгон. Уже почти поравнявшись кабинами, вдруг с ужасом вижу надвигающийся из тумана встречный легковой автомобиль без какого-либо света. До него метров четыреста. Закончить обгон на груженой фуре точно не успею. Сразу выступила испарина, нога автоматом жмет на тормоз, но автопоезд и не думает тормозить. Екрный бабай - как раз в этом месте накатанный мокрый снег. Вместо того чтобы тормозить, «фура» начинает складываться. В мозгу пронеслись несколько сценариев: если сложусь, хана грузу и куча металлолома из нескольких машин, нырять в кювет - жалко машину. Чтобы не сложиться, отпускаю педаль тормоза и начинаю молить встречного водителя на легковушке уйти в кювет, ведь ему практически ничего не будет. Но он явно не просек ситуацию и продолжает катастрофически быстро приближаться. Ну и редиска ты, мужик: жалеть лампочки в туман и идти в лоб на грузовик. Я уже смирился и ждал развязки. Помощь пришла неожиданно со стороны водителя КамАза, обгоняемого мной. Видя мои бесполезные попытки, он резко прибавил в скорости, дав возможность мне вернуться на свою полосу до столкновения.
Все это я вспомнил, разбирая материал семинара о проблемах безопасности но дорогах, проведенного для журналистов компанией Volvo Trucks летом 2002 года в Гетеборге.
Не секрет, что последствия аварий с участием грузовиков из-за габаритов и массы последних наиболее тяжелые и трагичные. По статистике ежегодно на дорогах Европы в авариях с участием грузовиков полной массой более 3,5 т гибнут около 13 тыс. человек. Причем 65% столкновений происходят при столкновении с фронтальной частью грузовика. Дело в том, что 2 т легкового автомобиля против 40 т автопоезда как дробинка против слона. Да и бампер грузовика расположен выше бампера легковушки. Машина просто подныривает под грузовик при столкновениях. Ситуация не в пользу водителя и пассажиров легкового автомобиля.
На грузовиках Volvo уже с 1996 года по заказу клиентов устанавливается передняя противоподкатная защита (FUPS). С 2001 года она входит в стандартную комплектацию. Принцип действия FUPS в том, что в передний бампер грузовика встраиваются деформирующие при столкновении элементы и все это опускается до уровня бампера легкового автомобиля. Деформируясь до 200 мм, эти элементы гасят кинетическую энергию. С августа 2003 года все новые грузовики в Европе обязательно должны иметь противоподкатную защиту, аналогичную разработке Volvo.
Журналистам был показан легковой автомобиль Volvo, который разбили в результате лобового столкновения с грузовиком Voivo FH12, оборудованным FUP5, с суммарной скоростью 65 км/ч и перекрытием 50%. Все пассажиры и водитель легкового автомобиля остались живы и здоровы.
Для того чтобы обезопасить людей легковушки на скорости 90 км/ч, деформируемую зону следует увеличить в 3 раза до 600 мм. Тогда увеличивается длина кабины, но за счет уменьшения пины полуприцепа, так как длина автопоезда ограничена.
Все вышесказанное является лишь составной частью отдельных этапов мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Специалисты выделяют пять стадий.
1. Профилактика безопасности
Этим термином определяются меры по предотвращению критических ситуаций, потенциально приводящих к аварийным. Комфорт рабочего места, снимающий усталость водителя, занимает не последнюю роль. В будущем планируется устанавливать в кабине датчики, следящие за глазами и движением головы водителя, а случае отклонения от заданных параметров при усталости подается звуковой сигнал, приводящий водителя в чувство.
2. Активная безопасность
Система курсовой устойчивости ESP конструкторы относят именно к этой стадии. Датчики, установленные на автомобиле, определяют угол поворота руля, угловую скорость, отклонение от курса, боковое ускорение. Нагрузки на автомобиль, возникающие в процессе движения, постоянно сверяются с пороговыми параметрами, занесенными в бортовой компьютер. И если, например, при прохождении поворота боковое ускорение превышает критическое значение, то компьютер выдает команду на изменение оборотов двигателя, притормаживание определенных колес прицепа и тягача, работу вспомогательных тормозных систем. Причем прицеп не обязательно должен иметь АБС и электронную систему тормозов - ESP работает и без них. Но наличие современных тормозных систем предпочтительнее. Необходимо добавить, что система курсовой устойчивости ESP входит в стандартную комплектацию тягачей FH и FM.
Кроме этого к активной безопасности относятся и датчики столкновения, следящие за окружающей обстановкой: дистанцией впереди и параллельно идущем транспорте. В случае опасного сближения в кабине раздается пронзительный звуковой сигнал.
3. Подготовка к столкновению
Преднатяжение ремней безопасности относится к третьему этапу, когда аварии избежать не удается, но можно минимизировать травмы.
4. Меры во время аварии
Минимизация ущерба для груза, участников дорожного происшествия. На этапе столкновения происходят автоматическое максимально эффективное и резкое торможение автомобиля, фиксация корпуса водителя и пассажира в вертикальном положении, увод рулевого колеса от направления удара. Противо-подкатная защита FUPS предусмотрена именно для этого этапа.
5. После аварии
Автоматическая система оповещения выдает сигнал аварийным службам. В нем указаны место аварии, информация о состоянии автомобиля, скорости и перегрузке во время столкновения, массе автомобиля. Согласитесь, что, обладая этими данными, специалист адекватно может определить последствия аварии еще до прибытия на место и грамотно подготовиться к ее ликвидации.