Санпаспорта
Давайте разбираться вместе. Что такое транспортное средство? Обратимся к Правилам Дорожного Движения. П. 1.2 ПДД определяет: «Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». Все предельно ясно.
Все грузовые транспортные средства делятся на две группы. Первая группа - это грузовые транспортные средства общего назначения. Вторая - специально предназначенные и специально оборудованные грузовые транспортные средства.
Что такое специально предназначенные грузовые транспортные средства? Это транспортные средства, специально разработанные и изготовленные для перевозки определенного вида грузов.
Что такое специально оборудованные грузовые транспортные средства? Это шасси стандартного грузового транспортного средства, но которое установлено дополнительное оборудование, предназначенное для перевозки определенного вида грузов.
П. 4 ст. 19 Федерального закона от 02 января 2000 г. № 29-ФЗ гласит: «Для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта».
Что такое транспортные средства, специально предназначенные для перевозок продуктов питания? Это транспортные средства, специально разработанные и изготовленные для этих целей. Это всевозможные емкости для перевозки жидких и сыпучих продуктов питания, рефрижераторы, холодильные установки которых позволяют обеспечить и поддерживать необходимый промежутка времени. Все части такого транспортного средство, имеющие непосредственный контакт с продуктами питания во время транспортировки, погрузки и выгрузки, должны быть выполнены изготовителем из1 пищевого материала. Но стадии разработки марки этих материалов согласовываются с санитарными службами. Эти транспортные средства в обязательном порядке сертифицируются. В сертификате указывается, кокие продукты питания можно перевозить донным транспортным средством. Неуказанные в сертификате продукты питания в этом транспортном средстве перевозить запрещено.
Что такое транспортные средства, специально оборудованные для перевозок продуктов питания? Это стандартное шасси транспортного средства, на которое установлено дополнительное оборудование, специально разработанное и изготовленное для перевозки продуктов питания. Все части такого дополнительного оборудования, имеющие непосредственный контакт с продуктами питания во время транспортировки, погрузки и выгрузки, должны быть выполнены изготовителем из пищевого материала. В этом случае сертифицируется дополнительное оборудование.
Эти и ТОЛЬКО эти транспортные средства, отвечающие санитарным требованиям, вправе иметь санитарные паспорта. Другим грузовым транспортным средствам санитарные паспорта не положены. Их конструкция не отвечает санитарным требованиям.
Со специально предназначенными и специально оборудованными грузовыми транспортными средствами вроде разобрались. Если такое транспортное средство не предназначено для перевозки продуктов питания, значит, перевозить продукты питания запрещено. Все вроде просто и логично. Не повезет законопослушный коммерсант вино в бензовозе.
Как же быть с грузовыми транспортными средствами общего назначения. В их конструкцию не заложены санитарные требования. Можно ли возить в фурах и морских контейнерах продукты питания? Можно ли возить продукты питания в рефах и термосах, изготовленных из непищевого материала? Напрашивается вывод. Если продукт питания имеет непосредственный контакт с деталями транспортного средства общего назначения, перевозить его в этом транспортном средстве запрещено. Однако в чем и как перевозить такие продукты питания, как картошка, зерно, и прочие дары полей? Как быть с фасованными и упакованными продуктами питания?
Каждый производитель в соответствии с санитарными нормами предъявляет к погрузке, транспортировке и хранению продуктов питания определенные требования. Фасуя и упаковывая свою продукцию, производитель существенно ограничивает круг этих требований. В этом случае не транспортное средство, а внутренняя упаковка имеет непосредственный контакт с продуктом питания и именно она должна отвечать санитарным требованиям. Требования предъявляемые к погрузке, транспортировке и хранению конкретного продукта питания производитель наносит на наружную упаковку в виде условных знаков. Это схематическое изображение зонтика, солнышка, снежинки, термометра и т. д. Выполнение этих требований является обязательным и, на мой взгляд, достаточным для грузоперевозчика. Ни разу я не видел на наружной упаковке детского питания изображение санитарного паспорта или санитарной книжки.
Все-таки можно или нельзя перевозить фасованные продукты питания на грузовых транспортных средствах общего назначения, в конструкцию которых не заложены санитарные требования? Должны ли и в праве ли иметь санитарные паспорта грузовые транспортные средства общего назначения, которые по своим конструктивным особенностям не отвечают санитарным требованиям?
На эти вопросы может дать исчерпывающий ответ только специалист. Я адресую эти вопросы непосредственно Главному врачу Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Москве Н.Н. Филатову. Уважаемый Николай Николаевич, ответьте, пожалуйста. Грузоперевозчики ждут.
Вопросы, связанные с перевозкой продуктов питания автомобильным транспортом, волнуют общество. В Москве существуют и активно работают региональная общественная организация «Экология» и экологическое общественное движение «За чистый транспорт». Работают они в содружестве и под руководством ГУН «Промышленная дезинфекция» и НП «Содействие в защите прав граждан в процессе изготовления, реализации продукции, работ и услуг» (НП «СГРиУ»). Чем занимается ГУП «Промышленная дезинфекция», я не выяснял. О прошлой незаконной деятельности НП «Содействие в защите прав граждан в процессе изготовления, реализации продукции, работ и услуг« (НП «СГРиУ») «АВТОТРАК» писал в №№ 5 и 6 за 2001 год. Коротко напомню суть деятельности НП «СГРиУ».
Руководство НП «СГРиУ» заключило соглашение о сотрудничестве с Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Москве. Некоторые сотрудники НП «СГРиУ» имели удостоверения общественных транспортных инспекторов, выданные Московским отделением Российской транспортной инспекции. Вооружившись этими документами, сотрудники НП «СГРиУ» занимались проверкой санитарных паспортов и личных медицинских книжек у водителей на территории Москвы. Санитарные паспорта и личные медицинские книжки у водителей изымались, составлялся «акт» на официальном бланке. Грузоперевозчик вызывался для «беседы» в офис НП «СГРиУ». В офисе грузоперевозчика всячески запугивали и принуждали к заключению договора на санобработку с ООО «Ютикон». Эти действия НП «СГРиУ» носили ЯЕНО незаконный характер. Наш профсоюз направил ряд жалоб. «АВТОТРАК» опубликовал статью в № 5 за 2001 год. В результате НП «СГРиУ» прекратил свою незаконную деятельность и пропал. Подробнее о результатах наших действий советую прочитать в статье «К вопросу о санпаспортах» в № 6 за 2001 год. В июне и июле 2002 года в профсоюз стали обращаться грузоперевозчики с жалобами на действия некой Региональной общественной организации, которая на территории Москвы занимается проверкой санпаспортов и медицинских книжек.
В распоряжении профсоюза появился окт № 954/4 от 23.08.02. Давайте вместе изучим этот документ. Грозная, однако, бумага. В заглавии указывается: «Данный акт через 2 суток с момента оформления направляется в ЦГСЭН в г. Москве, Управление по предупреждению правонарушений в области охраны окружающей среды и Департамент природопользования и охраны окружающей среды». В акте приведены 3 статьи 2 федеральных законов и приказ Минздрава РФ, которые якобы и нарушил грузоперевозчик. Указано, что ответственность за эти правонарушения предусмотрено одной статьей федерального закона и 3 статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уже страшно. На обратной стороне размещена «Информация для руководителей». Настала очередь пугаться руководству. Прочитал руководитель и понял - РОО «Экология» самая правильная. Все у нее есть, закон на ее стороне. Каждый факт нарушения сразу в компьютер, а том ЦГСЭН и ГУВД Москвы. И это только начало большой роботы. Если водитель отказался предъявлять документы - клиента к ответу. Всех нарушителей немедленно в право-охранительные органы. Нет у водителя медицинской книжки — террорист. В Москве организацией работ по дезинфекции транспорто занимаются только ДГУП «Промышленная дезинфекция» и НП «Содействие в защите прав граждан в процессе изготовления, реализации продукции, работ и услуг». К акту и «Информации для руководителя» прилагается «Информационный бюллетень». Его читать совсем страшно. Серьезная контора, РОО «Экология». Все ее поддерживают. У них не забалуешься. Вот только как расценивать фразу в конце акта: «Общественному инспектору добровольно передан санитарный паспорт (медицинская книжка)»? Чью спину и то что ниже спины прикрыли опытные юристы РОО «Экология»? Одной этой фразы достаточно, чтобы понять: «развели» водителя Рахмадулина P.P. Если судить по номеру акта, «развели» не его одного.
Вместе с ПБЮЛ Бакулиной Валентиной Константиновной 27 августа приехали мы по указанному в акте адресу. Беседовал с нами лично генеральный директор НП «Содействие в зощите пров граждан в процессе изготовления, реализации продукции, работ и услуг» СТАНКЕВИЧ Сергей Владимирович. На его рабочем столе лежала ксерокопия статьи «САНПАСПОРТА», помещенная в «АВТОТРАКЕ» № 5 за 2001 г. Изучал, наверное. Запугивать Валентину Константиновну он начал сразу. Рассказывал про летальный исход, который непременно ноступит после употребления пива, перевезенного водителем Рахматулиным P.P. на МАЗ-53336 без договора на дезоброботку и мойку. Уважаемый Сергей Владимирович! Не возят на МАЗ-53336 грузы вообще. Пиво было совсем в другом транспортном средстве, которое за этот МАЗ было прицеплено. Надоело мне слушать страшилки в его исполнении. Вручил я Сергею Владимировичу свою визитку, представился и потребовал вернуть документы госпоже Валентине Константиновне. Не скажу, что он обрадовался мне сильно, но занервничал явно. Вернул он Валентине Константиновне изъятые у водителя санпаспорт и медицинскую книжку. К нашей дальнейшей беседе подключился гендиректор РОО «Экология ДДД» к.т.н. Михин Н.И. Разговор у нас не задался сразу. Я прошу предоставить мне договора на дезобработку, а они мне - приходи завтра. Я прошу предоставить расценки, а они пугать начали налоговой проверкой, которую они устроят профсоюзу. Я заявил, что хочу здесь и немедленно заключить с ними договор на санобработку и оформить санпаспорта на 5 грузовых машин. Двум генеральным стало ясна и понятна цель моего визита. Решили они съехать с этой темы на тормозах. Проводили они меня в соседний кабинет к даме. Дама записала в амбарную книгу 5 марок и номеров седельных тягачей и полное название профсоюза. Она объяснила мне, что стоит один санпаспорт 650 рублеи и надй будет заплатить за санобработку на полгода вперед около 7000 рублей за каждую машину. Машины гнать никуда не надо. Готовы санпаспорта будут через 10 дней. Сейчас мне выдадут временные удостоверения. Разъяснив все это, дама стала ждать, когда я полезу в карман за деньгами. Я попросил выставить профсоюзу счет - фактуру за услуги. Дама заявила, что работаютают они только за наличный расчет. Совсем неплохо: 8000 рублей с одной машины черным налом за филькину грамоту. Почему «филькину»? Поясняю. В этой конторе любому обратившемуся за 8000 рублей заочно выдадут санпаспорт с печатями ЦГСЭН, голограммами и отметками о санобработке на любой автомобиль. Даже если этот автомобиль специально предназначен для перевозки бытовых и прочих отходов. Возите на здоровье. Кушайте граждане. За ваши деньги - любой каприз.
Уважаемые ГРАЖДАНЕ! Уважаемые грузоперевозчики! Проверять любые документы, составлять акты и протоколы могут только уполномоченные на то представители ГОСУДАРСТВЕН-НЫХ органов. С любыми другими лицами, кем бы они ни представлялись, поступайте так же, как с цыганками на заправке. Это одного ПОЛЯ ЯГОДЫ.
С уважением, председатель Центрального совета Межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов.
Тел.: 746-0511
P.S. Эта статья, копии актов и сопроводительные письма будут направлены в Прокуратуру Москвы, ГУВД Москвы, ЦГСЭН в Москве, Департамент природо-пользования и охраны окружающей среды. Пусть компетентные органы по закону оценят деятельность этих «борцов» за экологию и «за чистый транспорт».
Продолжение следует.